«ДЕСАНТНЫЙ БАТЮШКА»
Он более 20 лет окормлял российских военных в горячих точках, не раз шёл первым по минному полю, до последнего мгновения исполнял свой пастырский и гражданский долг. Светлой памяти Героя России, протоиерея Михаила Васильева посвящена экспозиция в Выставочном зале Ржевской епархии.
27 июля в Ржев приезжала матушка Мария вместе с детьми в гости к родственникам. В епархии состоялась встреча с епископом Адрианом. Мария Васильевна откровенно призналась, что именно дети (а их шестеро) дают силы жить. А отец Михаил — в мыслях и памяти всегда рядом. Отметим, что по инициативе Ржевской епархии создана рабочая группа по увековечению памяти протоиерея Михаила Васильева.
Каким был батюшка-воин, герой и человек, наш земляк, которым мы по праву гордимся, рассказывает его тетя, ржевитянка Людмила Иванова.
Символично, что наша встреча с Людмилой Константиновной состоялась 2 августа, в День ВДВ.
— «Десантный батюшка», как прозвали военнослужащие отца Михаила, никогда не отказывался от командировок с подразделениями в горячие точки, — начинает рассказ она. — Участвуя в миротворческих операциях как священник, он побывал в Абхазии, Боснии и Герцеговине, Киргизии, Сирии, а также участвовал в десантном марш-броске на Приштину (Косово) в 1999 году. Особая страница в его жизни — годы вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики. За время многочисленных командировок он крестил там более 3000 солдат и офицеров, постоянно исповедовал и причащал. Вот только исполнять свой священнический долг ему приходилось то в поле под открытым небом, то в окопе, то в походной церкви размером с армейскую палатку. С этим храмом он научился десантироваться с борта самолета.
Свое сердце отец Михаил поделил на две части: одна — служению Богу, другая — Отечеству. Именно церкви и Родине он себя отдавал целиком.
Родители отца Михаила (его мама — родная сестра Людмилы Константиновны) и сам он часто приезжали в Ржев.
Будущий священник Михаил Васильев родился 19 мая 1971 года в Вышнем Волочке в семье офицера. Детство провел в военных городках; несколько лет — в Ржеве. И корни батюшки — ржевские. Здесь, на Смоленском кладбище, покоятся его отец, капитан Владимир Васильев, бабушка, прабабушки, прадед и другие родственники. Стоит отметить, что большое влияние на судьбу Михаила оказала именно бабушка Агриппина Николаевна Журавлева (Березникова), которая родом из деревни Груздево Медведевского сельсовета (сейчас этой деревни уже нет).
В Великую Отечественную два с половиной года она была в конц-лагере. Пленные пилили вручную деревья на доски для полевых укреплений в прифронтовой полосе. Фронт отступал, они отступали. Тех, кто норму не выполнял, сразу убивали на месте.
С детства Агриппина Николаевна была верующей. И до конца дней оставалась воцерковленным человеком.
Когда Михаил приезжал из МГУ, с кафедры научного атеизма, она по голове его гладила, кормила и говорила: «Ничего, внучок, поумнеешь — разберешься».
Бабушка умерла на Благовещенье в 1998 году. Она знала, что Михаил будет священником в армии, и очень радовалась. Бабушка была крестной у Михаила, когда он крестился в Ржеве. Она была единственной верующей из всех родственников. И практически всех привела в церковь.
— В чем же была необыкновенность Михаила? — продолжает Людмила Константиновна. — Он очень любил читать. С пяти лет читал самостоятельно. Но зрение стало садиться, книжки у мальчика отбирали. А он их прятал под кровать вместе с настольной лампой. И когда все засыпали, включал и читал, читал, читал. В школьные годы увлекался археологией. По окончании обучения на философском факультете МГУ Михаил поступил в аспирантуру на кафедру религиоведения того же факультета.
Как уже сказали, таинство Святого Крещения Михаил принял в 19 лет в Ржеве в Вознесенском соборе. Духовные искания привели его сначала в московский храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Первым священником, кто взял на себя духовное попечение о будущем пастыре, стал отец Феодор Кречетов, ныне протоиерей.
Михаил нес алтарное послушание и в двух других московских храмах, где настоятелем был протоиерей Димитрий Смирнов, ставший духовником Михаила. Именно он однажды спросил студента-философа: «Ты из семьи военного?» И, услышав ответ, сказал: «Быть тебе батюшкой в гарнизоне».
По окончании аспирантуры Михаил Васильев работал в средней школе. В 1995 году был венчан с Марией Землянниковой, ставшей ему супругой и спутницей жизни.
В 1998 году будущий священник принимал активное участие в завершающем этапе строительства первого в новой истории России гарнизонного храма при главном штабе РВСН в поселке Власиха Московской области, начатого протоиереем Димитрием. Отец Михаил сразу стал своим в гарнизоне Власихи. Глубокая вера, ревностное отношение к богослужению, умение найти подход к сердцам и генералов, и офицеров, и рядовых солдат, и курсантов снискали ему уважение в среде военных, а его служение стало востребовано не только среди ракетчиков, но и в воздушно-десантных войсках.
Получив образование в лучшем вузе страны, отец Михаил не удовлетворился этим. Он считал, что военный пастырь должен быть профессионалом и в бою. В 2005 году он, священник, окончил высшие курсы военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ. Полученные знания во многом пригодились ему в практической деятельности.
Однажды отец Михаил узнал, что в Сокольниках есть заброшенная церковь при бывших казармах саперного батальона, и загорелся желанием вернуть её верующим. За несколько лет здание, возведенное в предреволюционные годы и сильно пострадавшее в советское время, было полностью восстановлено. В 2011 году предстоятель РПЦ совершил освящение воссозданного храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках — подворья патриарха Московского и всея Руси при штабе воздушно-десантных войск.
Несколько лет священнослужитель исполнял обязанности завсектором ВДВ Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, но его не привлекала административная деятельность. Он считал, что должен увлекать воинов своим примером. Совершил около десяти прыжков с парашютом, один из которых окончился неудачно: в 2007-м под Вязьмой парашют закрутило, отец Михаил, как его учили, раскручивал почти погасший купол и молился. Купол успел раскрыться на треть, и он понял, что Господь дает ему шанс выжить: получив компрессионный перелом позвоночника, сумел быстро покинуть поле и не попасть под спускаемые на парашютах бронемашины.
Однажды на Северном Кавказе, находясь вместе с группой разведчиков в тылу противника, священник попал в засаду. Одного из бойцов ранило, он истекал кровью на руках отца Михаила. Всю ночь пастырь молился, чтобы солдат выжил, хотя тот, казалось, уже не дышал. Раненого удалось эвакуировать, врачи спасли ему жизнь, но удивлялись: без чуда здесь явно не обошлось.
Михаил Васильев был внешне похож на русского богатыря: косая сажень в плечах, крепкие руки, пронзительный взгляд. Он легко находил общий язык с любой аудиторией. Говорил с молодыми солдатами и седыми генералами о главном — о Евангелии, передавая им свой опыт. Будучи требователен к самому себе и к своим подчиненным, он с неизменной добротой относился к прихожанам. Всегда стоял твердо в своей вере и щедро делился ею со всеми, с кем сводил его Господь. Главной его целью в жизни был поиск Царства Небесного. «Ищите его и на меньшее не соглашайтесь», — так часто заканчивал проповеди священник.
Людмила Константиновна отмечает, где бы ни появлялся отец Михаил, вокруг него собиралось много людей. Все его внимательно слушали. А говорил он ясно, понятно, просто. И не было темы, на которую он не мог бы поразмышлять. Человек энциклопедических знаний, с широчайшим кругозором. Очень живой в общении, с хорошим чувством юмора. Когда он что-то рассказывал, его можно было заслушаться.
Военных священников нередко называют «комиссарами духа». Они не берут в руки оружия, носят воинскую полевую форму, но без погон и знаков различия, имея в петлицах изображения православных крестов. Только во время богослужений они надевают на себя соответствующее облачение. Но они встают в один ряд с бойцами, которые находятся на передовой, благословляют их в окопе, нередко под обстрелом. Духовно наставляют, укрепляют малодушных, поддерживают сильных, утешают раненых, провожают в последний путь погибших, вознося молитвы о спасении душ.
Языком притчи, короткими емкими фразами отец Михаил добивался того, что пастырское слово оставалось в сердце человека и действовало в нем. Он любил повторять: что «на войну солдат идет не убивать, а умирать, поэтому в армии священник нужен больше, чем автомат».
Пастырский труд протоиерея Михаила был высоко оценен и священноначалием, и светской властью. Святейший Патриарх Кирилл наградил его орденами преподобного Сергия Радонежского (III степени) и преподобного Серафима Саровского (III степени). Также он был удостоен и высоких государственных наград: ордена Мужества и медали «За заслуги перед Отечеством» (II степени).
Особое место в жизни священнослужителя занимала семья. Вместе с супругой они воспитывали шестерых детей.
С начала СВО в 2022 году отец Михаил трижды побывал в зоне боевых действий. Четвертая его командировка закончилась трагически. 6 ноября 2022 года на самом опасном направлении — Херсонском — он получил смертельное ранение от разорвавшегося в трех метрах реактивного снаряда, выпущенного украинскими нацистами из американской установки Himars.
Погребен протоиерей Михаил Васильев за алтарем храма во имя великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца во Власихе — храма, где он начинал священническое служение и которому отдал всю свою жизнь.
Совершая богослужения в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, отец Михаил Васильев постоянно видел перед собой слова Господа нашего Иисуса Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», написанные над алтарной преградой. Эта заповедь Спасителя стала для него самой главной.
Указом Президента РФ погибшему в зоне СВО настоятелю патриаршего подворья при штабе РВСН протоиерею Михаилу Васильеву присвоено звание Героя России.
Подготовила Елена СООЛЯТТЭ
(использованы материалы из книги «Воспоминания об отце Михаиле»)