«Жить можно иначе»

Виталий Семенович Фаер,  генеральный директор ОАО «КСК «Ржевский»: «Жить можно иначе»

— Виталий Семенович! Грядущие события отбрасывают тень на настоящее. Новое общественное движение «Ржев — мой город» — это тень надвигающихся осенних выборов, а не только грядущих 70-летия Победы и 800-летия Ржева?

— Мимо выборов нам не пройти. Но надо заглядывать дальше, не ограничиваясь только 70-летием Победы в Великой Отечественной войне и 800-летием Ржева. В городе накопилось огромное количество проблем, которые можно решить только всеобщими усилиями. Я так считаю.

— Да, проблем много, и они годами висят в воздухе, что создает психологическую усталость и вызывает глухое недовольство жителей. Сейчас, Вы считаете, появился шанс?

— Уверен, так считаю не один я. Назову несколько фамилий — Е.С. Книга, В.В. Константинов, Б.В. Жуков, С.В. Орлова, В.М. Румянцев — инициативная группа, которая выступила учредителями движения «Ржев — мой город».

— Знакомые все лица…

— Конечно, знакомые. Мы, встречаясь в последнее время при тех или иных обстоятельствах, обсуждали проблемы городской жизни. И были крайне недовольны тем, как эти проблемы решаются. И, конечно, тем, что они накапливаются.

— И, наконец, достигают критической массы?

— Критической массы они достигли уже давно. Город копил их годами, если не десятилетиями. Это проблемы с теплоснабжением и энергоснабжением, в сфере ЖКХ, с уборкой города и мусором, дорогами, водоснабжением. И пока непонятно, как они будут разрешаться.

— Может быть, все-таки, главная проблема города — это люди? Особенно те, которые находятся во власти?

— Естественно, все проблемы созданы людьми. И, в первую очередь — теми, которые находятся или находились во власти.

— А может, обстоятельства так сложились? Лично я не верю в вариативность истории. Она такая нам дана, и другой не будет, но она сурова и требует к себе уважения.

— Я так не считаю. При чем здесь исторические обстоятельства? Если взять относительно недавнюю историю, Ржев очень интенсивно развивался. Я проживаю в городе с 1972 года. Тогда Ржев претерпевал очень бурный рост. Каждое крупное предприятие в год строило по 100-квартирному жилому дому, а предприятия поменьше строили один дом на двоих. При этом вводились в строй детские сады, школы. Появился новый мост через Волгу, Ржев был газифицирован. В промышленности было занято более 20 тысяч населения. Сегодня наберем от силы 4-5 тысяч. Эта история совсем недавняя.

— Но тогда в стране был совсем иной общественный строй.

— Понятно, что город — часть страны. И с рядом наших промышленных предприятий произошло то, что произошло со страной. Но проблемы, связанные с обслуживанием населения, особенно в вопросах обеспечения людей водой, теплом, очень плохо решаются, поскольку эти предприятия находятся в частных руках.

— Хотели бы вернуть их обратно в муниципальную собственность?

— Такой вариант развития событий только бы приветствовал, хотя имеет право быть и иная точка зрения. Все зависит от тех людей, которые стоят у руля процесса. Если нормальный частник, то почему бы и нет?

— Виталий Семенович, ржевские власти, наверное, можно упрекнуть в неспособности предложить городу современную модель развития. Вообще в город может прийти политика крупных решений и конкретных дел? Ведь сегодня у ржевитян возрастает запрос на реальное настоящее. На Ваш взгляд, каким может быть это настоящее?

— Конечно, можно говорить о глобальных вещах, но я предпочитаю придерживаться политики конкретных дел. Например, сегодня в городе не решена элементарная проблема сбора, вывозки и захоронения бытовых отходов. И пока не совсем понятны планы по ее решению.

— Как говорил один из экс-мэров на заседаниях Думы — современная цивилизация породила огромное количество мусора. И справиться с ним нереально.

— У каждого своя точка зрения. Но мы же у себя дома убираем. Почему не должны убирать в городе?

— Город, наверное, не воспринимается людьми как свой дом. А менять ментальность его обитателей…

— Если человек где угодно бросает пакет с мусором, или выкидывает окурок в окно автомобиля, понятно, что это вопрос ментальности. Считаю, давно надо поменять подходы к этому процессу. Пора и власть употребить. И употребить достаточно жестко. Во многих странах, например, Сингапуре, бросил фантик на улице — штраф тысячу долларов.

— Вот бы наш городской бюджет пополнился!

— Это даже не главное. Главное, изменить ментальность населения.

— Перенять бы у кого опыт…

— Пожалуйста, в Белгороде эти вопросы решены прекрасно. Можно съездить, узнать на месте, как, какими способами и методами они этого достигли. Это ведь не случилось вдруг, была проведена кропотливая, целенаправленная, многолетняя работа. Я был в Белгороде, там — чисто! А у нас весь город засыпан окурками. Хотя в России принят закон о запрещении табакокурения. Правда, почему он принят в таком виде, мне непонятно. Прежде всего, в законе не прописано, кто отвечает за его исполнение. И это самая главная ошибка. Казалось бы, почему нельзя запретить курить на улицах наших городов?

— Ущемляются права человека.

— Курите у себя дома, во дворе, если нравится. Но почему все окружающие должны страдать от курильщиков? На нашем предприятии закон, запрещающий табакокурение, был внедрен уже в 1996 году. Каждому водителю (а у нас огромное количество чужих автомашин, которые приезжают под погрузку) дают памятку, где написано, что он не может делать на нашей территории — а он не может ни курить, ни сорить, ни ремонтировать. На 95 процентов это соблюдается. За все время был только один случай конфликта с водителем, который меня не понял. Конечно, в пределах одного предприятия сделать намного проще — утвердил правила внутреннего распорядка, и все обязаны подчиняться. В масштабах города гораздо сложнее.

— Но попробовать можно.

— Например, в течение многих лет предлагал исполнительной власти провести эксперимент. Но, к сожалению, не был услышан. В городе очень пыльно, это особенно ощущается с наступлением теплых дней. Весной должны бы вывозить огромное количество песка, которое зимой завезли, борясь с гололедицей. Это вопросы технологии — технологии ухода за улицами в зимний период времени, которую давно пора менять. Когда мне говорят, что применение реагентов несопоставимо по цене по сравнению с песчано-соляной смесью, думаю, это неверный подход. Надо сравнивать последствия. Кто посчитал тот вред, который наносится здоровью людей, которые дышат этим песком? Очевидный факт, если человек дышит чистым воздухом, его здоровье лучше. Кто задумывается о качестве жизни, просчитывая экологическую составляющую? Город весь в песке, словно мы находимся в пустыне. Песок с годами скапливается на обочинах улиц, асфальт оказывается ниже. Вода не стекает, дороги разрушаются. А кто задумывался над тем, что происходит на улицах, где расположен частный сектор? На дороге образовалась яма — везут и бездумно засыпают песок, песчано-гравийную смесь. Дорога растет, частный сектор оказывается ниже ее уровня, водостока нет. Человек теряет огород, в подвале его дома всегда сыро. А мы не хотим задуматься о таких очевидных и простых вещах. На работе говорю: прежде чем что-то делать, подумайте о последствиях. Любые действия должны быть направлены на это: мы все время должны думать о конечном результате. Сейчас я говорю об обыкновенных инженерных делах. Надо просто призвать задуматься о том, что будет дальше. Призвать, прежде всего, главу администрации. И всех тех, кто в той или иной степени занимается этими процессами. Если уходом за улицами занимается комбинат благоустройства, значит, прежде всего, его призвать. Давайте проведем эксперимент — на нескольких улицах одну зиму пытаемся сделать такой вот уход.

— Что Вы еще предлагаете?

— Пройдем по улице Ленина — центральная улица в городе, убирается самая первая. Буквально вчера дождь прошел, а сегодня на улице Ленина снова песок, пыль. Почему? Идем далее по Ленинградскому шоссе — обратите внимание, везде на грунте стоят машины.

— Если проедем по Торопецкому тракту, увидим не только машины на обочине, но и постоянно съезжающие на грунт автобусы, забирающие пассажиров, которым лень пройти 50 метров до остановки.

— Машины колесами тащат грунт по всему городу, оставляя часть песка, в том числе и на улице Ленина. Что мешает употребить власть: разработать элементарный план стоянок на Ленинградском шоссе, дать его каждому магазину и сказать: «Ребята, если через год здесь не будет стоянки, появится знак «остановка запрещена». Подвести законодательную базу, чтобы магазины убирали прилегающую территорию. Уверяю, на улице Ленина через год станет чисто. Предлагаю на Осташковском шоссе сегодня сделать места для стоянки. А в остальных — просто запретить остановку. Например, появился в городе центр «Рено», но стоянку не потрудились построить возле себя. Приезжает автовоз и стоит всю ночь на обочине. Кто будет решать эту проблему? Власти надо просто понудить — запретить стоять на обочине с отсутствием соответствующего покрытия.

— Исполнительная власть, думаете, Вас слышит?

— Мне кажется, что глава администрации уже услышал. Думаю, мы в виде эксперимента что-то сделаем на нескольких улицах. Это сразу решит проблему грязи, сохранности дорог. Понятно, что не на сто процентов, понятно, что не сразу, но… Надо идти путем эволюции. Критиковать всегда проще. Гораздо сложнее сделать, убедить людей, что жить можно иначе.

— Вам надо идти в депутаты, становится главой Думы, и тогда все решения окажутся под Вашим контролем.

— Вы, наверное, забыли, сколько мне лет. Но на самом деле, я говорю о вещах, которые очевидны.

— И они могут улучшить качество жизни ржевитян. Уровень жизни не поднять, а вот за качество можно еще побороться. Может быть, еще запретить транзитные фуры, следующие через Ржев, которые разбивают отремонтированные дороги?

— Не совсем согласен. Нельзя просто взять и запретить. Жизнь останавливаться не должна. Надо власти искать пути решения проблемы таким образом, чтобы интересы бизнеса и населения были в паритете.

— Две договаривающиеся стороны — бизнес и простые люди?

— А как же иначе?

— Когда мы говорим «Ржев — мой город», Вам не кажется, что у человека, который получает 10 тысяч и у достаточно обеспеченного ржевитянина может быть совершенно разный уровень патриотизма и любви к родному городу?

— Безусловно. С этим нельзя не согласиться.

— И кто больший патриот?

— Трудно сказать. Но бросать мусор, где попало, не должен никто.

— А может быть, это своеобразный протест?

— Вполне возможно, что таким образом человек выражает свое негативное отношение к окружающей действительности. Но протестные настроения не дают право бросать окурок на улицу.

— В Ржеве очень много приезжих, Ржев — не их город.

— Я тоже приезжий. Если вернуться к 1943 году, сколько в городе осталось коренных жителей? Менее 200 человек. Демографическая ситуация 3 марта 1943 года была катастрофической. Выход нашли, привлекая людей, чтобы сохранить город.

— Виталий Семенович, как собираетесь воспитывать нынешнее поколение ржевитян в любви к Ржеву?

— Прежде чем наказывать, человека надо убеждать. Эту миссию могут выполнять все, кому небезразличен Ржев. Я предлагаю, чтобы каждый член движения «Ржев — мой город», взял на себя ответственность за улицу, или даже за квартал. И наводил там порядок — пытался говорить с населением, с руководителями предприятий, торговых точек. Необходимо говорить, требовать, призывать, работать вместе с властью. Я сторонник реальных дел, а не политической имитации. Уверен, качество жизни в нашем городе можно улучшить.

— Ржев годами зарастал плесенью пессимизма. Пессимизм сочился не только из уст профессиональных недоброжелателей, но он лез из всех щелей, отравляя общественную атмосферу. «Проклятые» темы последних лет как застарелая болезнь, не могут исчезнуть одномоментно. Может быть, все дело в пессимизме жителей, Виталий Семенович?

— И это присутствует, но не думаю, что это главное. Глубинная причина — проблемами города системно никто никогда не занимался. Например, когда взялся у себя наводить порядок, запретил водителям на территории предприятия съезжать с твердого покрытия на грунт. Исключения — пожар, несчастный случай. Стал наказывать, ввели в штат дворников по дорогам. На меня сначала смотрели как на чудака. Не поверите, но до этого наши женщины ходили по территории в резиновых сапогах, когда дождь, слякоть. И вдруг стало чисто. И люди поняли, как все просто! Принцип, который мы у себя используем: «Любая работа, которая делается на комбинате, должна с первого раза делаться хорошо».

— Будем надеяться, что общественному движению удастся что-то сделать и в городе.

— Ну почему же такой пессимизм? Давайте, приходите к нам, будем вместе работать.

— Спасибо за приглашение. И благодарю Вас за интервью.

Ирина Кузнецова

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *