ОНИ ОСВОБОЖДАЛИ РЖЕВ

3 марта — 79-я годовщина освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков

3 марта 1943 года по радио прозвучало сообщение Совинформбюро:

«…Сегодня, 3 марта, после длительных и ожесточенных боев наши войска овладели городом Ржев.

По неполным данным, взяты следующие трофеи: танков — 112, орудий разного калибра — 78, паровозов — 35, вагонов — 1200, складов разных — 5, а также много снарядов, мин, пулеметов, винтовок и другого военного имущества.

Противник оставил на подступах к городу и в самом Ржеве убитыми до 2000 солдат и офицеров.

Первыми ворвались в город части генерал-майора тов. А.Ф. Куприянова, генерал-майора тов. Н.Н. Олешева и полковника тов. В.П. Шульги».

Андрей Куприянов родился в 1901 году в Смоленской области. Участник Гражданской войны. Окончил Смоленское пехотное училище, а в 1937 году — Военную академию имени М.В. Фрунзе.

С октября 1941 года командовал стрелковой бригадой, которая в мае 1942-го была преобразована в 215-ю стрелковую дивизию. Осенью 1942 года подразделения 215-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Куприянова в результате ожесточенных боев закрепились на окраинах Ржева и одними из первых 3 марта 1943 года вошли в город, водрузив знамя над Ржевом.

Генерал-майор Куприянов погиб уже после освобождения Ржева, 20 марта 1943 года. Он был похоронен в нашем городе. Его могила находится у обелиска на Соборной горе.

Куприянов был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени.

В 1965 году бывшая Гражданская улица Ржева (до этого 2-я Никольская) была переименована в честь Куприянова.

215-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор Куприянов (ее полное название — Смоленская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова II степени), была сформирована на базе 48-й стрелковой бригады. Дивизия воевала под Москвой, Смоленском, Кенигсбергом. Именно бойцы и командиры этой дивизии (вместе с другими подразделениями) освобождали наш город.

Николай Олешев (1903-1970 гг.) родился в Ярославле. Участник Гражданской войны. Окончил кавалерийскую школу. Герой Советского Союза. Командир 371-й стрелковой дивизии, освобождавшей Ржев.

С 1963 года вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. Имел награды: три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, ордена Суворова II степени, Кутузова II степени, Богдана Хмельницкого II степени.

Василий Шульга. Родился в 1903 году в Полтавской области. Герой Советского Союза. В Красной Армии — с 1922 года. Окончил Владикавказскую пехотную школу в 1927 году. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

В 1941 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Командир 274-й стрелковой дивизии, освободившей Ржев.

Впоследствии ему было присвоено звание генерал-майора.

В 1948 году Шульга окончил Военную академию Генштаба, а в 1956 году ушел в запас. Был награжден: двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

274-я стрелковая дивизия под командованием Шульги, освобождавшая Ржев, именовалась впоследствии Ярцевской Краснознаменной ордена Суворова II степени. Прошла боевой путь от Калинина до Эльбы. Под Ржевом дивизия воевала в составе 30-й армии.

Это только о тех людях, что были упомянуты в сводке Совинформбюро, но через Ржевскую битву прошли миллионы советских солдат и офицеров, проявляя мужество и героизм.

Летчик С. Макаров погиб в небе над Ржевом, похоронен в д. Бахмутово. Капитан И. Мещеряков совершил в ржевском небе второй таран, погиб 8 февраля 1942 года. Танкист С. Горобец, чей экипаж совершил рейд через оккупированный Калинин, тоже погиб в боях за Ржев, как и комиссар батальона Г. Моисеенко. Всем отважным воинам было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Во второй половине августа 1942 года на окраине Ржева, в районе калининских домов, своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота гвардии старший сержант Никита Головня (1913-1942 гг.), который воевал в составе 2-й гвардейской мотострелковой дивизии. В 1943 году посмертно он был награжден орденом Отечественной войны I степени. Похоронен в братской могиле «Курган» на окраине Ржева. В его честь названа одна из улиц нашего города.

Командир артиллерийского дивизиона Г. Ильченко погиб 29 ноября 1942 года, его именем назван поселок в Ржевском районе.

Под Ржевом погиб генерал-майор К. Комиссаров, командир 183-й стрелковой дивизии, при выходе из окружения близ Мончалово.

Погиб капитан В. Гастелло, брат известного летчика Героя Советского Союза Н. Гастелло. Похоронен у обелиска возле деревни Кокошкино, где находится и могила генерала Комиссарова.

Не забудем и ржевских партизан и подпольщиков, тоже приближавших день освобождения Ржева. На Ржевско-Вяземском плацдарме Красная Армия провела четыре наступательные операции. Общие потери Красной Армии в районе Ржевско-Вяземского плацдарма (убитыми, ранеными, пропавшими без вести, попавшими в плен), по исследованиям историков, составили около двух миллионов человек, а цифра безвозвратных потерь приближается к миллиону.

Это о них поэт Михаил Ножкин написал свою песню о солдатах и офицерах, которые в три слоя под Ржевом лежат.

За последние годы бойцы поисковых отрядов подняли из земли в ржевских лесах и болотах останки тысяч советских солдат и офицеров, которые были перезахоронены на Ржевском мемориальном кладбище. Чьи-то фамилии погибших удалось установить, но многие так и остались неизвестными.

Именно в память о тех, кто защищал свою страну, освобождал Ржев, возле въезда в город был сооружен монументальный памятник Солдату — простому человеку-воину. Потому что память об этих людях, погибших на ржевской земле, должна храниться вечно…

Однако давайте мысленно перенесемся в те самые первые дни марта 1943 года.

Согласно архивным сведениям в ночь на 3 марта, заняв деревни Муравьево, Ковалево, Хорошево западнее Ржева и деревни Пестриково, Быхова Слобода восточнее, 215-я и 274-я дивизии подошли к Ржеву. Ночью снегопад прекратился, небо очистилось от облаков, усилился мороз. В городе в различных местах вспыхивали пожары, были слышны редкие выстрелы. Около 23-х часов на отдельных участках немцы открывали сильный артиллерийский огонь. Они оставили город без боя, опасаясь окружения. Их арьергардные подразделения уходили из Ржева утром 3 марта.

На рассвете 3 марта в безлюдный город вошла оперативная группа из 10-ти человек во главе со старшим оперуполномоченным особого отдела НКВД 30-й армии П. Коноваловым. Группе была поставлена задача проникнуть в Ржев, блокировать дом и пленить городского голову.

Немецкие траншеи переднего края были пусты, а в одном из блиндажей еще топилась железная печка. Уже в городе с левого берега Волги наши бойцы увидели на противоположном берегу немецкую автомашину, в которой уезжали, по-видимому, солдаты из боевого охранения.

Уходя из Ржева, еще 1 марта фашисты согнали в Покровскую старообрядческую церковь на улице Калинина все оставшееся в живых население города, 248 человек: женщин, стариков, детей. Заперли железные двери и заминировали здание. Сообщение об этом готовящемся злодеянии командование 274-й дивизии получило в канун 3 марта.

В ночь на 3 марта в город из 965-го стрелкового полка был направлен созданный на основе 2-й стрелковой роты 11-го батальона штурмовой отряд специального назначения с задачей спасти Покровскую церковь и находившихся в ней жителей от уничтожения. Отряд возглавил замполит 1-го стрелкового батальона старший лейтенант И. Колин.

Пройдя через северо-восточные кварталы Ржева и потеряв от расставленных врагом мин 18 человек, штурмовой отряд утром вышел на улицу Калинина.

Вскоре к церкви подошли оперативная группа П. Коновалова и рота 2-го батальона 965-го стрелкового полка под командованием капитана Нестерова. Саперы извлекли из подвала взрывчатку и мину. Церковь и узники были спасены.

Старший лейтенант Колин водрузил на колокольне Покровской церкви красный флаг. Второй красный флаг поднял на двухэтажном здании на углу улиц Калинина и Коммуны старший лейтенант госбезопасности А. Спринцин.

Потом красные флаги уже были водружены на Советской и Красноармейской сторонах города. Не задерживаясь в Ржеве, части и подразделения 274-й и 215-й стрелковых дивизий двинулись на юго-запад, вслед за отходившим противником.

Закончилась 17-месячная оккупация города, 14 месяцев из которой Ржев был фронтовым.

Разрушенный город долго не покидали саперы — он представлял из себя сплошное минное поле. Вскоре на главных улицах появились надписи: «Проверено. Мин нет». А уже 8 марта 1943 года, в Международный женский день, был проведен первый после освобождения городской митинг.

В марте 1943 года в Ржев прибыла Чрезвычайная государственная комиссия во главе с руководителем ВЦСПС Н. Шверником. Она подготовила документ о злодеяниях, совершенных оккупантами в Ржеве и районе.

После бегства немцев город представлял собой сплошные развалины. Из 5443 жилых домов уцелело лишь 297. Были разрушены все 22 школы, 4 техникума, учительский институт, учреждения культуры и здравоохранения, производственные корпуса механического, спиртоводочного заводов, маслозавода и завода сельскохозяйственных машин, шелкокрутильной, льночесальной, колодочной, пуговичной, швейной фабрик. Не уцелели железнодорожный узел, водопровод, волжский мост. Общий ущерб, нанесенный городу и району, по определению Чрезвычайной государственной комиссии составил полтора миллиарда рублей.

После освобождения Ржева комендантом города был назначен заместитель командира 961-го стрелкового полка 274-й дивизии подполковник П. Додогорский. Начиналось возрождение ржевской земли.

С тех пор прошло 79 лет, и стоит на волжских берегах, как и стоял когда-то, наш Ржев, но уже не фронтовой город, а Город воинской славы. Он это звание заслужил по праву, благодаря тем, кто вынес на своих плечах суровые годы Великой Отечественной войны, кто отстраивал город заново, кто живет и трудится в нем сейчас. Вот о чем и ком надо знать и помнить.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *