РЕЗЧИК ПО ДЕРЕВУ — ЭТО СКУЛЬПТОР БЕЗ ОШИБОК

Дерево использовали с древних времен для различных целей. Из него строили, создавали украшения, инструменты и многое другое. Со временем человек освоил художественную резьбу с помощью более сложных инструментов. Это позволяло украшать свои жилища, бытовые предметы и оружие. Труд резчиков по дереву ценится до сих пор, а работают они практически такими же инструментами, которые использовали мастера много веков назад.

Когда-то я писала о семье Шурыгиных из Домашино. Глава семейства Александр во время моего визита к ним показал свои резные панно из дерева. А совсем недавно на его страничке в соцсетях я увидела целую галерею работ. Да каких!

— То, что вы видели тогда, шесть лет назад, было самым началом моего творчества, — рассказывает Александр. — Как говорится, до него надо было дорасти, созреть, понять, что тяга к резьбе по дереву — не случайный интерес, а настоящая страсть.

Эта страсть к дереву родом из детства. Сашин дед был профессиональным плотником. Все школьные каникулы парень проводил у него в Зубцовском районе. Александр и научился у деда всем плотницким и столярным премудростям. Как сам говорит: методом отбивания пальцев молотком. По-настоящему заболеть искусством резьбы по дереву помог случай.

— В гости к нам пришел знакомый и принес резное панно: виноградную ветку, — рассказывает Александр. — Я увидел и восхитился. Сейчас я бы уже не сказал, что это был шедевр. Но тогда панно мне показалось верхом творчества. Попросил показать, как это делается. Потом сам начал пробовать. Моя первая работа — Посейдон, она до сих пор хранится у мамы. Однако занятия резьбой по дереву тогда продлились всего полгода, пришлось бросить. Семья, знаете ли, работа, стройка, дети совсем маленькими были, не до того. И о творчестве пришлось забыть лет на десять.

А вернул к нему снова случай. Я тогда работал на хлебозаводе. Разговорились с коллегой, оказалось, что у него дома есть резные шахматы, которые он сделал сам. Я попросил принести показать. Принес, и мне вспомнилось мое давнее увлечение. Сделали с ним самодельные резаки и попробовали резать. И с тех пор уже не остановить…

Потом пришло понимание, что тягу и талант необходимо подкреплять знаниями. В соцсетях Александр наткнулся на интересную информацию о стиле резьбы «Татьянка». Ее изобрел Шамиль Сасыков и назвал в честь своей жены. Мастер начал заниматься профессиональной резьбой еще в 90-е годы. И теперь уже издает книги по резьбе, помогает любителям этого вида искусства приобретать необходимый инструмент.

В 2014 году Александр Шурыгин начал заниматься резьбой по дереву всерьез. Творчество увлекло, затянуло так, что из простого хобби переросло в дело всей жизни. Как он сам говорит, заниматься любимым делом — это все равно что не работать ни одного дня.

Первыми серьезными работами стали резные шкатулки, шахматы, потом увлекся изготовлением панно с объемным рисунком. Это очень необычно, когда деревянные лепестки повторяют изгибы живого растения. И у каждого, кто видит изделие вживую, возникает желание потрогать его руками — неужели и правда лепестки вырезаны из дерева?

Дома на стене висят часы — подарок супруге. Деревянный монолит руками мастера превратился в кусок пергамента с загнувшимися в завитки краями. А циферблат обрамляют персонажи из любимого мультфильма про домовенка Кузю.

Многие художники опасаются портретов. Есть страх не повторить выражение лица, не уловить схожесть. Но когда художник пишет на холсте, неловкий мазок кистью можно исправить. У скульптора тоже есть право на ошибку и ее исправление. А дерево — такой материал, что ошибок не прощает. Если резанул глубоко — начинай заново.

К изображению лиц, фигур, людей Александр Шурыгин тоже пришел не сразу. Но сейчас среди его работ и известные персонажи былин и сказок, изображения и скульптуры святых, и просто образы, вдохновившие художника. Как говорит Александр, такие работы появляются на одном дыхании. Настенное панно с девушкой он вырезал буквально за несколько дней. Еще одна работа, вдохновившая мастера — сова.

— Ее вырезал понемногу, штрих за штрихом. Или, например, портрет старого индейского вождя. Хотелось придать глазам мудрое выражение. Это моя самая запоминающаяся работа, которую, к сожалению, забыл сфотографировать. Самое сложное было изваять взгляд, пропитанный мудростью. Я два дня один только взгляд делал. Резанешь, отойдешь, посмотришь, походишь. Чтобы увидеть изделие, надо отойти, а не приблизиться. Отошел, отвлекся, посмотрел снова на картину, и первый взгляд выдает сразу все несовершенства, недоработки. И в этот момент надо браться и дорабатывать. Над такими изделиями я тружусь понемногу, штрих за штрихом. Подол-гу за резьбой сидеть нельзя, можно потерять концентрацию внимания и
серьезно поранить руки. Стамески, ножи — очень острый инструмент.

Резьба по дереву — не просто ремесло, это искусство, тонкое и изящное. Из-под резца Александра Шурыгина выходят настоящие шедевры. За годы творчества появился свой неповторимый стиль, его отличает плавность линий, что на первый взгляд и несвойственно резьбе по дереву. Оттого кажется, что некоторые панно, шкатулки, фигурки и даже скульптуры не вырезаны, а вылеплены. А деревянное кружево рамок для картин или наличников на окна — словно сотканы. Пробует себя резных дел мастер и в изготовлении предметов интерьера. Но как человек творческий, подходит к этому процессу нестандартно, поэтому мебель получается тоже необычной.

Работы у Александра Шурыгина дома не задерживаются — даже те, что он делает для себя, просто так. Теперь друзья, родные и знакомые ожидают на дни рождения от Александра обязательно что-то из его творений. В мастерской лежат почти готовые нарды — подарок для друга в Красноярск. Впрочем, пару раз все же удалось устроить выставки в зубцовских Борках и Ржеве, когда работ накопилось достаточно, чтобы показать широкому зрителю.

Резьба по дереву, как серьезное профессиональное увлечение и уже отчасти работа, требуют собственного пространства в виде мастерской. Она тоже появилась не сразу. Мастерскую Александр строил долго, но основательно, так, чтобы разместить необходимое оборудование, чтобы было, где хранить материал, эскизы, а главное — удобно работать. Опилки, стружка — неизменный спутник деревянных дел мастеров. И в доме с таким шлейфом, конечно же, не потерпят. Хотя деревянное творчество понемногу захватило и двух дочек, и сына, и супругу Сашу. Она — главный ценитель работ и муза мастера. Александр, знакомя меня со своим творческим святилищем, показывает станки, называет их, хотя дилетанту это ни о чем не говорит. Но мастерская — мечта любого столяра.

А чтобы продемонстрировать свою работу, мастер тут же взял доску из липы, полетели стружки, и через минут пятнадцать мне в подарок достались две шикарные разделочные доски. Дело мастера боится.

Сейчас Александр по большей части занимается оформлением интерьера часовен и церквей. Одна из недавних его работ — скульптура Нила Столобенского. Иконостасы, церковную утварь он делает строго по православным канонам, а их украшение — полностью зависит от творческой мысли мастера. Внутреннее оформление есинского храма, резное обрамление медведевской часовни в исполнении Александра Шурыгина — все это прихожане и просто ценители прекрасного смогут увидеть в самое ближайшее время.

Светлана Кудрявцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *