ТРИАДА ПАВЛА ФЕФИЛОВА

21 марта в Выставочном зале состоялось открытие персональной экспозиции живописи и графики «Выставка-88» старейшего ржевского художника, члена Союза художников России, искусствоведа и журналиста Павла Фефилова. В экспозиции — 60 работ.

Этот человек в представлении не нуждается. С его творчеством хорошо знакомы местные художники, журналисты и те, кто неравнодушен к прекрасному. Десять лет назад Фефилов приехал в город на Волге и сразу принял участие в выставке художников ржевского живописного пленэра.

В этом году Павел Александрович отмечает свое 88-летие, из них 55 отдано живописи. Глядя на жизнерадостного, полного энергии человека, с трудом веришь в то, что это правда.

— Перед нами — выставка очень веселого, доброжелательного человека, — отметила член СХР Ирина Аввакумова. — Мы заходим в этот зал и понимаем, что у художника — замечательное чувство юмора.

Проведя экскурс по экспозиции, Ирина Николаевна сказала, что у Павла Александровича очень интересная акварель. Это сложная техника, и она не каждому дается. Здесь нужно обладать смелостью и решительностью, чего у Павла Александровича в избытке. Ирина Николаевна добавила также, что следит и за его журналистским творчеством:

— Кого — похвалит, кого — покритикует. Мы к этому уже привыкли и уважаем мнение искусствоведа Фефилова.

Павел Александрович вспоминает, что первые фельетоны и рассказы родились, когда ему было 14 лет.

— Это было сразу после войны. Однажды в ремесленном училище даже подрался с однокурсником, которому не понравилась критика, — рассказывает он.

Так началась журналистская деятельность. Фефилов написал 12 книг, куда входят очерки, рассказы, иронические эпиграммы. На вопрос, что ближе и роднее сердцу, художественное творчество или писательская деятельность, он, не задумываясь, ответил:

— Живопись, искусствоведение, журналистика — моя триада, в которой все гармонично переплетается, и одно не существует без другого. Мои статьи не только искусствоведческие, но обязательно с историческим
уклоном. Всегда сопоставляю художников прошлого с современными.

Так, как пишет о картинах и их авторах Фефилов, не пишет больше никто в Ржеве. Высокопрофессионально, умно, грамотно, непременно с юмором, иронией. Невзирая на лица, острый на слово автор открыто высказывает свое мнение. И не всегда это восторженные комплименты.

Павел Фефилов родился в 1932 году на Урале. Жил в Пермской области до середины 60-х, потом более двух десятков лет работал на Крайнем Севере, в республике Саха Якутия. Геологоразведка, строительство дорог, журналистская деятельность, руководство художественными мастерскими — где только не довелось работать за свою жизнь.

В 1969 окончил во Всесоюзном ЗНУИ им. Крупской факультет живописи под руководством художника-концептуалиста Ивана Чуйкова, ныне живущего в Кельне и востребованного в Европе. В 1975 году получил диплом об окончании искусствоведческого факультета Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 2007 году переехал в Тверскую область и в 2010-м был принят в члены Союза художников России. Эти события дали новый импульс к творчеству. Несмотря на возраст, по сей день активно занимается живописью, регулярно участвует в пленэрах, выставках в Ржеве и районе, Твери и области. Член Санкт-Петербургского объединения «Ступени».

Интерес зрителей вызывают его персональные выставки, которые художник проводит в Ржеве, Старице, Нелидове, Твери, Санкт-Петербурге, Москве.

И.о. главы Ржева Роман Крылов, вручая благодарность художнику Фефилову, сказал:

— Своим творчеством Вы даете нам отдохнуть душой. Администрация Ржева всегда будет поддерживать художников, увеличивать выставочные площади, чтобы дать возможность мастерам кисти участвовать в этом важном процессе, который, в конечном счете, ведет к духовному оздоровлению нации.

Поздравляя Павла Александровича, Елена Ямщикова, заместитель главы города по социальным вопросам, как математик заметила, что восьмерка — это символ бесконечности. Поэтому, обращаясь к виновнику торжества, она добавила:

— Можно с уверенностью сказать: ваше искусство бесконечно. И это действительно так.

На открытии персональной выставки, где представлены интересные акварели, живописные и литературные произведения художника, мы узнали Фефилова и как великолепного мастера художественного слова. После всех приветствий Павел Александрович вдруг неожиданно прочитал стихи своего любимого поэта — Александра Галича: «Балладу о прибавочной стоимости (о непреложном законе капитализма)» и «Балладу о Черте (о сговоре таланта с Чертом)», чем несказанно удивил слушателей.

Как уже отмечалось, Павел Фефилов пишет маслом и акварелью, отдавая последней предпочтение. Избегая изображения архитектурных сооружений, сосредотачивается на эмоциональном восприятии действительности, опосредованно влияющей на изображение. Свет и лёгкая тень, обтекаемые воздушными массами — непременные спутники художника. Цветовые пятна не нагромождаются, все рождены наблюдениями за природой.

Тяжёлые воды озера Селигер, лодки на берегу, стремнина на зелёной Волге, оранжевые пятна осени и обязательно цветы, в вазе или без неё: пионы, флоксы, лилии — всё это составляет непридуманный мир художника.

— Главное в творчестве, — считает Павел Александрович, — смотреть, наблюдать и пропускать через себя.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Один отклик на ТРИАДА ПАВЛА ФЕФИЛОВА

  1. Галина Баденкова:

    Добрый день! Очень рада была читать о бывшем коллеге Павле Александровиче. Узнать, что он деятелен, находится в гуще событий, творит и у него все получается. Мы с ним работали в газете «Приобвинский край». Если возможно, передайте ему большой привет от Галины Старковой. Периодически перечитываю его книги… Спасибо!

Добавить комментарий для Галина Баденкова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *