Николай Михайлович Цамутали: адмирал, меценат, предприниматель

…В бывшем же имении Н.М. Цамутали — местечке Слизово — сегодня лишь частично обнаруживается еще когда-то роскошный парк имения, чуть угадываются остатки барского дома. А кипень сирени, акации и рябинника, обильно цветущих каждую весну, не дают пока здесь застыть холодному времени и забыть когда-то сильную жизненную силу обитателей этих мест.

Первое упоминание о профессиональном театре в Ржеве обозначено 1872 годом, когда отставной вице-адмирал Н. М. Цамутали разрешил использовать гостевое помещение своего большого дома для показа театральных спектаклей, а также для концертов заезжих гастролеров и небольшого местного любительского концертно-драматического коллектива.

Так, в столичной газете «Суфлер» (1880 г., 23 октября, N№ 81) мы встречаем упоминание о гастролях во Ржеве московского хора под управлением И.Е. Молчанова — одного из зачинателей хорового дела в России, автора нескольких нотно-песенных сборников, уникального природного певца-самородка, вокальный дар которого очень ценил композитор М.И. Глинка и князь В.Ф. Одоевский. Концерт тогда состоялся в театре Н. М. Цамутали.

Первый театральный дом находился в центре Ржева: на Волжском левобережье — южной стороне Торговой площади. Это был солидный двух-этажный особняк с балконом и колоннами. Нынче этого здания не сохранилось.

С 1880 по 1884 годы (возможно, по некоторым данным и раньше, уже с 1875 г.) в театральном доме Н.М. Цамутали актеры работают в Ржеве уже постоянно: выпускаются афиши, регулярно показываются премьерные спектакли, в труппу приглашаются известные на всю Россию драматические артисты и музыкальные исполнители.

Надо отметить, что «театральная идея» надолго и прочно прижилась в нашем городе. Краеведы связывают мысль создания местного театра с именем А.Н. Островского, когда здесь побывал Александр Николаевич. В 1856 году, участвуя в экспедиции Морского министерства по изучению промыслов, связанных с мореходством, он посетил Верхневолжье. Результатом этой поездки стал выпуск в 1859 г. «Морского сборника», где печатается его «Путешествие по Волге…».

Драматург тогда собрал в Ржеве много «живого материала по жизни русской провинции». Интересные зарисовки быта, встречи с жителями, посещение общественных мест и т.д. — всё это можно обнаружить в путевых дневниках писателя. В эти годы Александр Николаевич тесно сотрудничал в журнале «Москвитянин» с нашим земляком Т. И. Филипповым. Именно в доме матери Тертия Ивановича Лизаветы Николаевны и его брата Астерия жил некоторое время писатель.

В архивах московского театрального музея им. А.А. Бахрушина мы нашли в достаточно хорошей сохранности подлинные документы — афиши ржевского театра, начиная с восьмидесятых годов ХIХ века.

За три неполных месяца (с 5 октября по 30 декабря 1880 года) было поставлено 29 (!) премьер. Спектакли шли с завидным постоянством — регулярно по три спектакля каждую неделю (среда, пятница, воскресенье). Работала ангажированная на творческий сезон постоянная труппа «Общество русских драматических артистов». Постановки начинались в половине восьмого вечера (иногда в восемь, но очень редко; возможно, это было связано с окончанием церковной службы). Билеты продавались заранее. Их можно было купить в кондитерской В.И. Вольф, в доме купца Образцова, магазинах купца С.А. Протопопова (его магазины располагались и на Князь-Федоровской стороне (левобережье Волги) и Князь-Дмитровской стороне (правобережье).

Стоимость билетов была такова. Нижняя ложа — 6 руб., верхняя ложа — 4 руб. Кресла: 1 ряд — 2 руб., 2-3 ряд — 1 руб. 50 коп., 4-7 ряд — 1 руб. Остальные ряды — 75 коп. Скамейки — 50 коп. Галерея — 25 коп. Посещаемость спектаклей, по-видимому, была хорошей.

Среди потенциальных зрителей частного ржевского театра Н.М. Цамутали могли быть Т.И. Филиппов, приезжавший в Ржев постоянно, С.А. Рачинский, у которого недалеко была фамильная усадьба и его «родное детище» — народная школа; граф С.Д. Шереметев, часто бывавший на ржевском Верхневолжье. Это и местная знать: дворяне Лутковские, Панафидины, Закревские, Чаплины, Фиглевы и др.

Как свидетельствуют архивные документы отдела афиш Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, первый частный театр в доме отставного военно-морского офицера Н.М. Цамутали действовал до начала восьмидесятых годов ХIХ века. Послед-няя афиша, на которой читается титул «Театр вице-адмирала Цамутали», значится 30 декабря 1880 года.

Известно, что в 1884 году Николай Михайлович закончил свой земной путь. И, по всей видимости, уже с 1881 года по состоянию здоровья он понемногу отходит и отстраняется от активной деловой и просветительной деятельности.

Театральный дом на главной Ржевской площади после кончины его первого владельца — Николая Михайловича Цамутали, вероятно, перешел к Василию Васильевичу Образцову — именитому ржевскому горожанину, имевшему дворянское звание, отец которого построил в городе писчебумажную фабрику. (На его даче в 1856 г. гостил в свой приезд А.Н. Островский, причем хозяин «говорил только о театре», как вспоминали современники). В.В. Образцов становится преемником Н.М. Цамутали в его подвижническом театральном начинании.

Уже в начале двадцатого века в предреволюционные годы хозяином первого театрального дома-особняка на крутом волжском берегу (бывший дом Н.М. Цамутали) — было семейство купца первой гильдии Алексея Владимировича Баканова. Интересно, что дочь А.В. Баканова —
Т. Баканова, стала профессиональной актрисой и до войны 1941 года играла в Ржевском городском театре.

Кто же он такой — этот легендарный для Ржева Н.М. Цамутали?     Пересмотрев очень много исторических документов и книг, использовав богатейшие запасы информации в Интернете, мы выяснили, что это был неор-динарный человек своего времени — одержимый, рискованный, высокообразованный, большой интеллектуал.

Николай Михайлович Цамутали (?-1884) — грек по национальности — морской офицер, вице-адмирал. Служил на Балтийском флоте. В 1852-1853 гг. был командиром на парусном корабле «Копчик» (заложен в 1849 г. в С-Петербурге в главном адмиралтействе; участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг.; 23.07.1856 г. участвовал в высочайшем смотре судов Балтийского флота; был приписан к порту Кронштадт). Парусник под его командованием плавал в Финском заливе, а в 1853 г. был записан на Брандвахтенный пост (г. Ревель).

Как сложилась дальше судьба Н.М. Цамутали — пока неизвестно. Но в Ржеве он жил уже с начала семидесятых годов, когда вышел в отставку в чине вице-адмирала (звание введено Петром I, что в девятнадцатом веке соответствовало общевойсковому чину генерал-лейтенант).

Возможно, дом на центральной площади ему достался в наследство, но, скорее всего, по нашим предположениям, он купил его, поскольку Николай Михайлович мог часто приезжать в наш город по службе парусного судостроения.

Читателю напомним, что с 1802 г. в Ржеве работала пенькопрядильная фабрика австрийца Гота — «филиал» крупнейшей фабрики «Канат», расположенной в С.-Петербурге, которая обеспечивала русский флот необходимыми материалами. В XIX в. многие ржевские частные мастерские и артели сотрудничали с фабрикой канатов: изготовляли различные тросы и канатно-веревочные изделия из волокнистых материалов (преимущественно, льна). Добавим еще, что большим спросом пользовалось также и ржевское кожевенное сырье, тоже в достатке тогда вырабатываемое в наших краях.

Была у семьи Цамутали и сельская усадьба-имение. Она находилась вблизи поселения Осуйское на берегу Осуги.

Это сельцо Слизово, которое в настоящее время не существует. Сельское имение, по всей видимости, было продано в начале восьмидесятых годов XIX в. тоже известному ржевскому театралу — Н.П. Клокачеву, человеку богатому, имеющему к тому времени большие владения не только в Ржевском, но и Зубцовском уездах.

Местечко Слизово же сохранялось за фамилией Клокачевых еще долгое время. Там, согласно архивным данным, был дом, разные жилищные и хозяйственные постройки.

Но, поскольку в их собственности имелось несколько именных владений, то Слизово, которое располагалось на значительном расстоянии от Ржева, было не очень востребовано для постоянного семейного проживания. Так, например, в Троицком (сейчас дачный поселок за новыми кранами) они жили постоянно и очень любили эту усадьбу. Здесь у них даже содержался личный оркестр и театральная труппа.

Теперь тихие рощи и речка Осуга близ Слизово сохраняют лишь память о своих бывших владельцах. Интересно, что местное население, хорошо знающее лесные окрестности, до сих пор в своем обиходном разговорном языке употребляет это название.

Предполагаем, что у Николая Михайловича Цамутали был сын А.Н. Цамутали, который в середине пятидесятых годов ХIХ века участвовал в Крымских морских баталиях (так называемая «Борьба за Дунай» — румынские события). Он служил на пароходе «Ада» в военном звании прапорщика в должности инженера-механика.

У Николая Михайловича был брат Егор (Георгий) Михайлович Цамутали (?-1880). Он тоже морской офицер, служил на Черноморском флоте. В 1852 году был командиром парусника «Луч» (заложен в 1834 г. в Николаевском адмиралтействе, разобран в 1853 году). В это время судно занимало брандвахтенный пост в Керчи. В 1855-1856 гг. он — командир «Метеора». В 1874 году в чине капитана 2 ранга был назначен членом Главного Военно-морского суда. Его сын и племянник Николая Михайловича — Николай Георгиевич Цамутали (1862-?) тоже служил Отечеству в чине капитана. Возможно, он участвовал в военных сражениях Русско-Японской войны (1904-1905 г.).

Читателю скажем, что род Цамутали и сегодня здравствует в России. Известный ученый, автор многих трудов (в их числе и книги по изучению отечественного флота), доктор исторических наук Алексей Николаевич Цамутали, работает в С.-Петербурге (институт истории). Он — прямой потомок нашего земляка. Его племянник Сергей Владимирович Глушков живет в Твери; он доцент университета, филолог по образованию.

Но вернемся к судьбе Николая Михайловича Цамутали.

Его последние годы жизни (1872-1884) прошли в Ржеве, где он оставил для истории много своих славных дел. В их числе, например, одно замечательное начинание — создание первого такси.

В 1874 году на свои средства он открывает движение пароконных дилижансов, перевозивших по городу и с вокзала пассажиров, личный багаж, почту, различные грузы. (Дилижанс — многоместная карета, современный вид — такси).

На культурное обустройство не только г. Ржева и Тверского края, но, безусловно, и всей страны, сыграл факт государственного строительства и обустройства важнейших дорог и железнодорожных узлов. Так, например, с пуском 25 июня 1874 года железнодорожной ветки Торжок-Ржев, связавшей Тверь с ее южными уездами, значительно упростились бытовые и дорожные проблемы, сократив временные расстояния и долгие поездки «на перекладных». Ржев стал доступнее и для Петербурга, транспортное сообщение с которым ранее осуществлялось лишь через Осташков, а сама дорога растягивалась на 3-4 суток.

…Такова история и судьба одного из жителей нашего города — Н.М.Цамутали — человека высоких духовно-нравственных идеалов, мецената и подвижника.

Ольга КУЗЬМИНА

 

Отклики (2) на Николай Михайлович Цамутали: адмирал, меценат, предприниматель

  1. Сергей:

    Спасибо вам большое за ваш труд, за то что вы находите все лучшее про наш родной город.
    Спасибо Вам.

  2. Цамутали Ольга Александровна:

    Н.М. Цамутали не полностью грек. У него бабка немкой была, а у матери русская кровь.
    А работу вы прекрасную проделали, я теперь поняла, почему театр люблю. Спасибо.

Добавить комментарий для Цамутали Ольга Александровна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *