ВОСПОМИНАНИЕ О РЕМПОЕЗДЕ

В прошлом июле «Ржевские новости» писали о 514-м Авиационном заводе, который отмечал 71-ю годовщину. В далекие 60-е годы прошлого столетия это предприятие в простонародии именовали Ремпоезд, хотя официально он значился как войсковая часть 26276. Производственные площади располагались в приспособленных товарных вагонах, а основные цеха (металлический, электроцех и другие) были расположены на территории предприятия. Строился величественный самолетный цех.

Мне, инженеру-строителю, пришлось влиться в коллектив Ремпоезда. А помог случай призыва по линии военкомата на действительную военную службу. После окончания института я имел звание младшего лейтенанта запаса, и когда начался призыв на действительную службу, я пришел в военкомат. Представился военкому. В его кабинете сидел командир в/ч 26276 подполковник Игнатов. Узнав о цели моего прибытия, он предложил мне работать строителем в Ремпоезде. Так я стал работником в/ч 26276.

Основная продукция того времени — это ремонт самолетов МИГ-17, МИГ-19. На ремонтных работах трудились в основном молодые, и им все было интересно. Бывало, МИГ-19, который прибыл на ремонт, завезут на территорию, поставят у механического цеха — молодежь уже обступает его и интересуется всеми деталями. А когда пригнали МИГ-26, его поставили около кабинета командира части (в торце здания), накрыли брезентом и поставили часового, предупредив всех, что это секретный самолет и подходить к нему и смотреть не положено. С началом его ремонта секретность, конечно, была снята.

Вскоре произошла смена руководства в/ч 26276. Подполковник Игнатов был переведен в Москву в штаб тыла округа. А на его место был назначен капитан Борис Абкаров, который сохранил стиль работы предприятия. Годы летели. Уже нет в живых майора Олега Снежкова (конструкторский отдел), майора Бориса Улитина (цех вооружения), Юрия Пасько (механический цех), Валентина Бояринова (самолетный цех), Бориса Старикова (отдел снабжения), майора В.И. Фирсова (финансовый отдел).

Но особый контроль над развитием в/ч 26276 держал командующий московским военным округом генерал армии Батицкий. Регулярно, раз в месяц, прилетал на ИЛ-14 серебристого цвета с бортовым номером 13 и лично интересовался положением дел на предприятии.

В один из таких прилетов профсоюз части обратился к нему с вопросом о возможности строительства жилого дома для предприятия. Получили разрешение на приезд в Москву, в штаб округа, для окончательного решения вопроса. И вот мы втроем — я, представитель профсоюза и главный инженер Ремпоезда подполковник Исаев — приехали в Москву к назначенному часу на прием к Батицкому. Первый его вопрос был:

— Ну что, ходоки, какие проблемы?

— Да вот, товарищ командующий, — отвечает подполковник Исаев, — мы по вопросу строительства жилого дома для нашего предприятия.

Батицкий вызвал секретаря.

— Начальника финансового отдела ко мне.

Когда пришел начальник финансового отдела, полковник Батицкий ему говорит:

— Ржеву на строительство жилого дома выделить деньги.

Окрыленные успешным разговором, мы выехали в Ржев. А через несколько дней майор Фирсов, начальник финотдела Ремпоезда, на совещании доложил: пришли деньги. И тут мне как строителю и помощнику командира части по строительству пришлось приложить максимум усилий для определения места под строительство дома и сбора исходных данных. Незамедлительно приехал представитель проектной организации «Военпроект-714», и через месяц строительная организация из Великих Лук приступила к закладке фундамента 45-квартирного жилого дома по ул. Кирова, рядом с нарсудом.

С интересным фактом столкнулись при рытье котлована под фундамент. На месте строительства стоял 2-этажный жилой дом. Первый этаж — кирпичный, второй — деревянный. Когда его разобрали, и экскаватор стал копать траншею, то обнаружили на глубине порядка двух метров уложенные бревна. Когда их убрали, увидели колодец с хорошо сохранившимся срубом. Решили его обследовать, ведь в проектной документации его не значилось. У экскаватора отцепили ковш, к тросу привязали рабочего, стали его спускать в колодец, предварительно дав в руки веревку. Сказали ему: если какая опасность — дергай за веревку. Опустили его примерно метров на шесть, веревка стала дергаться. Мы его подняли. Он и сообщил следующее: стенки сруба деревянные, в хорошем состоянии, а когда ступил на основание в колодце, то это была вязкая жижа, которая стала засасывать. Поэтому он и дал сигнал подъема. Что делать? Посоветовавшись, приняли решение: засыпать колодец щебнем. Время было к концу рабочего дня. Высыпали полную машину щебня в колодец и ушли домой. Утром пришли — щебня в колодце не видно. Опять с помощью экскаватора опускаем рабочего. Когда подняли его, он сообщает — засыпанного щебня нет, все та же жижа. Видимо, это была одна из неизвестных подземных рек, которые существуют под городом. Перекрыв колодец фундаментными балками, работы продолжили.

Еще много тайных кладов содержит ржевская земля. С одним из таких кладов столкнулись при прокладке канализации в районе магазина «Заря». Там нашли большой сундук с посудой, изготовленной фирмой Кузнецова. Но о кладах — это другая история.

А Ремпоезд, помимо ремонтных работ, начал строить проходную со служебными помещениями, проект на которую пришлось разрабатывать лично. Но, как говорят, ничего вечного не бывает. Так не стало и строительного подразделения предприятия, передавшего весь объем работ в КЭО округа. Пришлось распроститься с Ремпоездом. Остались самые хорошие воспоминания. Мы не только хорошо трудились, но и находили время для активного отдыха. Хочется думать, что традиции предприятия продолжатся и впредь.

Владислав ШЕПЕЛЕВ

Один отклик на ВОСПОМИНАНИЕ О РЕМПОЕЗДЕ

  1. Максим Шмаков:

    Спасибо за статью!Олег Снежков- мой дедушка

Добавить комментарий для Максим Шмаков Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *