Елена Геннадьевна БОЛЬШАКОВА, воспитатель детского сада № 22: «ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ, ГОВОРИТЕ, ЧТО ВЫ ИХ ЛЮБИТЕ»

— Елена Геннадьевна, есть родители, кто считают посещение детского сада необязательным для ребёнка. Как думаете Вы?

— Водить или нет своего ребенка в сад — добровольный выбор самих родителей, но у дошкольных учреждений большой плюс: дети учатся общаться, играть, дружить, сопереживать. В детском саду каждый день не похож на другой.

— Будучи маленькой девочкой, Вы ходили в детский сад с удовольствием?

— Да, тогда детские сады были с круглосуточным пребыванием, и мне очень хотелось хоть на одну ночь остаться там, но за мной приходил брат, и мечте не суждено было сбыться.

Будет ли ребенок с желанием идти в детский сад и обратно домой — зависит от взрослых.

— 40 лет трудового стажа в должности воспитателя. Здесь идет речь о призвании…

— Найти свое предназначение и реализовать его — один из главных секретов успеха в жизни. О педагогике не мечтала. О том, как проходят будни воспитателя, знала не понаслышке: в детском саду работала моя мама Зоя Ильинична. Когда я училась в школе, была пионервожатой, с детьми возилась с удовольствием. Но об этой профессии серьезно не думала. В характеристике, которую получила после школы, было написано: «любит заниматься с маленькими детьми». Наверное, людям со стороны моя привязанность к детям и умение с ними ладить были заметнее, нежели я сама на тот момент это осознавала.

Подруга поехала поступать в Торжокское педагогическое училище и предложила мне. Согласилась, стала студенткой-заочницей и одновременно устроилась работать в детский сад № 21. В 1979 году открылся детский сад № 30, перешла туда.

Учеба и практика удачно перекликались, одно помогало другому.

Возиться с детьми нравилось всегда, но осознание, что выбрала дело по душе, пришло постепенно.

— Вероятно поэтому Вы до сих пор идете на работу с удовольствием?

— Вполне возможно. В 1998 году перешла в детский сад № 22, с тех пор там и работаю. С самого начала трудовой деятельности получалось легко и быстро находить общий язык с детьми. Жила и продолжаю жить жизнью детей, их интересами, нашими общими делами. Ребенок должен испытывать радость от совместного познания, совместной игры, труда. Общение — суть жизни людей.

— Первая запись в Вашей трудовой книжке — от 1978 года. Сколько же ребятишек прошли через Ваши руки и душу? Сколько выпусков было?

— Много. Не считала. (Смеется). Приятно встречать своих взрослых выпускников, многие спрашивают: «Елена Геннадьевна, где Вы работаете? Приведу к Вам своего ребенка».

Все эти годы мне везет с заведующими и коллегами. Мы друг для друга — серьезная поддержка. Благодаря добрым отношениям, спорится работа, проще пережить неурядицы. Светлана Юрьевна Барабанова всегда поддержит и поможет, войдет в положение.

— Как меняются с течением лет родители воспитанников?

— Прежде родители гораздо чаще прислушивались к советам воспитателя. Бич современности — недостаток общения с детьми, взрослые крайне мало разговаривают с подрастающим поколением. Отчасти поэтому и дети хуже говорят. Идете в детсад и из сада, разговаривайте с малышом обо всем, что происходит вокруг, спрашивайте, дожидайтесь ответа, отвечайте сами, уточняйте, шутите. Нынешние мамы и папы все больше в телефонах, и взаимоотношения ограничиваются междометиями, кивками головы, односложными фразами. Ребенок, с которым и вокруг которого много разговаривали в первые три года его жизни, имеет больший словарный запас и высокий коэффициент интеллекта.

— В 3-4 года малыш превращается в почемучку…

— Радуйтесь, поощряйте такой интерес и не оставляйте вопросы без ответа! В «почемучестве» очень много положительных моментов: взрослые держат свои умственные способности в тонусе, а дети учатся и удовлетворяют жажду знаний, плюс, крепнет уважительное отношение друг к другу.

— Порой ответить почемучке непросто…

— Отвечайте коротко, образно, хвалите за вопрос и любознательность. Спросите, «а что ты сам думаешь об этом?». Нет времени? Обещайте ответить позже. В помощь родителям — детские энциклопедии с картинками, познавательные игры, мультфильмы и телепередачи. Но непосредственно чтение ребенку вслух — не развлечение, а необходимость. Оно и просвещает, и вдохновляет. Богатый словарный запас поможет учиться в школе, ребенок легче будет понимать смысл, содержание текстов. Спросите, где взять время? Выключить телевизор и отложить телефон.

— Елена Геннадьевна, родители к Вам за советом обращаются?

— Обращаются, но чаще те, у кого двое детей. Отрадно, когда твоему совету внимают и действуют. Спасибо таким родителям. На тематических родительских собраниях рассказываем о кризисах дошкольного возраста, рекомендуем, советуем, как относиться к этим закономерным этапам в жизни любого человека. Некоторые реагируют так: возникнет необходимость, почитаю в Интернете. В Интернете содержится общая информация, а воспитатель расскажет непосредственно о вашем ребенке, его индивидуальных особенностях. Ничто не заменит живого общения, когда каждая из сторон действует в интересах маленького человека.

— Есть такое подходящее к отношениям ребенок-родитель-воспитатель выражение «трое в одной лодке»…

— Это про нас. Воспитание — процесс взаимодействия между всеми его участниками, значит, и распространяется он на всех. Воспитание детей начинается с воспитания самих себя. Мы, взрослые, должны быть такими, какими хотим видеть своих детей. Хотим, чтобы ребенок поверил в себя, вырос уверенным в себе — нужно хвалить его.

В погоне за тем, чтобы дать детям самое лучшее, за них решаем, что им надеть, во что играть. До определенного времени это правильно, но наступает момент, когда нужно дать ребенку право выбора и возможность действовать самостоятельно — например, завязать шнурки, выбрать платье или кофту, которую наденет, подготовить поделку. Не делайте за детей, делайте вместе, чтобы можно было сказать: сделали мы. Дети испытывают большую гордость от такой совместной деятельности. Главные помощники в воспитании — терпение и любовь. Любите детей и обязательно говорите им об этом. Это важно! Уходя, обнимайте и целуйте.

Обнимайте детей сейчас

Без какой-то особой причины.

…И не важно, сколько им лет,

Кризис возраста — всё отговорки.

— Если времени вечно нет,

Всё равно обнимайте ребенка…

Сколько бы нам ни было лет, у детей всегда есть чему поучиться.

— Это точно. Они умеют удивляться и радоваться, казалось бы, мелочам: красивым осенним листьям, первому снегу, облаку в виде слона, видят белое в черном и большое в малом, смеются от души. Здорово посмеяться вместе с ними! А уж какие внимательные, заприметят изменения в макияже, в одежде, и такие комплименты говорят!

— Ребятишкам без шалостей никак, и порой без наказания не обойтись. Как быть?

— Шалуны — это дети с сильными наклонностями к саморазвитию, самостоятельности. Капризничает, балуется — привлекает внимание. Нужно спокойно объяснить, как делать нельзя. Не подействовало? Попросить посидеть рядом, пусть ребенок успокоится. Сесть рядом, поговорить, вместе понаблюдать, как другие играют, общаются. Переключите внимание ребенка на что-то другое, чтобы он перестал баловаться. Придумайте новые развлечения с целью поощрения. Почитайте ему. Поцелуйте и обнимите своего ребенка, чтобы он почувствовал ваше тепло и любовь. Проводите с ним больше свободного времени.

— Распространенный метод семейного воспитания — шлепнуть по попе, поставить в угол…

— Ни к чему хорошему не приведет! Ребенок должен вас слышать: провинился, подкрепляйте слова объяснениями. А если используете такой метод воспитания, как телесное наказание, то ждите последствий. Насилие порождает только насилие. Зачастую у маленького человечка возникает страх, который может сильно повлиять на его дальнейшую жизнь. Заменяйте телесное наказание лишением благ, наградой за хорошее поведение. Надо учиться относиться к шалостям детей по-философски, проецируя действия на себя.

— Елена Геннадьевна, на занятиях Вы учите дошкольников читать?

— В программе детсада обучения чтению нет. Важно, чтобы дети различали, в какой части слова находится звук. По математике — знали состав числа.

— Если кто-то из родителей захочет прийти на занятие?

— Никогда не возражаем, только нужно предварительно предупредить. С огромным удовольствием родители, бабушки и дедушки приходят на утренники. Бывает, папы и сами участвуют, в качестве Деда Мороза.

— За столько лет у Вас, наверняка, появилась своя копилка в рубрику «Говорят дети».

— Ежедневно выдают «перлы»! Идет занятие, беседуем о том, что дети должны знать, как по имени-отчеству зовут родителей и их самих. Одной из девочек предлагаю вариант: ты — Ира, твой папа — Александр, значит ты? Отвечает: «Папина доча!».

— Елена Геннадьевна, 27 сентября — День воспитателя. От Вас поздравления и пожелания коллегам.

— Поздравляю всех, кто посвятил себя детям, с профессиональным праздником. Желаю здоровья, терпения, творческого вдохновения. Чтобы энергия не иссякала, а оптимизм помогал реализовывать самые сложные жизненные задачи. Наш труд не прост, ответственен, но сколько радости получаешь, глядя в детские глазки-искорки!

— Спасибо. В Вашем лице поздравляем всех воспитателей дошкольных образовательных учреждений, пусть жизнь будет наполнена любовью родных и уважением воспитанников и их родителей.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Один отклик на Елена Геннадьевна БОЛЬШАКОВА, воспитатель детского сада № 22: «ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ, ГОВОРИТЕ, ЧТО ВЫ ИХ ЛЮБИТЕ»

  1. С большим удовольствием прочитала интервью с воспитательницей детского сада № 22 Еленой Геннадьевной Большаковой. Она является не только высокопрофессиональным воспитателем и работает в дошкольных учреждениях г. Ржева, но и в свободное от работы время увлекается спортом, хорошо готовит, стараясь доставить приятное родным и гостям семьи, а в более раннем времени участвовала в демонстрациях моделей женской одежды. Благодарю автора статьи и редакцию газеты «Ржевские новости» за интересную публикацию ко Дню воспитателя!

Добавить комментарий для Лариса Шейбе Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *