ЗАЩИТНИК НЕБА, ПРОПАВШИЙ НА 75 ЛЕТ

В одном из прошлых номеров «РН» руководитель департамента поисковой и реконструкторской деятельности Сергей Мачинский рассказал о том, как поисковики по сведениям, предоставленным местными жителями, нашли в ржевском лесу истребитель Як-1, которым управлял старший лейтенант Александр Большаков. Останки героя войны, награжденного орденом Красной Звезды и орденом Ленина, числившегося пропавшим без вести 74 года, были переданы его племянникам. Церемония торжественного перезахоронения состоялась 21 октября в городе Вольск Саратовской области.

Параллельно с операцией по подъему истребителя Як-1, поисковики из ржевского поискового отряда «Памяти 29-й Армии» с помощью металлодетекторов в районе деревни Папино Ржевского района обнаружили место падения еще одного самолета. Котлована (или внушительного размера воронки, приметной глазу) не было. Раскопки ребята вели вручную, обрабатывая яму карьерным способом.

В первый день работы в лесу удалось извлечь детали и фрагменты машины, по которым поисковики определили, что это советский высотный истребитель МиГ-3. Как показалось сначала, на лючке капота мотора нашли номер машины. Но немногим позже были найдены и два других номера.

Какой из них принять во внимание? С этим определились не сразу.

— При падении самолет сильно пострадал. Части двигателя попадались на двух-метровой глубине. С 4-метровой глубины из алюминиевых фрагментов извлекли останки пилота, планшет с полетными картами, парашют, — рассказывает Дмитрий Никитин.

Впервые нашли табличку мотора с номером.

— На гимнастерке летчика сохранились петлицы с тремя кубарями старшего лейтенанта, а в кармане кожаной куртки пилота — некоторые личные документы.

Среди них — записная книжка и партийный билет. Четко читается запись. «Выдан 5 апреля 1941 года 24-й авиадивизией Московского военного округа на имя Ивана Егоровича Лукина, 1915 года рождения».

Пожелтевшие бумажные листы с нарисованными от руки силуэтами немецких самолетов, список аэродромов (позывных), где они могли приземлиться: Тушино, Серпухов, Люберцы, Кубинка, Клин, Внуково… всего более тридцати наименований. Ржев значится под номером 30.

Отдельные записи, сделанные спецчернилами, легко читаемы. Адреса, номера телефонов, заметки по повестке партсобрания, расположение звеньев самолетов по аэродрому, время вылета на патрулирование, кодовая таблица сигналов (их выкладывали на земле, чтобы привлечь внимание летчика), список пополнения, время и высота вылетов…

75 лет хранила эти данные ржевская земля!

Поисковиками из Обобщенного банка данных «Мемориал» установлено, что старший лейтенант Лукин, уроженец Донецкой области, станции Никитовка, был заместителем командира 2-й авиационной эскадрильи 34 истребительного авиаполка (ИАП) 6 истребительного авиакорпуса ПВО Москвы. 8 октября 1941 года, выполняя боевое задание, он был сбит истребительной авиацией немцев и погиб в воздушном бою под Ржевом.

До 3 августа 1941 года 34 ИАП базировался на аэродроме Внуково. С 4 августа по 11 октября 2 авиационная эскадрилья 34 ИАП ПВО Москвы прикрывала небо над столицей с аэродрома Ржева.

За три неполных месяца летный состав эскадрильи произвел 1523 самолетовылетов (вылеты на прикрытие наших войск, патрулирование, бомбардировка), было сбито 17 самолетов противника.

В одной из записей Иван Лукин сообщает: «9 августа. Неудачная посадка в 23.50. Здорово повредил самолет».

Полковые сведения это подтверждают.

В ночь с 9-го на 10-е сентября Лукин на МиГ-3 N№ 3347 при посадке «с недомазом» в 200 метров задел шасси за земляной вал укрытия самолёта, сломал самолёт. Подлежит восстановительному ремонту в ПАРМ-1. Мотор АМ-35А N№ 9ЕА04895 снять с самолёта, и направить для ремонта в САМ.

Вероятно, именно поэтому поисковики нашли несколько разных номеров.

Известно, что до начала Великой Отечественной войны жена Ивана Лукина Ольга Мартыновна Лукина проживала в деревне Кузяево Медниковского сельского совета Ярославской области (сейчас это Костромская область). Поиски родственников продвигаются сложно. В районе Горловки (Украина), откуда родом Иван Лукин, продолжаются военные действия. Пока нет ответа и из Костромской области.

Только благодаря номеру партийного билета ржевским поисковикам удалось получить из «Российского государственного архива социально-политической истории» документы, в которых говорится, что в 1930 году Иван Лукин окончил 7 классов в с. Князево Скопинского района Московской области (ныне Рязанская область). В 1934 году окончил Совпартшколу в г. Егорьевске, а в 1937 году 8-ю Военную школу пилотов в Киевском военном округе. С августа 1940 года был командиром звена 34-го авиаполка Московского округа.

Если близких найти не удастся, останки ст.лейтенанта Лукина будут торжественно захоронены на Мемориальном кладбище советских воинов в Ржеве 22 июня 2017 года.

Ольга ЖДАНОВА

Фрагменты из книги «На защите московского неба.
Боевой путь летчика-истребителя 1941-1945»

Ее автор Виктор Урвачев — сын известного военного летчика Геннадия Урвачева, с которым Иван Лукин служил в 34 ИАП под командованием Алексея Шокуна.

«Еще до завершения переформирования полка командование решило выдвинуть часть его на запад для встречи самолетов противника на дальних подступах к столице. В связи с этим эскадрилья старшего лейтенанта Шокуна перелетела в Ржев. Из летного блокнота Геннадия Урвачева:

«4.08.41, МиГ-3. Перелет Внуково — Ржев, 1 полет, 55 минут».

«Ржев. Перелет 4.8.41. Н=7.800… Шокун, Бубнов, Лукин, Герасимов

На следующий день после прилета эскадрильи в Ржев старший лейтенант Лукин уже был поднят на перехват самолета противника, который скрылся от него в облаках.

…В начале сентября вновь летное происшествие с Иваном Лукиным — при подходе к взлетно-посадочной полосе задел колесами блиндаж, снес шасси и сел на «живот»: «Самолет поломан. У летчика ссадины на лице». А Ивану — десять суток домашнего ареста и вычет 50 процентов содержания за каждый из этих дней».

В Ржеве эскадрилья приступила к выполнению заданий, о которых Урвачев писал: «Наша эскадрилья, базируясь на аэродроме Ржев, атаковала группы бомбардировщиков, идущих на Москву, и перехватывала разведчиков (в светлое время). Она первая начала выполнять задачи фронтовой авиации — прикрытие войск, сопровождение скоростных бомбардировщиков и штурмовиков, разведка».

Иван Лукин в паре с ведомым летчиком Коробовым 30 августа за линией фронта над территорией противника северо-восточнее Демидовки атаковали и сбили бомбардировщик Ю-88, а на следующий день в районе Ржева — Ме-110. Выполняя задачи по прикрытию войск Западного фронта, железнодорожных перевозок и отражению налётов вражеской авиации на Москву, лётчикам приходилось совершать по 5-6 боевых вылетов в день. Нередко воздушные бои не прекращались в течение всего светлого времени суток и при плохих метеорологических условиях.

Спустя более полувека, зимой я был на охоте в Калининской области и по местному радио услышал, что власти Ржева выделяют немцам 3 гектара для перезахоронения погибших там солдат Вермахта. Вернувшись, сообщил об этом отцу и напомнил о том, как ему с друзьями досталось в 1941-м году от немцев в районе Ржева. Ожидал его возмущения и негодования, но он вдруг рассмеялся: «Три гектара маловато. Когда мы весной 1943-го снова прилетели на аэродром Ржева, сразу после его освобождения, там везде грудами лежали трупы немцев. Ты не можешь себе представить, сколько их там наши перебили».

15_6 15_5 15_4 15_3 15_2 15_1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *