ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ!

Какой он — молодой учитель? Конечно, красивый (молодость всегда красива), интересный, веселый, но уже сдерживающий свой задор (учитель ведь), еще открытый к общению, доброжелательный, спокойный и чуть-чуть грустный… За всех молодых специалистов сказать не берусь, а вот учителя начальных классов лицея № 35 Ольгу Красникову я увидела именно такой.

В прошлом году Ольга Александровна окончила Торжокский педагогический колледж и сразу пришла работать в школу, из которой выпустилась в 2017 году. Самостоятельная педагогическая деятельность началась с классного руководства в 4-м классе. С 1 сентября этого года на молодого учителя смотрят 25 пар глаз первоклашек. А еще она — старший вожатый, учитель музыки и технологии в среднем звене.

— К тому, что и дети, и взрослые обращаются по имени-отчеству, привыкла? — задаю свой первый вопрос.

— Полгода привыкала, сейчас сжилась с таким обращением, — улыбается в ответ Ольга. — Особенно необычно было слышать «Ольга Александровна» от моих учителей, с кем мы теперь коллеги. Я приветствую такую манеру общения, она говорит о взаимном уважении, помогает молодому специалисту осознать свою роль как учителя.

К молодым, без опыта работы педагогам в первую очередь родители относятся с недоверием и пристальным вниманием. С четвероклашками и их родителями отношения выстраивали постепенно. Путь к взаимопониманию был успешным, опыт взаимодействия, несомненно, полезен.

— В становлении меня как учителя помогла Татьяна Владимировна Румянцева. Я использую ее методические приемы, мы бываем друг у друга на уроках. А вообще, учиться можно у каждого нашего педагога, коллектив лицея дружный, сплоченный, и это помогает в работе. Нас, совсем молодых педагогов, двое — Надежда Кудрявцева и я.

Иные варианты работы, кроме родной школы, Ольга не рассматривала, уезжать из города не думала, она привязана к месту, где живет с трех лет. Пойти преподавать туда, где еще три года назад училась сама, — одновременно и проще, и сложнее, ответственности больше, на тебя смотрят старшие товарищи, подвести доверие которых никак нельзя. Ольга работает в классе, в котором недавно училась сама.

— Когда переступала его порог, дежавю… Быстро детство прошло. За Москвой, Санкт-Петербургом не гонюсь, меня устраивает мой город. Да, оплата труда учителя в столице и провинциальном городе несправедливо разнится, но уезжать в мегаполис в погоне за рублем не собираюсь. Хотелось бы, чтобы появилось культурное заведение, где можно было бы отдохнуть, потанцевать. Одновременно понимаю, каким это место будет, зависит только от ржевитян, нашей общей культуры.

Одна из моих прежних собеседниц, по профессии музыковед, на вопрос: «кем хотела стать?» серьезно ответила: «Космонавтом». Оля удивила не меньше: она хотела стать не просто врачом, а патологоанатомом. Но к окончанию школы осознала, что учиться нужно будет долго, в профессию она придет нескоро, поэтому выбор пал на педагогику. Пошла по стопам классного руководителя Галины Павловны Сахаровой. А начальное звено выбрала, так как побаивалась, что с учениками старших классов они будут примерно одного возраста. Сомневалась в себе до момента, пока не вышла на практику, а придя к детям, окончательно поняла — у нее получится!

1 сентября — волнительный день, в том числе и для учителей, молодых особенно.

— Конечно, переживала, но многих детей я знала по подготовительным курсам, и это помогло справиться с волнением. А вот первое родительское собрание — куда волнительнее. Как мне кажется, нам удалось настроиться на один лад. Иллюзий не строю, то, что проблем не избежать, знаю. Но в свою очередь постараюсь сделать все от меня зависящее для достойного развития и обучения наших ребят.

— Каким будет Ваш главный совет родителям?

— Больше общайтесь с ребенком, помогайте ему учиться, но не делайте за него его работу. Не понимаете, как лучше объяснить, — спросите у учителя. Ребенок должен чувствовать, что он, его учитель и родители — единая команда.

А чтобы уроки были интересными и познавательными, учитель должен стараться поставить себя на место ученика, посмотреть на мир его глазами. И тон отношений должен быть деловым и обязательно дружеским. И еще важно не забывать, что не только ты учитель, но и дети тебя постоянно учат. Исподволь, без призывов к дисциплине, к послушанию и порядку они учат взрослых общению с ними, учат нас лучше узнавать себя самих.

— Благодаря детям мы можем вспомнить, что радоваться нужно самым обычным вещам и событиям, удивляться, не боясь показаться несведущими или глупыми, смеяться от души, — улыбается Ольга. — Я не считаю нужным воздвигать между мной и учениками барьеры возраста, учительской важности. Мы общаемся в атмосфере равного уважения друг друга. Это учит гораздо лучше, нежели суровый тон, грозный взгляд, дистанция или наоборот — панибратство. Наверное, еще и поэтому комплименты на уроках слышу (смеется): «Ольга Александровна, какие у Вас красивые цветы, но Вы красивее». «Домашнее задание не сделал?» — спрашиваю. Кивает. «За находчивость и комплимент принесешь работу завтра».

Надеюсь, в полной мере овладеть умением пробуждать в детях радость от процесса обучения и не растерять этой радости в себе.

— Как Вы относитесь к дистанционному обучению?

— Я застала дистант, когда заканчивала учебу в колледже, так защищала дипломную работу. Для умеющего самостоятельно учиться школьника или студента, при высоком уровне любознательности, мотивации к учебе дистанционка — не проблема и не препятствие, но для младших школьников такой способ обучения считаю мало- приемлемым. Ты не видишь глаз ребенка, его ответной реакции на сказанное. Личный контакт заменить невозможно. Проще всего разослать задания, проверить, отправить следующее. Работать с Zoom (платформа для организации аудио- и видеоконференций) — неплохой выход, но порой это технически сложно, и к тому же не уследишь, как сидит ребенок, как он держит ручку, что и как пишет. Изменить ситуацию мы не можем, нужно приспосабливаться.

Если класс или школу переведут на дистанционное обучение, начну с Zoom, буду держать плотную связь с родителями. Сейчас, когда стало понятно, что дистант плотно вошел в нашу жизнь, появляются обучающие курсы, связанные с дистанционным образованием, справимся.

Только школой сфера деятельности моей собеседницы не ограничивается. Еще
она работает концертмейстером в коллективе «Новэль». Танцы — давнее увлечение, и работа в Доме детского творчества — это скорее хобби.

Когда мы заговорили о людской доброте, о том, что для молодой женщины важно, с чем человек идет по жизни, какой багаж несет и что транслирует в мир, я поняла: эта ее черта — причина того, что Оля — участник волонтерского поисково-спасательного отряда «Сова».

— В прошлом сентябре, в день своего рождения, когда уже все было распланировано, узнаю, что в лесу потерялась бабушка. Не раздумывая, поехала на ее поиски. А разве могла поступить иначе? Возможно ли праздновать, зная, что человеку необходима помощь?! — рассуждает поисковик с позывным Красик (пожилую женщину искали более 100 человек, но до сих пор так и не нашли…). За год у меня более пятидесяти выездов. Есть среди них те, о которых потом пишут «Найден. Жив», и такие: «Найден. Погиб». В этом году поисков значительно меньше, и это, конечно, радует.

Рабочая неделя и выходные у нашей героини расписаны.

— В следующем году, когда мои ребята станут постарше, планирую поступать в вуз, конечно, на заочное отделение. Думаю пойти по направлению биология. Есть желание научиться водить машину, продолжать заниматься танцами, и главное — создать семью. И себе, и всем я желаю любви, добра и здоровья.

— Как его сохранить? Особенно в профессиях, связанных с постоянным общением с людьми?

— Учиться не принимать все близко к сердцу. Помнить: неприятности — они не навсегда, их нужно пере-ждать, и проблем, которые невозможно решить, нет.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *