С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

С 27 апреля по 17 мая в Выставочном зале работает передвижная выставка, организованная галереей пейзажа имени Е.И. Зверькова в рамках культурно-просветительского проекта «Художник-пейзажист Ефрем Иванович Зверьков и живописные традиции Тверского края». Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества.

В экспозиции — более 40 авторских произведений Е. Зверькова и корифеев тверской живописи второй половины XX века: живописцев В. Волкова, Н. Комиссарова, В. Шумилова, Н. Дочкина. Несколько работ представили наследники художника К. Первухина, с которым Зверькова связывали многие годы дружбы. Здесь можно увидеть также работы трех поколений знаменитой династии российских художников Кугачей, основатель которой Ю. Кугач более полувека жил и работал на тверской земле. Из современных тверских авторов в выставке принимают участие Н. Давыдов, А. Савельев, В. Столяров, Н. Чувахин, П. Соловьев.

Под чарующие звуки музыки в исполнении Муниципального ансамбля скрипачей под управлением Любови Беловой состоялось открытие этой уникальной выставки. Затем выступили юные артисты фольклорного ансамбля «Родничок» (ДДТ, рук. И. Колябина, конц. А. Соколов) с деревенскими зарисовками по мотивам песен Тверской области, чем несказанно удивили всех присутствующих. А гостей в зале собралось немало. На открытие выставки приехали вдова Ефрема Зверькова Любовь Ширшова, академик РАХ, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ; директор галереи пейзажа им. Е.И. Зверькова Нина Гусева и председатель Общественной палаты  Твери Вадим Рыбачук. Выступающие очень интересно рассказали о галерее пейзажа, творческом пути Ефрема Зверькова и экспозиции, которая предлагалась вниманию ржевитян. С приветственным словом к присутствующим обратились первые лица Ржева и района Вадим Родивилов и Валерий Румянцев, немало добрых слов о выставке и ее организаторах сказала председатель Совета ветеранов Ржева и Ржевского района, Почетный гражданин Ржева Галина Мешкова.

Галерея пейзажа имени Е.И. Зверькова открыта в декабре 2016 года в Твери. Цель проекта — привлечение внимания населения городов и районов Тверской области к великим традициям в национальном изобразительном искусстве, приобщение людей к творчеству нашего земляка, знаменитого пейзажиста Ефрема Зверькова, а также представителей золотого фонда мастеров живописи Тверского края.

Что интересно, недавно галерея провела выставку детского творчества, в которой приняли активное участие и юные художники ДШИ N№ 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых. По ее результатам составлен каталог «Тверской пейзаж», куда включены работы ржевитянок Софьи Громовой и Екатерины Кукушкиной, учащихся школы искусств N№ 3.

Мастер национального пейзажа

Как уже отмечалось, культурно-просветительский проект напрямую связан с именем Ефрема Зверькова, народного художника СССР, лауреата государственных премий, академика и вице-президента Российской Академии художеств, Почетного гражданина Тверской области, которого еще при жизни называли классиком пейзажа. За свою долгую жизнь (Ефрем Иванович прожил 90 лет) он оставил такое наследие, на котором учились, учатся и еще будут учиться многие поколения художников…

Как фронтовик Ефрем Иванович любил и ценил наш город, неоднократно бывал в нем. Ржевитяне знают творчество художника по выставкам, которые в разное время у нас проводились.

Родился Зверьков на тверской земле, в селе Нестерово Старицкого района, в 1921 году. Его отец, Иван Сергеевич Зверьков, был человеком весьма образованным — инспектором по сбору лекарственных трав.

В 1926 году семья переехала в Тверь. Отец, видя всепоглощающую увлеченность сына рисованием, определяет его учиться к Н. Борисову, выпускнику Императорской академии художеств, ученику великого И. Репина. Новый мир искусства настолько захватил мальчика, что он твердо решил стать художником. Окончив с отличием среднюю школу, он едет в Ленинград, где поступает на подготовительное отделение знаменитой, бывшей Императорской, а теперь Всероссийской академии художеств.

В 1939 году Зверьков был призван на службу в армию, в авиацию. И там, в любую свободную минуту он рисовал и писал маслом. В 40-м он впервые стал участником художественной выставки.

22 июня 1941 года бомбили аэродромы у западной границы нашей страны, а несколько дней спустя — под Харьковом. Сначала Зверьков воевал в составе 301-й стрелковой дивизии, а после госпиталя, с января 43-го, перевозил грузы на фронт. Вместе со всей страной пережил он всю тяжесть испытаний и лишений военного времени. Демобилизовался фронтовик в январе 46-го. Несмотря на тяжелую послевоенную обстановку, вернувшись в родной город, он не оставляет надежды продолжить обучение и стать художником. Судьба подарила ему встречу с художником К. Первухиным, которого он назовет своим учителем.

В 1946 году в Москве была организована студия для бывших фронтовиков, от каждого города по конкурсу отбирали одного художника. От Калинина поехал в Москву Зверьков. А через год он успешно выдержал большой конкурс и поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, где подружился с однокурсником Николаем Пластовым, а через него — с его отцом, великим художником А. Пластовым, произведения которого знал еще раньше. Пластов оказал на молодого художника сильное влияние и как человек, преданный искусству, и как мастер живописи. В год, когда умер «вождь народов» Сталин, Зверьков оканчивает институт «на отлично» и вступает в Союз художников.

Для Зверькова важно было найти свою тему. Большой талант, помноженный на редкое трудолюбие и целеустремленность, позволили молодому живописцу сформироваться в яркую, глубокую личность и самобытного мастера. В жанре национального лирического пейзажа он открывал свои особые интонации и приемы. В разные годы Зверьков много работал на Севере, тверской земле и в Подмосковье.

В 1963 году тяжело заболела мать художника Мария Тимофеевна, человек бесконечно добрый и светлый. Под влиянием нахлынувших чувств захотелось съездить на родину, в те места, где некогда стоял большой деревянный дом с двумя флигелями, окруженный старым садом и красивым парком, спускающимся к извилистой и тихой речке Шостка. Возвращение к родным местам в Старицкий район, где жили его деды, родители, где прошло счастливое детство и началось постижение тайн искусства, позволило художнику интуитивно понять самое важное, из чего должно складываться его творчество. Сам он сказал о своем открытии так: «Там я понял окончательно, что писать надо не то, что я вижу, а то, что рождается во мне под воздействием увиденного…»

Основой мировоззрения художника, одним из путей творческой мысли стало убеждение, что в самом простом мотиве родной природы таится бесконечная огромная тема и поэзия современной жизни. Путь этот пролегал только через пейзаж. В нем виделась воздушная трепетность летнего дождя в поле, тонких деревьев, растворенных в тумане сумерек, белоствольных березок, тянущихся к весеннему прозрачному небу. Природа воспринималась Зверьковым как нерукотворный исполненный красоты храм, где очищенные от всего суетного возвышались духом, стремясь постичь великий смысл миро-здания. В его произведениях — поэзия, настроения, эмоции — от созерцания невероятных просторов России.

Елена Сооляттэ

Фото автора и Александра Назарова

(Использованы материалы из книги В.С. Манина «Ефрем Иванович Зверьков»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *