Там, где кофе и сахарный тростник

Недавно группа ржевитян вернулась из длительной зарубежной рабочей командировки. Судьба их забросила в страну Центральной Америки, памятную советским людям по политическому лозунгу восьмидесятых «Руки прочь от Никарагуа!» Освободившееся от проколониальной американской зависимости в 79-м году (когда сандинисты победили боевиков «контрас»), государство Никарагуа недолго оставалось под имперской опекой СССР. Советский Союз распался в 91-м. Однако политические связи остались, а в последнее время стали крепнуть, особенно после того, как Никарагуа вторым после России заявило о поддержке суверенитета Абхазии и Южной Осетии.

Вот и сегодня в самой большой по территории среди стран Центральной Америки востребованы российские специалисты с хорошим техническим образованием, полученным еще в советское время.

Всем командированным ржевитянам (а это были представители только сильного пола), конечно, запомнилась эта долгая дорога на другой континент. Сначала на автобусе до Москвы, а оттуда летели на трех самолетах с пересадками (Амстердам-Панама-Манагуа), на одном — целых одиннадцать часов над Атлантическим океаном!

Прибыли на место они еще осенью, которая по времени года там соотносится с прохладной порой со средней температурой плюс 25, когда вокруг зеленеют бананы и потихоньку поспевают на солнце такие же зеленые зерна на кофейных деревьях. Обычный их день проходил так: они вставали, завтракали, работали, обедали, а по вечерам могли загорать и курить кубинские сигары. Однако обычный вечер был короток, так как темнеет там уже полшестого вечера, прямо как у нас сейчас.

30_2По выходным дням в сопровождении никарагуанского переводчика и охраны россиян возили смотреть местные достопримечательности: музеи, столицу Манагуа, побережье океана и вулканы. Конечно, Тихий океан впечатляет, говорят они, и безбрежностью горизонта, и приливами и отливами, и когда «идет волна». Много солнца, прогулки по взморью, экзотические обеды в прибрежных кафе с тростниковой крышей, диковинная фауна и флора — все это, конечно, давало много положительных эмоций.

Однако, как и любому надолго уезжающему из привычной среды человеку, нашим землякам пришлось ощутить на себе всю силу, пожалуй, самой сильной человеческой привычки — пищевой. Так и для ржевитян самым главным испытанием стали особенности национальной никарагуанской кухни. В меню не обошлось без жареной морской рыбы и жестковатого мяса буйволов. Было еще очень много риса в качестве основного гарнира и почти полное отсутствие хлеба, зато много кофе, какао, сока и жареных бананов…

Сначала на такой «диете» сидеть было непривычно и многие даже сбросили лишний вес. Потом, правда, организм привык, и пара-тройка килограммов вернулась обратно.

В целом о Никарагуа сложилось впечатление как о сельскохозяйственной стране с небольшим процентом дохода от сектора туризма. Развиты растениеводство, животноводство. Необычайно много самого разного кофе — всех видов и сортов. И конечно же, известный во всем мире ром: экологически чистый продукт, изготовленный из сахарного тростника и выдержанный в дубовых бочках, специально для этого поставляемых из Штатов и Канады.

Работать нашим землякам пришлось с использованием 90% различного типа инструментов, которые они задекларировали и привезли с собой на законных основаниях. «Они наездники, а не механики», — так отзываются наши ржевитяне об особенностях менталитета жителей этой маленькой испаноговорящей страны. И однажды они были свидетелями очень показательного случая на простом бытовом уровне. Как-то одним субботним утром возле гостиницы водитель легковушки упрямо газовал прямо под их окнами, наверное, часа три, безуспешно пытаясь отрегулировать двигатель. Потом, как все решили, ему просто это надоело. Немного позже, когда выяснились подробности, оказалось, что там всего-то навсего какой-то тросик надо было привернуть…

Когда ходили на прогулки в город, замечали, что большинство машин, на которых ездит местное население — японского производства. А подавляющее большинство бедного населения предпочитают передвигаться на легких мотоциклах, тем более, что бензин недешев, а перевезти надо, бывает, сразу человек пять, считая детей. Цена на неплохой индийский мотоцикл с объемом двигателя в 150 кубов — около 1500 долларов.

Из российских машин пришлось им видеть наши «раскрученные автобренды» — «Лада Калина» и «Лада» 15-й модели. Правда, почему-то российские авто были больше в использовании у таксистов или полицейских. Наверное, с данной страной у нас до сих пор сохраняется вид бартерного обмена…

По вечерам смотрели фильмы или общались с родными по «скайпу». Общаться приходилось или ранним утром или поздним вечером, так как разница во времени составляет десять часов. Впрочем, никарагуанское солнце не давало им особенно скучать и хандрить: за все эти несколько «зимних» недель небо редко было дождливым или даже облачным. И даже если откуда-то залетал дождь, то через два часа уже солнечное пекло подсушивало лужи. Да и сама природа в этой вечнозеленой стране подвержена постоянному фотосинтезу и обновлению: едва с деревьев облетят редкие сухие листочки, как им на смену тут же растут новые…

Некоторые ржевитяне, впервые за много лет так далеко и так надолго оказавшиеся вдали от дома, вели дневниковые записи, выдержки из которых мы публикуем с их разрешения:

«Понедельник. 28 октября. Зарядка в 5.00. Душ. Завтрак. После работы — кофе, посидел с местными, а день все не кончается. Звонил брату, узнал новости. В девять вечера звонил жене, у них семь часов утра. Сестра заказала привезти флейту, а подруга жены — красной хны. Они там думают, что у меня не чемодан, а бункер на колесах!

Суббота. 2 ноября. Поехали в г. Леон в девяноста километрах отсюда, по дороге фотографировались на фоне двух вулканов и озера Манагуа. В городе зашли в католическую церковь. На стенах — картины маслом, прямо под стенами захоронены святые и даже один местночтимый поэт. После экскурсии мы скинулись на транспорт и поехали к Тихому. Там в местном кафе на берегу песчаного пляжа сделали заказ. И пока готовили жаркое, мы поплескались в лагуне на мелководье. Поели. Ура! Хоть в одном месте дали нормальный соус. Потом пошли чуть дальше купаться в океане.

Пятница. 8 ноября. Зарядка. Завтрак: арбуз, папайя, банан и дыня в дольках. После работы душ, второй кофе. Сушу одежду. Завтра первая рабочая суббота, а их будет штук пять. Смотрели фильмы «Начало» и «Проклятый остров» с Ди Каприо. Неплохие фильмы.

Понедельник. 18 ноября. Зарядка. Душ. Завтрак. Сегодня одного из наших в комнате укусил скорпион — сделали укол — вроде, ничего.

Четверг, 28 ноября. Первый день, когда футболка осталась сухой. Купил в ларьке бутылку пепси-колы — на наши где-то девять рублей. Пришли с ужина в 18.08.

Воскресенье. 1 декабря. Утро, завтрак, зима. За окном плюс 33. Вот и дождались декабря. Звонил жене — резину на машине она поменяла.

Вторник. 3 декабря. Солнце. 6.20. За окном щебечет местная живность: слышно пение и стрекотание птиц. Тут рядом много деревьев, пальм и кустов, довольно много и этих тварей. Я бы слушал их с радостью — это много приятней наших постоянных бытовых шумов за тонкими стенами. Завтрак. Вместо сока дали холодное какао. Утро как никогда жаркое. Начался сезон без дождей. Влажности стало меньше. Пришел с обеда — там опять был рис. Я не очень люблю рис, но буду есть…

Однозначно хорошо вырываться иногда из привычного образа жизни, пожить в новом месте, а если это еще и другое государство, то особенно интересно.

Пятница. 6 декабря. Сегодня любовался окрестностями, пока ездили по рабочим делам. Холмы приличной высоты, покрытые «зеленкой». Между ними кустарник и более-менее приличные деревья. Те, что растут близ дорог, вырубают на дрова. Если здесь и попадаются оставленные сучья, то они, как только обсохнут, будут убраны и увезены — запас топлива в стране ограничен. Баллон газа стоит 70 долларов, что для большинства жителей очень дорого. Готовят еду на этих самых сучьях, в больших чанах, но не в каждом доме, а вскладчину несколькими семьями в отдельных «харчевнях». Так еда получается дешевле, чем если варить её только для себя. Вот так здесь, на окраинах, живется простому люду. Представьте себе, что из тонких веток вы сколотили каркас под сарай, то есть дом. Этот каркас вы покрыли жестью, какой придется, причем, не только крышу, а все строение. Двери есть не во всех домиках, их роль играют подвешенные циновки. И если хижина находится не на сильном удалении от цивилизации, то к ней тянутся провода напряжением в 110 В. Не знаю, какая там у них внутри мебель, но иногда были видны подвешенные гамаки. Характерно, что вблизи любого дома всегда сушится много постиранного белья, не только на веревках, но и по периметру забора. Однозначно, люди любят чистоту.

Суббота. 7 декабря. Приехали из ресторана близ океана. Наелся плотно: суп куриный, свинина. Супа принесли такую лохань! Да и ребрышки были приличные. Цена вопроса (за вычетом пива) на наши деньги — семьсот рублей. Плюс можно после океана облиться пресной водой и сидеть здесь сколько влезет. Сегодня у них праздник — день Святой Марии. Как стемнело, местное население стало зажигать фейерверки. Ходил на улицу — гул канонады стоит отовсюду.

Понедельник. 9 декабря. В 7.00 завтрак: рис с фасолью, стакан сока. С утра тишина — сегодня тоже выходной день у них. В воскресенье уже плотная подготовка к отъезду. Одиннадцать недель на другом континенте. Даже на смену наших времен года теперь глядишь по-другому: есть в этой периодичности какая-то своя красота, своя картина красок, непохожая на ту, что была в прошлый раз. И круглогодичное солнце, и теплый климат лично мне не заменят той страны, где всё моё родное.»

Как ни странно, но традиционной экзотики россиянам встретить здесь не пришлось. Как оказалось, индейцы со всеми их промыслами давно вымерли, а им на смену пришли товары всемирного китайского спроса да особенности фаст-фудовой еды от так нелюбимых никарагуанцами янки. Как рудимент из этнического прошлого, в быту активно используется меч мачете. Им рубят деревья, сахарный тростник и… косят траву, хотя для этого приходится каждый раз нагибаться.

Живут наши собратья по советскому прошлому (со средней зарплатой двести долларов) небогато, но трезво. Во время прогулок по вечернему предрождественскому Манагуа ржевитяне ни разу не видели курящих или подвыпивших. Просто играла музыка и гуляли веселые люди.

Зато их удивляло обилие колючей проволоки вокруг любых государственных или частных предприятий, которые усиленно охранялись. «Зачем это?» — спрашивали они. И получали ответ: «Потому что много бедных».

Однако нашим специалистам были предоставлены самые лучшие условия проживания, какие только у них могли быть. Никарагуанская сторона осталась весьма довольна качеством работы ржевских специалистов и на прощание вручила всем трогательные подарочные наборы: ром, кофе и сигары.

И там же, на другом конце земли, как нельзя сильнее пришло к ним и особенное ощущение Родины, куда хотелось побыстрее вернуться, где все давно знакомо и любимо.

Виктория Кузнецова

P.S. В публикации не упоминается имен и фамилий, поскольку командировка носила закрытый характер.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *