ТОТ, КТО ВЕДЁТ РЕБЁНКА ЗА РУКУ

Родители доверяют ей своих детей, а дети безоговорочно верят её добрым глазам и рукам. Первые воспитанники Инги Марянян уже повзрослели и окончили школу, а нынешние — ещё совсем малыши.

Инга Давидовна работает воспитателем Звягинского детсада (теперь это дошкольная группа Чертолинской средней школы) уже 18 лет. 10 сентября труд Инги Марянян был отмечен благодарностью губернатора Тверской области.

Знакомство мы начали с небольшой фотосессии для газеты. Инга со своими воспитанниками позировала на территории детского сада, утопающего в цветочных клумбах.

«А у вас ребёнки есть?» — спрашивает пятилетняя Альбина. Конечно, есть, но не столько, сколько у вашей Инги Давидовны. У неё вас очень много, плюс своих трое. Хотя на «своих» и «не своих» она детей не делит. Каждый ребёнок, к жизни которого она прикасается, которому становится пусть и детсадовской, но мамой, в сердце остаётся навсегда.

— А воспитателем детского сада я стала совершенно случайно, — отвечает на мой вопрос Инга Давидовна. — На втором курсе, получая в ТГТУ профессию экономиста, познакомилась с будущим мужем, переехала в Звягино. Потом родились старшие дети-погодки Борис и Эмма. Дети подрастали, я окончила заочно университет и решила пойти работать. Но в деревне выбора для трудоустройства не было, потом освободилось место в начальной школе… Вот ведь какой парадокс — я педагог уже в четвертом поколении. Прабабушка, бабушка, мама — учителя. Пыталась уйти от этой профессии, а судьба сказала: все равно ты будешь педагогом.

Никогда не забуду, как менялось мое впечатление о работе воспитателя. Первоначально оно ограничивалось раздевалкой для детей в детском саду, когда я была просто родительницей: ну чем занимаются воспитатели — играют с детьми, и всё, лёгкая работа. Оказалось, всё совсем не так. Дети и убегали, и не слушались. Мои дети послушные, с ними проблем не было. За всё время только раз ущерб нанесли: насыпали в видеомагнитофон фасоли. А здесь, в садике, все с разными характерами, темпераментом, кто-то послушен, кто-то хулиганит. Но прошло немного времени, и я поняла, что не мыслю свою жизнь без детишек, без садика. Дети удивительные, непосредственные. Одни взрослеют, приходят другие, но каждый раз это безумно интересно.

— Меня всегда поражало, как воспитатель управляется с целой группой ребятишек?

— Когда их много, ещё легче. Как-то само получается. Воспитатель — в первую очередь психолог. Ты уже знаешь, кто в группе на что способен. Если подвижный и озорной ребёнок, значит, за ним особый присмотр. Это сейчас я занимаюсь со старшими ребятками, а так все время работала с самыми маленькими. Для малышей самое главное — психологическая обстановка, тактильные ощущения, доброта.

— Все время на ручках… Это нелегко!

— А какое же это удовольствие, когда на ручки их берёшь! Очень скучаю по малышам. В начальной школе у нас работала Ольга Анатольевна Шевчук. Она периодически спускалась к нам в садик, чтобы пообщаться с малышами, понянчить их. Мы смотрели на неё тогда и не понимали — зачем? А теперь и я понимаю — какое удовольствие получать от маленьких детей эту удивительную энергию.

— Какое самое главное открытие Вы сделали для себя, когда стали воспитателем?

— Ребёнок — это личность, да ещё какая! Ранить, обидеть малыша — это самое страшное. Для воспитателя это как постулат. Придя работать в садик, обратила внимание на стенд с изречением Сухомлинского: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В таком месте висел этот стенд, что куда ни иди, его было видно. Это изречение стало основополагающим в моей педагогической деятельности. Я должна вложить в своих воспитанников столько доброты и любви, дать им ощущение счастья и заботы, чтобы они обязательно выросли прекрасными людьми.

Со временем я сделала для себя ещё одно открытие: казалось бы, что понимает двухлетний ребенок в музее или театре? Но малыш все впитывает, как губка. Поэтому даже в раннем возрасте нужно обязательно учить понимать и ценить прекрасное. Вот сегодня мы подклеивали пособия про животных. Помощница спрашивает: зачем, ведь это «мартышкин труд», завтра же и порвут. Но по моему твёрдому убеждению, даже такие мелочи воспитывают: дети должны расти в обстановке, где нет ничего рваного, грязного, старого. Понятия эстетики, красоты, доброты закладываются в самом раннем возрасте. И повзрослев, ребёнок понесет это в свою дальнейшую жизнь.

— Дети сейчас не по годам развиты. Говорить и осваивать интернет они начинают одновременно.

— Признаюсь, я не всегда успеваю за новыми веяниями, особенно в музыке. У сына спрашиваю: кто такой Герик? Дети в саду просят поставить этого исполнителя. Воспитатель живёт жизнью детей, я должна идти в ногу со временем, интересоваться всем, что интересно моим ребятам.

По большому счету, мода, технический прогресс, музыка, даже язык — всё это меняется, а суть и понятия остаются прежними. Во все времена было и плохое, и хорошее. Важно научить отделять одно от другого. И если ребенок просит включить песни Герика — я включу, но потом обязательно поставлю другую музыку. Послушает, сравнит, хорошее обязательно возьмет верх.

— Помогло ли Вам самой как маме то, что Вы стали воспитателем?

— Ещё как! Раньше мне казалось, что воспитываю, общаюсь, поступаю со своими детьми правильно. И только окунувшись с головой в педагогику, увидела все свои ошибки и промахи.

Например, я хотела сделать из своих детей вундеркиндов, отправить их в пять лет в школу. Хорошо, что Валентина Владимировна Смирнова тогда отговорила меня, объяснила, что всему свое время. Или ещё пример. Мы в детском саду говорим с родителями по поводу удобной одежды и обуви для детей. Мамочки нарядят малыша в джинсы и кроссовки, каково ему целый день в такой одежде?

Мои старшие дети уже взрослые: Борису 22 года, Эмме — 21, младшая Мариам учится в 5-м классе. У нас, армян, говорят: если дети выросли хорошими людьми, это заслуга бабушек и дедушек. Это значит, они вырастили достойных детей, которые воспитали хороших внуков. Так что если мои дети хорошие, то моя свекровь Эмма Григорьевна и моя мама Цовинар Рубеновна могут гордиться своими детьми. Посмотрим, какие у меня будут внуки, тогда уже смогу судить о том, насколько хороший я воспитатель.

— Многие родители пытаются воплотить в детях свои нереализованные мечты.

— Знаете, у меня до сих пор продолжается этот эксперимент. Родители моего мужа дали ему имя Норайр, в честь сельского врача. Мечтали, чтобы он выбрал профессию медика. Но не сложилось. Мне тоже всегда нравилась эта профессия. Порой я немного сожалею, что не поступила в медицинский. Зато наши дети, Борис и Эмма, сейчас оба учатся в Тверской медакадемии. Стать врачами — это больше мечта родителей, чем детей, но они эту мечту приняли как свою.

— Инга Давидовна, как Вы считаете, нужно ли держать детей в строгости?

— Всего должно быть в меру. Как говорят — воспитывать и кнутом, и пряником. По новым ФГОСам ребёнок может делать в детсаду что угодно и как угодно. Но воспитатель — всё равно хозяин положения и обязан контролировать ситуацию. Пусть мягко, но направить энергию в нужное русло. Если ребёнок не хочет идти на занятия, мы не имеем права его заставлять. А вот заинтересовать — это другое дело. Вот я принесла солёное тесто для лепки, все ребятки с удовольствием принялись лепить цветы, а Матвей не желает. Я тогда говорю: мы лепим подарки для мам, а у Матвея мама останется без подарка. Нет, говорит, я маму люблю, и пришел с нами лепить подарок.

— Хороший педагог тот, кто сам всю жизнь учится. Вам приходится много учиться?

— Безусловно. Казалось бы, есть немалый опыт педагогической деятельности, но все равно нужна подпитка, нужно двигаться вперед. Развиваться необходимо, дети не дадут спокойно сидеть на месте. После 12 лет работы в детском саду я пошла получать педагогическое образование в Старицкий колледж. Вот тогда и поняла, что ничего не знаю. Мне посчастливилось узнать ближе и учиться вместе с замечательными людьми — это мои старшие коллеги-воспитатели, педагоги с большой буквы Мария Михайловна Алексахина, Людмила Николаевна Куракина, Наира Радчиковна Сугян. Сколько они всего знают, сколько они с нами делились своим опытом, какие они добрые и отзывчивые люди, с каким рвением учились! А чего стоят педагоги Старицкого педколледжа! Как глоток свежего воздуха, мы ждали занятий с ними. Четыре года учебы прошли на одном дыхании.

Большое влияние на меня, да и на многих районных учителей и воспитателей, оказал Алексей Владиленович Макурин. Он — настоящий кладезь знаний о педагогике и всегда охотно делится ими с нами. Встречи с такими людьми очень влияют на твою жизнь, твой взгляд на профессию. И понимаешь, что до их уровня надо ещё работать и учиться.

— Лучший способ вырастить детей хорошими людьми — это сделать их счастливыми, не так ли? Дайте совет родителям, как этого достичь?

— Каждый ребёнок индивидуален, но есть и универсальные правила. Действительно, больше всего дети нуждаются в родительском внимании. Не в покупках, подарках, а в душевных разговорах, поощрениях и одобрениях, дружеских объятиях, в совместных планах и делах. Для малыша семья — отражение всего мира! Любите и уважайте своего ребёнка. Радуйтесь его успехам, поощряйте. Если механически вкладывать в него знания и умения, не давая при этом любви, ничего не получится. Ребёнок — не механизм, и он никогда не станет в точности таким, как ты хочешь, это личность. А вот когда ребёнок чувствует, что любим, тогда можно и горы сворачивать вместе.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *