Архивы за День: 04.02.2025
Василий ГЛАДЫШЕВ, руководитель хора Ржевского Покровского старообрядческого храма: «ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ – ЖИВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ТРАДИЦИЯ»

— Василий, хор Покровской старообрядческой церкви недавно выступил перед широкой публикой в ДК «Железнодорожник». Когда хор решил выйти за пределы храма и донести до слушателей красоту знаменного распева?
— Наш коллектив уже несколько десятилетий выступает на различных площадках, как церковных, так и светских, не только в Ржеве, но и в других городах, например, в Москве. Недавно побывали на острове Валаам, где пели перед насельниками монастыря и гостями обители. Хор ведёт активную работу по популяризации древнерусского церковного знаменного пения.
— Получается, что в деятельности хора соединялись две цели — рассказать более широкому кругу о знаменном распеве, о древней музыкальной традиции, и развивать знаменное пение внутри самого старообрядчества?
— Это получилось очень естественно. Пение — неотъемлемая часть любой народной культуры. И для нас нормально, что мы поём во время службы, совместных трапез, дома с детьми, за работой. Хотя сейчас обычный человек редко поёт, в основном только слушает музыку, чаще эстрадную.
Получается, это сокровище — знаменный распев — не знакомо большинству людей. Мы показываем его красоту и помогаем прикоснуться к древнерусской культуре. Знаменный распев — старинное пение православной церкви, основанное на одноголосном хоровом или сольном исполнении. Древнее, уникальное явление. Название происходит от старославянского слова «знамя», то есть знак. Распев строится не на современной нотной системе, а на невмах. Мелодия записывается с помощью специальных знаков — крюков. Знаменный распев — это максимально естественная форма пения во время молитвы. Она лишена любых вычурностей, отвлекающих деталей. Её главная цель — молитва во время пения. В знаменном распеве нет многоголосия, каких-то деталей, которые отвлекали бы человека от произносимых слов во время пения. Полная концентрация на слове.
Мы увидели, что это интересно публике. Наши хористы — молодые люди, которые увлечённо занимаются изучением и исполнением песнопений знаменного распева. По мере того как мы выступали и рассказывали людям о нем, стали углублять и свои знания — изучаем древние рукописи, различные необычные распевы. Основной замысел, положенный в основание хора, — расшифровка и исполнение редких, утраченных в практике песнопений, и возвращение их в богослужебную повседневность. Занятия с профессиональным специалистом по вокалу позволяет ставить голоса, настраивать извлечение звука. Он специально приезжает к нам из Ростова-на-Дону.
— У хора Покровского храма богатые традиции в знаменном пении?
— Да, очень давние традиции. Когда храм только был открыт, при нём существовал хор с певчими. Была при Покровском храме школа пения, где обучали знаменному распеву. Можно сказать, что спустя почти столетие мы в некотором роде возрождаем традиции знаменного пения в Ржеве.
Нынешние хористы — это уже третье поколение хора постсоветского времени. По большей части наш хор состоит из прихожан ржевского Покровского храма, но есть певчие и из других старообрядческих общин. Хор, как Вы понимаете, не основная наша работа. Среди хористов люди разных профессий — программисты, химики, менеджеры, строители, студенты.
Специфика маленького города такова, что молодой человек здесь взрослеет, учится, а потом уезжает в большие города. К сожалению, это около 70 процентов молодёжи Ржева. Для ржевской старообрядческой общины отток молодёжи тоже проблема. И с этим связана нестабильность состава хора. Но сейчас сложился постоянный состав благодаря современным средствам коммуникации. Находясь в разных городах, мы проводим онлайн-занятия, а затем встречаемся очно, спеваемся и едем на выступления. Вот такими певческими сессиями и живем.
— Есть ли в хоре те, кто не поёт на клиросе? Важно ли, чтобы человек понимал смысл молитвы и для него это был не просто набор звуков и слов, а именно, чтобы молитва ощущалась в пении?
— Да, архиважно. Это один из фундаментальных вопросов, который важен лично для меня как руководителя хора: наше пение — это не просто исполнение каких-то красивых мелодий, а прикосновение всей своей жизнью к духовному, к божественному. Важно, чтобы исполнители во время песнопения не были похожи на магнитофон, который воспроизводит мелодию. Человек должен понимать, что поёт, насколько это возможно, и проживать то, что он поёт. Это на самом деле не такая простая задача, как кажется. Для достижения этого требуются немалые усилия — и руководителя, и каждого хориста.
Надо сказать, что не все наши хористы поют на клиросе. Есть люди, которые услышали о нашем хоре, пришли со стороны, познакомились со знаменным пением, и сейчас на пути к церкви — поют в хоре с перспективой, что когда-то будут петь на клиросе. Есть и не воцерковлённые люди, и даже не старообрядцы.
— Демократично. Мне всегда казалось, что старообрядческая община — это такое закрытое сообщество, куда посторонних не очень-то пускают.
— Наверняка где-то есть и такие общины. Сейчас их мало. Всё зависит от людей, от их открытости. Но наша подрастающая молодежь открыта миру в хорошем смысле слова и готова принимать людей, делиться знаниями без утаек. Знаменный распев — это ведь не наша частная собственность: мы ею владеем, и тебе дадим, а тебе — нет. Это наша общая подлинная русская культура, почему-то незаслуженно забытая.
— Где учились петь?
— Это просто природа. Практически все хористы без музыкального образования, но пели в церкви. С некоторыми отдельно занималась матушка Ирина Чунина, протодиакон Иоанн Чунин и другие наставники. Я считаю, слух и голос от природы даны каждому. Если развивать, то будет результат. Скорее, это вопрос о готовности прилагать усилия.
— Василий, в репертуаре вашего хора не только церковные песнопения, но и светские?
— Для нас приемлемы любые песни, даже зарубежных авторов, наполненные добрым и светлым смыслом, что заставляет человека задуматься о его роли на земле, что настраивает на добрый лад. Нет строгих критериев. Например, мы исполняем старинные русские народные песни «Ей, ухнем!», «Ой, мороз, мороз» и другие. Из современного — «Конь» группы «Любэ», военно-патриотические произведения современных авторов.
— Согласитесь, одно дело — петь в храме, где особая обстановка, где пение неотделимо от обрядового контекста, где молитва является именно молитвой. Концертное же выступление требует коммуникации между поющими и слушающими.
— Этот непростой вопрос до сих пор вызывает дискуссии. И в наших головах есть вопросы: как относиться к концертному пению? Мы здесь молимся или проводим концерт? На самом деле церковное пение создано не для концертных залов и больших сцен, а для помещений с храмовой акустикой и обстановкой, чтобы люди слышали и молились. Знаменный распев — это не украшение молитвы, он и есть сама молитва. Поэтому в концертном зале церковное пение не передаст всех его ощущений. А подлинное звучание можно услышать только в храме. Но поскольку многие люди в храм идти не готовы, мы выступаем и в концертном зале. Пусть и не сможем передать всю глубину и красоту песнопений, но дадим людям прикоснуться к знаменному распеву.
— Где ржевитяне могут услышать пение вашего хора?
— В Покровском храме, куда может прийти любой человек в благопристойном и культурном виде. У нас есть большое пространство вверху — хоры, оттуда можно наблюдать за ходом всей службы. На большие праздники — Рождество, Пасху, престольный праздник Покрова или праздник Оковецкой иконы Божией Матери — у нас собирается большая часть хора, и мы поём. Также записи наших выступлений есть на «Яндекс Музыке». Есть каналы в «Телеграм», на YouTube, RuTube. Хор Ржевской Покровской старообрядческой общины представлен в цифровом пространстве. Мы регулярно выпускаем альбомы знаменного пения: «Великая вечерня», «Рождество Христово», «Великий пост». Сейчас ведём работу над новым альбомом. Записываем песнопения с помощью профессионального оборудования в храмовом пространстве, где они очень органично звучат.
— Можно ли сказать, что знаменное пение — это чисто наследие древности, или это все-таки живая развивающаяся традиция?
— Я склонен считать, что живая традиция. Она менялась с течением времени, сохраняя при этом своё ядро, от возникновения христианства на Руси и появления знаменного распева в XII веке. Эти изменения и сейчас происходят. Мы в богослужебный обиход вводим песнопения, датируемые XVII веком. Но надо понимать, что поём мы стопроцентно иначе, чем пели тогда. Мы проводим некую реинтерпретацию написанного предками. Это рациональный подход в рамках церковной традиции, которая направлена на сохранение основных канонов и разумное развитие.
— Василий, в миру Вы программист? Расскажите о себе, семье?
— Мои родители были обычными советскими гражданами. В 90-е годы пришли к вере, и для меня церковь всегда была абсолютно естественным местом, пение — тоже. В определённый момент я стал руководить хором в связи с текучестью кадров. Пока это делаю.
У меня жена, трое детей, должность программиста. Одна из главных причин, почему остался в Ржеве, я работаю удалённо, это позволяет мне жить в своем городе и, слава Богу, остается энергия заниматься хором.
— И последний вопрос. Можно ли сказать, что знаменное пение — это одно из важнейших духовных сокровищ Древней Руси, сохранённое до наших дней?
— Безусловно. Лично мне хотелось бы, чтобы знаменное пение не было сокровищем, хранящемся в сундуке, которое мы иногда открываем проветрить, полюбоваться, а затем снова закрываем на долгие годы. Знаменное пение — наша древняя русская культура. Например, в Европе есть григорианский хорал, византийский распев. И каждый житель, допустим, Греции, знает об их красоте. У арабов есть свои песнопения, которые они все прекрасно знают. В России с певческим культурным наследием все гораздо сложнее — богослужебно-певческая традиция более чем на 300 лет сохранялась и развивалась в основном в среде старообрядчества. Но из общенациональной памяти это было вытеснено — сначала Петром I с его преобразованиями, затем и советским периодом. И вот мы здесь, и, наверное, было бы хорошо, если бы что-то в этом изменили в лучшую сторону.
Беседовала Светлана КУДРЯВЦЕВА
(Ознакомиться с деятельностью хора Ржевской старообрядческой общины можно в «Телеграм-канале» @rzhev_hor.)
СПАСИБО ЗА КРАСИВЫЙ НОВЫЙ ГОД!

В выставочном зале состоялась церемония награждения участников и победителей муниципального конкурса на лучшее новогоднее оформление объектов потребительского рынка. В этот раз в традиционно проводимый конкурс внесли изменения: теперь право побороться за пьедестал почёта было не только у представителей предприятий, учреждений торговли и сферы услуг, но также у образовательных и культурных учреждений. Поэтому число участников прибавилось, и на торжественном награждении выставочный зал едва вместил получателей благодарностей и почётных грамот.
ПРО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И УЛИЦУ В ПОБЕДЕ

На заседании думских комитетов в минувший четверг депутаты рассматривали и готовили к вынесению на очередное заседание Думы ряд важных для округа вопросов. Комитет содействия промышленности рассмотрел вопрос об утверждении отчета об исполнении плана приватизации. В данном плане на сегодняшний день —
17 объектов недвижимости и один земельный участок.
ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ЧЕМ ПЛАТИТЬ

Как приятно, когда Ржев преображается в лучшую сторону! Обветшалые фасады домов наряжаются в яркую штукатурку, ветхие крыши обновляются новым покрытием, а ямы на дорогах закрываются свежим асфальтом. Понятно, что скромный бюджет Ржевского муниципального округа не позволяет сделать всё и сразу, и оттого более ценными кажутся капитальные ремонты, которые удаётся осуществить.
Но случается и такое: идёшь по городу, любуешься обновлёнными дорогой и тротуаром, и вдруг на твоём пути встречается канава, которой ещё вчера не было. А в ней какие-то лужи, трубы или провода. Значит, произошла авария на сетях водо- или теплоснабжения или повреждён пролегающий под землёй электрический кабель. А ресурсники — молодцы, провели или проводят ремонтные работы!.. Потом молодцы-ресурсники уезжают, в лучшем случае наспех засыпав яму грунтом, а новенького асфальта, красовавшегося на этом месте, как ни бывало. И, как правило, восстанавливать испорченное дорожное покрытие в добровольном порядке организации не собираются.
Хорошо, что администрация округа не пускает ситуацию на самотёк. Приведём один из примеров судебных разбирательств, который красочно показывает, чем может грозить ресурсоснабжающей организации повреждение городских владений.
УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ…

Эта фраза из басни «Ворона и лисица» как нельзя лучше подходит к ситуациям, когда мошенники, используя на протяжении многих лет одну и ту же схему, продолжают обманывать граждан — потому что те продолжают верить мошенникам. Регулярно по телевидению, в газетах, в интернете, в СМС-сообщениях, в брошюрах, распространяемых правоохранительными органами, напоминают, что нельзя доверять, если вам звонят и сообщают, что родственник стал виновником ДТП (или оказался в больнице, или задержан правоохранительными органами и тому подобное). Однако ещё находятся граждане, в основном пожилые люди, у которых аферисты отнимают деньги, используя старые классические схемы.