НАД КРЫШАМИ ВАСИЛЬЕВСКОГО

1 июня в ДШИ № 2 им. А.Г. Розума открылась интересная фотовыставка работ нашей землячки Дарьи Румянцевой, члена Союза дизайнеров России, преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, практикующего фотографа, автора многочисленных публикаций в журналах.

Серия фотографий «Над крышами Васильевского» посвящена одному из уникальных островов Санкт-Петербурга. Самый большой остров Невы, он должен был стать по замыслу Петра Великого центром города, который пронизывали бы линии каналов, а жители перемещались на лодках. Однако проект не удался, каналы засыпали, а образовавшиеся вместо них улицы были названы каналами. На Васильевском острове расположено множество архитектурных шедевров, здесь жили поэты, писатели, художники, архитекторы, ученые. Это непарадная часть Петербурга, где стоят в основном маленькие ампирные домики шириной в шесть окон.

Однако в советское время остров утратил свое величие, став тихим провинциальным местом со старинным укладом. Во дворах сушится белье, а каменные дома соседствуют с одноэтажными деревянными.

Образ Васильевского острова, самого морского, близкого к Финскому заливу, возникает в работах легендарного Бориса Смелова, прожившего здесь всю жизнь. Он снимал жителей острова, его декаданс, Смоленское кладбище, тихие уголки и дворы-колодцы.

К образу острова обращается и Дарья Румянцева. В серии она представляет разнообразие видов и перспектив с крыш Васильевского острова. Серию объединяет графичность сюжетов, их простота и некоторая аскеза. Дома опутывают трубы, провода, взгляд летит над перспективами линий, устремляется вверх из двора-колодца.

«Графичность городу к лицу»

— Я родилась в Ржеве, с восьми лет училась в ДШИ № 2, сначала в филиале, в средней школе № 5, у Михаила Новоторцева, затем у Светланы Азаренковой, — рассказывает Дарья. — Обучение в школе запомнилось удивительно теплой атмосферой творчества, единения. Прежде всего благодаря педагогу, умеющему увлечь, заинтересовать, поддержать. После общеобразовательной школы почти каждый день ходила в художественную. Рисовали много и разное: натюрморты, пейзажи, друг друга, занимались линогравюрой. Мы участвовали в конкурсах, ездили в Москву, Тверь, на Академическую дачу имени И.Е. Репина в Вышнем Волочке. Возможность побывать на пленэре, среди настоящих художников, позволила увидеть разнообразие мира живописи и графики.

На втором курсе Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна увлеклась фотографией, а с 2009 года сама начала преподавать её. Затем обучалась на фотофакультете им. Гальперина при Союзе журналистов Санкт-Петербурга, прошла магистратуру по специальности «История и теория моды», а с 2015 по 2022 год обучалась в аспирантуре, изучая тему петербургской и ленинградской фотографии. С 2015 года на кафедре университета преподаю фотографию и историю фотографии и кино. Как фотограф сотрудничаю с частными клиентами, с крупными компаниями.

— Как получилось, что фотография стала делом жизни?

— В чем-то случайно. Мне было любопытно, а потом стало получаться, ко мне стали обращаться. Фотография в отличие от живописи и графики тесно связана с реальностью, но позволяет ей манипулировать, искажать, отражать по-разному. Фотография — это мгновенный результат, который легко оценить сразу. Хотя, конечно, есть тест столом — снял, положил на пять лет в стол, если достал и нравится спустя столько времени — отлично, если не нравится — тоже отлично, значит, вырос как автор.

— Где проходили Ваши выставки?

— У меня было несколько выставок, в основном, групповые, в ЦВЗ «Манеж», в Союзе художников, музее-квартире Достоевского в Санкт-Петербурге. Первая большая сольная выставка прошла в 2019 году в филармонии им. Д.С. Шостаковича — масштабный проект «Звуки», состоящий из 120 портретов артистов оркестра, снятых в пространстве филармонии.

Люблю снимать людей, но сейчас мне интересны разные жанры. Люблю городские пейзажи, натюрморты, абстрактные фотографии. Зачастую снимаю даже на телефон, если вижу интересный кадр.

В Ржеве представила серию работ, 22 отпечатка. Этот проект снимала недолго, буквально пару недель, но он меня увлек. Я писала диссертацию по теме «Образ Петербурга в арт-фотографии 1970-2000 годов», изучала большой пласт фотографий, сделанных в эти годы. Мне была интересна трансформация образа города. Васильевский остров был источником вдохновения и местом жизни одного из моих любимых авторов — Бориса Смелова. На его снимках город вне времени: то ли Петербург, то ли Петроград, то ли Ленинград. Вообще остров по сей день вы-глядит немного провинциально на фоне остальных районов Петербурга. Время здесь будто замерло, остановилось.

В серии «Крыши Василевского острова» ссылаюсь на работы Смелова, обращаясь к эстетике прямой, модернисткой фотографии, для которой характерен интерес к форме, индустриальным образам. Очертания крыш рисуют пульс города. Я объединила серию черно-белым решением: графичность городу к лицу.

— Наверняка Вы много путешествуете. Где хотелось бы поснимать?

— Да, довольно много, несмотря на ограничения последних двух лет. Скучаю очень по Парижу и Риму. Одно из важнейших событий для фотографов — ярмарка Paris Photo. Мечтаю вновь оказаться на ней, встретить мировых классиков фотографии, посетить все стенды.

— Что пожелаете ребятам, мечтающими стать художниками, дизайнерами или фотографами?

— Ничего не бояться, много учиться, искать единомышленников, пробовать себя в новом, создавать прочный культурный фундамент, изучать историю и теорию искусств, смотреть классику кинематографа. Важно помнить, что наш мозг, как губка, впитывает все, что мы видим: чем больше мы смотрим на красоту, тем лучше. Сейчас многие музеи позволяют взглянуть на свои коллекции, не выходя из дома. И, конечно, ездить в сами музеи.

— Спасибо за интервью. До встречи в Ржеве!

Беседовала Елена СООЛЯТТЭ

Один отклик на НАД КРЫШАМИ ВАСИЛЬЕВСКОГО

  1. Виктор:

    Приятно, что такая глубинка. как Ржев, рожал, рожает и я уверен, что будет рожать таланты во всех областях науки, искусства и техники.

Добавить комментарий для Виктор Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *