ПАМЯТИ МАСТЕРА

29 ноября на 76-м году жизни скончался заслуженный художник РФ, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России, один из ведущих живописцев Тверского областного отделения Всероссийской творческой организации «Союз художников России», преподаватель и наставник Вячеслав Столяров. 3 декабря в Выставочном зале Ржева открылась экспозиция, посвященная памяти мастера.

Его хорошо знали ржевитяне, так как долгое время Вячеслав Петрович, работая в художественном училище им. А.Г. Венецианова, курировал детские школы искусств. Много раз работал на пленэрах в Ржеве. Об этом рассказала директор Выставочного зала Ирина Аввакумова.

Почтить память выдающегося тверского живописца приехала из Осташкова Галина Смелко, которая лично знала Вячеслава Петровича. Она вспомнила интересные истории, связанные с мастером, и подарила ржевитянам свою картину — портрет Вячеслава Столярова. Виктория Кузнецова, сотрудник Выставочного зала, прочла отзывы многих людей, которые жили и работали рядом со Столяровым, учились у него не только искусству живописи, но и доброте, человечности. «Храбрый, уверенный, немного хулиганистый по характеру, экспериментатор, Вячеслав Петрович так и останется в нашей памяти добрым дедушкой, энергичным, неугомонным учителем, который помог очень многим студентам найти свой собственный стиль в творчестве. Вечная ему память», — пишет один из его учеников.

Родился Столяров в 1946 году в Твери. В 1975-м с отличием окончил Рязанское художественное училище, а в 1981 году — Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.

С 1975 года Столяров был постоянным участником городских, областных, региональных, всесоюзных, всероссийских и международных выставок. С 1981 года — преподаватель в Калининском (Тверском) художественном училище им. А.Г. Венецианова. Преподавал в Государственном специализированном институте искусств в Москве.

Вячеслав Столяров — автор собственной системы в сфере художественного образования. С 1993 года — член Союза художников России. Его многолетний труд отмечен многими благодарностями и почетными грамотами.

Произведения Столярова хранятся в коллекциях Союза художников России, музеях и галереях страны, в частных собраниях в США, Франции, Германии, Нидерландах, Сирии, Египте, Ливане, Украине, Белоруссии и России.

Вячеслав Петрович работал практически во всех жанрах. Способ его выражения мира разнообразен: пейзаж, тематическая картина, портрет, натюрморт. Трудно было выявить его пристрастия, любимый жанр или любимую тему. Как он сам когда-то сказал в интервью «РН»: «Важно, не что писать, а как писать».

— Главное, — говорил Столяров, — все пропустить через себя, удивлять и радовать зрителей. — Я люблю жизнь и пишу то, что меня радует.

Оптимистичный настрой мы видим и в картинах учеников Вячеслава Петровича.

На выставке представлены совместные работы Вячеслава Столярова и его ученика Александра Котова, который приехал в Ржев вместе с женой и маленьким сыном (25 ноября выставка А. Котова открылась в клубе «Текстильщик». Но об этом расскажем в следующем номере). Творческий дуэт учителя и ученика поразил меня еще в 2016 году на одной из выставок в Ржеве. В произведениях, представленных в экспозиции, мудрость и зрелость гармонично переплетаются со свежим взглядом и юношеским задором. Бывает, что один художник видит то, что другой не замечает, и тогда они дописывают друг друга, поправляют, переделывают, открывая для себя нечто новое. Говорят, что в споре рождается истина. Как мне думается, у Столярова и Котова истина рождалась в творческом процессе при полном взаимопонимании. Они прекрасно дополняли друг друга.

Стоит отметить, что на выставке много работ на различные темы. Портреты, пейзажи, натюрморты, выполненные в интересной технике, совмещаю-щей различные направления в искусстве: импрессионизм, реализм, символизм. Но всегда они окрашены внутренним эмоциональным чувством и передают беспокойную атмосферу поиска, в которой постоянно живут творческие люди.

Вячеслав Петрович прекрасно владел масляной живописью, темперой, акварелью, осваивал многие живописные традиции, направления и методы русского и западноевропейского искусства XX века, но при этом оставался самим собой — художником с ярко выраженным индивидуальным почерком.

Притягательной силой обладают натюрморты. Сколько радости вложено в них! Сколько эмоций! Рядом с реалистичными «Кувшин и блюдо», «Лимон и поднос», «Солнечный натюрморт» соседствуют картины-символы: яркая, играющая всеми цветами радуги работа, которую смело назовем гимном искусству («Год культуры») и загадочная «АК-ВС 12» (что значит Александр Котов — Вячеслав Столяров), романтичная «Под музыку «Вивальди» и натюрморт-ностальгия «Память» с портретом Высоцкого, гитарой и старыми пластинками.

Это произведения, которые трансформируются в иные образы и формы, не те, к которым мы привыкли. Они заставляют зрителя думать, размышлять, фантазировать, домысливать. Коврики, дорожки, яркие лоскутки видим на многих картинах, поскольку русское декоративное искусство — это основа, на которую опирался художник в своей работе.

Интересен натюрморт с цветком алоэ. По своим цветовым сочетаниям очень радостная картина, где все элементы гармонично составляют единое целое, где необыкновенная насыщенность цвета.

Очень выразительны портреты искусствоведа Марины Сафоновой и художника Геннадия Серова. Одухотворенные лица говорят о внутреннем душевном богатстве этих людей. В работах присутствует декоративная подача, но особенно ярко она выражена в «Дачном автопортрете». Подкупает своей непосредственностью портрет внука Ивана («Внук Иван-артист»).

До глубины души трогает пронзительная картина Столярова «Сестры. Светлой памяти мамы, крестной и тетушек». Это они наравне с мужьями и сыновьями ковали нашу Победу. Они растили детей. Они возрождали из пепла города и села, и теперь в мирные дни за чашкой чая вспоминают годы, опаленные войной.

Великолепны и пейзажи Столярова. Его работы о родной Твери исповедальны, очень лиричны («Излюбленные места тверитян», «Заволжская Тверь», «Ледоход на Волге», «Тверская регата», «У речного вокзала»). Лаконично, но убедительно рассказывает художник и о русской провинции («Ржевский дворик», «На липецкой земле», «На родине художника Клюшина»).

Нельзя не согласиться со словами искусствоведа Марины Сафоновой, которая писала: «В. Столяров — художник современный по остроте восприятия, по открытости и бесстрашию в исследовании формы и эмоциональной сферы человека. Он своим творчеством часто выходит за рамки общепринятого, все время учась и экспериментируя. Его произведения — это и радостный гимн жизни, и отображение его драматических состояний».

Рассматривая картины Вячеслава Столярова, понимаешь главное: талант этого большого русского художника — это чистый родник, и наберется его живительной духовной силы всякий, кто прикоснется к его истокам.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Один отклик на ПАМЯТИ МАСТЕРА

  1. Виктор:

    Соболезную. От нас ушёл гигант художественного мастерства, мой ровесник. Я с ним встречался на совместной выставке двух художников» учитель — ученик. Его юмор изумителен. Обидно, что такие прекрасные люди уходят от нас так рано.

Добавить комментарий для Виктор Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *