Надежда Васильевна КУДРЯВЦЕВА, начальник вокзала станции Ржев Балтийский Октябрьской железной дороги: «ВОКЗАЛ ЖИВЕТ ПАССАЖИРАМИ»

 

— Надежда Васильевна, заходишь в здание вокзала станции Ржев-Балтийский и будто попадаешь в музей или небольшую цветочную оранжерею… И вокруг вокзала чистота и порядок, цветущие клумбы.

— За цветами ухаживаем вместе с дежурными по вокзалу, специальной должности для этого у нас нет.

— Большой труд содержать их в таком, как у вас, порядке.

— Да. Каждую весну досыпаем землю, пересаживаем, протираем листья растений. Встречаются пассажиры, кто сомневается, что цветы у нас живые. Мы, если замечаем намерения отломить веточку, сами предлагаем отросточки. Для желающих выставляем на стол рассаженные по горшочкам черенки. В июле такая выставка была приурочена к Дню семьи, любви и верности. Также в этот день молодым семьям с детьми мы вручили небольшие сувениры. Люди искренне удивляются такому вниманию. А нам приятно видеть счастливые улыбки наших пассажиров.

— Желание дарить улыбки идет от души, в план мероприятий такое не впишешь… И хочется надеяться, что пассажиры будут бережно относиться к чужому труду. Без опасения быть замеченными нарядом полиции и охраной вокзала.

— Очень в это верим. Уровень культуры пассажиров меняется в лучшую сторону. Был период, когда хулиганили подростки и молодежь. Воровали цветы у вокзала, которые мы сами выращивали, подкидывали котят и щенят. А вокзал — это место массового скопления людей, здесь не должны содержаться животные.

— По пути к Вам заглянула в новый зал ожидания. Светлое, чистое помещение. Опять-таки много цветов, на стенах картины. Есть возможность подзарядить телефон, почитать книги и местные газеты…

— …Воспользоваться бесплатным wi-fi. Как можем, стараемся скрасить пассажирам часы ожидания. Книги приносим из дома. Порой их забирают с собой, но мы не обижаемся.

Зал ожидания по причине аварийного состояния был закрыт лет двадцать, и вот в июне 2018 года открылся. Была у нас задумка: заказать и поставить там деревянные диваны, точную копию таких же, как стояли в 1952 году, когда новый вокзал только открылся. Начальник Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Леонид Георгиевич Туровчук и заместитель начальника дирекции эксплуатации зданий Вячеслав Александрович Петров эту идею одобрили и поддержали. Четыре дивана стоят в зале. Молодцы мастера-умельцы, вручную проделали колоссальную работу! Также мы восстановили картины, которые когда-то украшали зал ожидания. Самая массивная «Ленин на охоте в Бельских лесах». Она была написана по госзаказу для ржевского вокзала в 1966 году.

— Надежда Васильевна, какова история вокзала Ржев-Балтийский?

— Первый поезд из Москвы в Ржев прибыл летом 1901 года, затем сообщение стало осуществляться три раза в неделю. Первое здание вокзала было построено в 1902 году. Он был достаточно вместительным: буфет, зал ожиданий для пассажиров разных классов. За время Великой Отечественной войны здание вокзала было уничтожено. В журнале «Огонёк» за 1946 год опубликован проект вокзала станции
Ржев-II, разработанный Центральной архитектурной мастерской Союзтранспорта МПС СССР (автор — архитектор Николай Панченко). В нем сообщалось, что вокзал будет каменный, во внутренней отделке будут применены разноцветный мрамор и ценные породы дерева. Плафоны и фризы помещений вокзала планировалось оформить лепными украшениями и росписью, отображающей героику Великой Отечественной войны.

Построили вокзал в 1952 году по типовому проекту МОСГИПРОТРАНСА архитекторы Кулагин и Масленников. По причине экономии средств, бюджет был сокращен. Планы и проекты грандиозного сооружения остались лишь на бумаге. О вокзале довоенном информации крайне мало. Если у кого-то сохранились какие-либо сведения, быть может, фотографии, принесите, пожалуйста. Фото отсканируем и отдадим.

— Чем живет вокзал?

— … Скорее, кем… Вокзал живет пассажирами. Конечно, если посмотреть документы, которые готовились к открытию вокзала в 1952 году, суточный пассажиропоток составлял полторы тысячи человек. Сейчас — гораздо меньше. Количество пассажиров зависит, в том числе, и от времени года, от проводимых в разных городах нашей страны мероприятий. Многие пересели на собственные автомобили. Но есть истинные любители железной дороги, кто путешествует только на поезде.

— Вы любите путешествовать?

— В последнее время путешествия все чаще ограничиваются поездкой к сыну в Санкт-Петербург.

— Конечно, когда на попечении такой большой и уютный дом. В каких направлениях можно уехать со станции Ржев Балтийский?

— На станции останавливаются поезда дальнего следования: Рига, Москва, Смоленск, Санкт-Петербург, Великие Луки и Псков, пригородные поезда в Вязьму, Русаново, Торжок, Шаховскую.

Постоянно работают две кассы, одна из них — круглосуточно. Рассчитаться можно наличными и картой банка ВТБ.

— На вокзале есть камеры хранения личных вещей, фельдшерский пункт… А буфет?

— Его пока нет. В перспективе — возможно. Фельдшерский пункт работает круглосуточно.

— Работать с людьми — непростое дело.

— А с теми, кто находится в роли пассажира — особенно. Бывают всякие случаи, но в большинстве своем люди хорошие и благодарные. Ведь нам от пассажиров, кроме слова «спасибо», ничего не нужно. Приятно, когда в своих отзывах говорят, что на других вокзалах и техники вроде бы больше, а человеческого отношения — меньше. Современные пассажиры, чтобы сказать слова благодарности или оставить претензию, предпочитают пользоваться телефоном горячей линии: 8-800-775-0000. В том числе, по результатам таких звонков, формируется рейтинг участка производства.

— А коллектив большой?

— Раньше вокзал подчинялся начальнику станции, сейчас мы поделены на дирекции. Билетные кассиры, дежурные, рабочая группа участ-ка производства N№ 18, которая занимается ремонтом вокзала, пассажирских платформ — всего нас более двадцати человек. Ответственные и отзывчивые у нас работники. Девчата называют меня идейным вдохновителем, но без них ни одну идею я бы не смогла претворить в жизнь. Неоценима помощь дежурных по вокзалу: Натальи Лебедевой, Валентины Ниловой, Валентины Гаврилович, Анастасии Цыплаковой и Кати Сироткиной.

— Семейные династии железнодорожников есть?

— Родители, бабушка и дедушка моего однофамильца Алексея Михайловича Кудрявцева — железнодорожники.

— Вокзал Ржев Балтийский — не просто транзитный пункт, здесь вы проводите акции, тематические мероприятия.

— И проводим с удовольствием. Сотрудничаем с лицеем N№ 35, за это спасибо директору Антонине Ивановне Ключниковой. К нам на экскурсии приходят ученики городских школ. Многие даты отмечаем: 22 июня, 3 марта, 9 Мая, День молодежи, помимо этого, организуем фотовыставки. Сегодняшняя посвящена сотрудникам, кто в разные годы работал на ржевском узле. Нередки случаи, когда пассажиры узнают на фото своих родственников.

Сотрудники узловой рабочей группы ржевского узла на Новый год подарили вокзалу елку. Мы установили ее в вестибюле. Своими руками сделали игрушки, украсили окна вытынанками. К Рождеству сделаем из шишек веночки.

— Много души, сил вложено в создание атмосферы, которая царит на вокзале. Это благодаря не просто корпоративному духу, а скорее, корпоративной душе.

— Согласна с Вами. Однажды в Интернете наткнулась на фотографии блогера, путешествующего по разным городам. Смотрю, а на одной из них надпись: «новогоднее настроение на железнодорожном вокзале Ржев». Такие моменты поддерживают желание дарить людям хорошее настроение.

В августе на вокзале откроется музей. Он существовал давно и находился в административном здании локомотивного депо. Теперь переезжает сюда. Интересных материалов много, посетителям будет на что посмотреть.

— Жаль, что некогда железнодорожный сквер в запустении…

— Очень жаль. Мы за ним ухаживали, он выглядел совсем по-иному. Сейчас стоит неухоженный. На просторах Интернета много всего пишут, почему бы не кинуть клич и не собраться всем миром на уборку?!

Не могу не сказать и вот о чем: с улицы Путейской, из Высокого, Домашино, Абрамково люди ходят в город по перрону. Для пешеходов никаких других вариантов больше нет. А если платформу закроют на ремонт? Что делать, где идти… По дороге — небезопасно. Пора решать этот вопрос.

— Адресуем эту проблему по назначению… Надежда Васильевна, Вы давно работаете на железной дороге?

— 42 года. Родилась и до двадцати лет жила в Ленинградской области. Вышла замуж за ржевитянина, оба учились в дорожно-технической школе, и уехала за мужем к его родственникам в Ржев. В моей семье железнодорожников не было, а отец мужа — Михаил Иванович Кудрявцев, отработал на железной дороге, в ПЧ-6, более пятидесяти лет. В трудовой книжке мы насчитали порядка 150 благодарностей, многие — за рационализаторские предложения. Супруг Александр Михайлович только в прошлом году вышел на пенсию, на железной дороге трудился 40 лет.

В 1980 году пришла работать на вокзал билетным кассиром. Но через год ушла в диспетчеры линейной билетной кассы, заочно окончила Петербургский Государственный институт путей сообщения. Поработала техником, технологом, инженером отдела вокзала, а в 2010 году вернулась уже в должности начальника.

— Надежда Васильевна, скоро праздник железнодорожников, а я бы Вас попросила сказать несколько слов-пожеланий и пассажирам.

— Быть благодарными людям, которые работают на железной дороге. В должностной инструкции не прописано, что дежурная по вокзалу долж-на носить чужие сумки, тележки, терпеть хамство. Надо человечнее относиться друг к другу, хотя бы так, как относятся к вам. Но хороших людей все равно больше. Есть пассажиры, которые ездят постоянно, так с ними сложились дружеские отношения. Вокзал — пусть на время, но наш общий дом.

— …Работники вокзала это понимают. Желаю вам, чтобы множилось число пассажиров, это понимающих. А пожелания коллегам?

— Оптимизма им не занимать, поэтому желаю стабильности, терпения и здоровья.

— С профессиональным праздником! Мира и благополучия.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *