ИЗ ФРОНТОВОЙ ТЕТРАДИ

К 100-летию со дня рождения Елены Ржевской

19 октября на малой сцене Дворца культуры состоялась премьера литературного моноспектакля для старшеклассников по мотивам произведений Елены Ржевской. Моноспектакль является модулем проекта Дворца культуры «Я помню! Я горжусь!» и посвящен 100-летию со дня рождения Елены Ржевской. В главной роли — воспитанница образцового детского эстрадного театра «Мальчишки и девчонки» Елизавета Полынская.

Елизавета Полынская, учащаяся 10 класса Пушкинской школы, 17 лет. Воспитанница ДЭТ «Мальчишки и девчонки». Окончила музыкальную школу по классу «Домра». Занималась танцами, народно-прикладным творчеством, была участницей театра мод «Иллюзия» (рук. Д. Родионова). Увлечена изучением истории. Мечтает быть актрисой или юристом.

***

Жизнь идет своим чередом, но когда говорим о Великой Отечественной, явно ощущаешь, что ничто не ушло в прошлое, что само прошлое не ушло, не могло уйти, стереться из памяти, что оно всегда будет с нами.

27 октября исполнилось 100 лет со дня рождения известной русской писательницы, Почетного гражданина Ржева Елены Ржевской (1919-2017), фронтовая судьба которой как переводчицы при штабе 30-й армии более года была связана с Ржевом. И в мирное время Елена Моисеевна неоднократно бывала в Ржеве и Ржевском районе, встречалась с читателями, участвовала в конференциях, посвященных Ржевской битве. От впечатлений военных лет, от судьбы Ржева она никуда не могла и не хотела уходить. Вновь и вновь возвращалась к этой теме.

Вместе с режиссером литературного моноспектакля Ольгой Кресницкой зрители вспомнили факты из биографии этой отважной женщины, которая награждена двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими военными наградами. В 1996 году Ржевской, члену Союза писателей СССР, вручена премия им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя». Она — автор многих повестей и рассказов о войне: «Под Ржевом», «Ворошенный жар», «Февраль — кривые дороги», «Весна в солдатской шинели», «Была война», «Ближние подступы». Во время штурма Берлина в звании лейтенанта Елена Ржевская участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.

Елена Моисеевна назвала Ржев одной из самых кровоточащих ран войны. «Мало таких городов, где все связывалось бы в такой жестокий узел — 17 месяцев оккупации, тягчайший фронт, голод, насилие оккупантов, изуверство предательства, осатаневшие немцы-фронтовики, страшный лагерь советских военно-пленных. Город находился более года под бомбами и беспощадным обстрелом своих».

Непросто об этом вспоминать. Ее фронтовые дневники не сразу были напечатаны. Она бросала писать, потом начинала снова. Писала «в стол». Однажды получила письмо из Ржева, в котором ржевитянин Мазин, вспоминая случаи из пережитого и виденного, горячо и настойчиво призывал Елену Ржевскую написать правду о том Ржеве… И она рассказала. Честно, прямо, обо всем, что здесь было.

Записки военного переводчика Елены Ржевской прозвучали в исполнении Елизаветы Полынской, воспитанницы ДЭТ «Мальчишки и девчонки».

На сцене — этажерка с книгами, стол, по радио звучат позывные «Маяка». Выходит девушка в очках, на плечи накинута длинная шаль с кистями, в руках — стакан с чаем. Она отпивает глоток. Из коробки на столе достает конверты, пересматривает. Читает то самое письмо от Ф.С. Мазина:

«…В общем, под вечер, когда запад бывает багряным, иногда все же посмотрите туда, там рождается и начинается Волга. Там Ржев… Край, где двадцать пять лет назад бушевала война. К концу зимы 42-го в Ржеве уже улицы трудно было различать, ходили все в любом направлении, не признавая переулков, как в пустыне какой идешь, одни трубы торчали, а дома также выделялись как-то местами, которые уцелели.

А до войны Ржев утопал в садах, и птиц было несметно, а небо чистое над тобой, потому что ждешь своего запущенного голубя или не зевай, если чужой показался, а когда смеркалось, то по улицам везде на лавочках сидевшая молодежь пела под гитару. Очень любили песни в Ржеве. А зимой на Волге были кулачные бои — тот и этот берег Волги сходились на льду стенкой, — и так до 39-го года, когда ребята ушли на финскую, с той поры — конец. И был еще аэроклуб, и мы, мальчишки, конечно, мечтали летать. Все было. А многие жители не могли покинуть свой родной город и были в нем даже тогда, когда не было уже ни птиц, ни кошек, одни бомбежки, снаряды, голод и тиф». Письмо от незнакомого ржевитянина всколыхнуло былые воспоминания.

«Этот бывший уездный город в сердцевине России. Жила, не ведая о нем нисколечко. А теперь все — Ржев, Ржев…», — говорит героиня Елизаветы Полынской. И, словно прокручивая время назад, вместе с девушкой-переводчицей «мы по санному пути, по Волге»… «ездим и пешком топаем…» — и опять на Волге, у Ржева.

«Передовая линия! Это всего-навсего узкий окоп, вихляющий так, что не видно, что там в десяти шагах, за поворотом». Ржевская получает приказ вести переговоры с немцами. Елена взяла рупор, приспособленный для физоргов… Достала из кармана гимнастерки заготовленный текст. Суженное жестяное отверстие рупора промерзло. Она дохнула в него, набрав воздух, крикнула (по-немецки):

— Немецкие солдаты! Гитлер — худший враг немецкого народа!

И дальше еще громче, еще надрывнее:

— То, что произошло с вашей армией под Москвой, вы сами на себе испытали… Поверните оружие против тех, кто подбил вас на это преступление… Возвращайтесь к себе на родину или переходите к нам.

Ее голос едва ли достигал ближнего покореженного дерева, но она впилась в жестяные обжигающие губы рупора и изо всех сил кричала:

— Немецкий солдат! Зачем ты пришел сюда? Наша ненависть и наш мороз будут преследовать вас! Сдавайтесь, немецкие солдаты!

Эта, пожалуй, одна из лучших сцен спектакля сыграна Елизаветой Полынской просто блестяще. Мороз по коже от каждого ее слова — истового крика души, полного ненависти к врагу.

Невозможно без слез было слушать и рассказ о том, как жестоко фашисты расправлялись с мирными жителями в сожженной ими деревне Залазня, от которой остались одни трубы…

«Здесь зимой немцы учинили расправу за связь с партизанами. Всех жителей выгнали из домов, заставили лечь на снег лицом вниз и расстреливали из автоматов. Команда поджигателей запаливала дома. Семья Сапеловых. Девочка шести лет, тоже лицом в снег. Холодно. Мать ладонь положила ей под лицо. Бабушка легла на девочку и прикрыла своим телом. Бабушка убита первой же очередью. Брат, раненый, поднимается в полный рост. Убит. Мать ранена четырьмя пулями, но жива. Девочка под мертвой бабушкой жива, понимает, что нельзя шевельнуться, лижет матери ладонь, а мать, истекая кровью, не переставая шевелит пальцами — дает знать дочери, что та не одна. Так они лежат несколько часов.

Их спасли и спрятали у себя жители соседней деревни — парнишки и женщины, они пробрались сюда, когда стемнело».

Столь же пронзительно прозвучала невыдуманная история о спасителе из деревни Ерзово, которого называли Интендантом или Иваном Сусаниным, или просто и ясно — Иисус Христос, о старике, который приносил на станцию Мончалово голодающим раненым, оставшимся в товарных вагонах, еду, все, что мог выскрести у себя. Немцы его схватили, расстреляли.

«Станция Мончалово отбита. Ни железнодорожной будки, ни следов жилья. Ни тех товарных вагонов… Ничего. Все вымерло. Только засыпанные снегом воронки и под снег ушедшая разбитая техника. И никто теперь не узнает, как же звали святого старика из спаленной деревни Ерзово. Захоронен ли он, где? Все отдавший людям, даже доски, припасенные на гроб себе, отдал умершему от ран комиссару полка».

Чуть меньше часа длился непростой спектакль, где героиня Елизаветы Полынской, Елена Ржевская, рассказала нам о городе, который стал перекрестком войны, перекрестком человеческих судеб. И потому Ржев был дорог для писательницы, которая вошла в него в марте 1943 года в числе первых, потому так неизбывна память о тех исторических событиях в сердцах людей, ставших участниками и очевидцами битвы за Ржев.

* * *

После спектакля в интервью для «РН» Елизавета Полынская сказала:

— Я восхищаюсь мужеством Елены Ржевской. Это очень сильный человек. Нам, знающим о войне по книгам, представить трудно все ужасы Великой Отечественной. Я благодарна Елене Моисеевне за то, что она сохранила память о войне в своих фронтовых тетрадях. Это очень важно для нас, молодого поколения… В этом спектакле я хотела донести до зрителей важность этой темы, сделать так, чтобы людям было интересно слушать.

Можно с уверенностью сказать, что у Лизы и режиссера Ольги Кресницкой все получилось «на отлично». Девушка не просто играла, читая наизусть, с выражением, большой объем текста, она жила этой ролью, все прочувствовала сердцем, будто только что сама с передовой вернулась.

Лиза показала профессиональное владение голосом, жестами, мимикой. Ее можно назвать актрисой, тонко чувствующей русское слово, умеющей держать зал.

Будем надеяться, что спектакль получит высокую оценку среди старшеклассников, а также других ценителей литературы, истории и театрального искусства и подвигнет молодых людей вновь перечитать уникальные повести и рассказы Елены Ржевской.

Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *