ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в № 26, 28-37

1-я УСПЕНСКАЯ УЛИЦА — УЛИЦА КАРЛА МАРКСА

Единственная оживленная и, как бы сказали нынче, «престижная» улица края, звавшегося у жителей Смоленским, это 1-я Успенская. Называлась она так, наверное, по имени главного собора Ржева, в сторону которого шла, завершаясь Большой площадью. Соединяла 1-я Успенская центр города с дачами (в том числе знаменитого Филиппова), огородами, артиллерийскими складами и, главное, двумя кладбищами. Одно — существующее и ныне Смоленское, другое, маленькое, и названия которого не сохранилось, как раз в средней части улицы (по плану 1908 года). Одно из тех, которых было за историю города и о которых затерялись даже воспоминания.

Каменное здание, и сейчас стоящее на углу библиотечного квартала, имеет интересную историю. В начале века оно принадлежало помещице Миронье Лутковской, из многочисленного рода, отчее поместье которых находилось в Михирево (за Бахмутовым). Вдова известного купца, Почётного гражданина города Николая Ивановича Болоболина, возможно, по его желанию, выкупив в 1911 году дом, дала капитал на устройство в нём ремесленного училища. Пухлое «Дело» в Тверском архиве хранит переписку с центральными властями, строителями, и — особенно интересно — желающими устроиться в Ржеве на работу преподавателя-ми общих дисциплин и промышленного мастерства. Прошение из Москвы, Твери. В 1913 году училище было открыто: в «каменном доме с мезонином и флигелем во дворе», переделанными для нужд обучения. Как вспоминал старый ржевитянин Николай Левтеев, в это учебное заведение стали отдавать сыновей видные купцы города (ранее привлекала гимназия). Торговый капитал в начале века ищет применения в промышленности, и мастеров — среднее звено производства — хорошо бы иметь из своих.

В годы гражданской войны, когда заводы останавливались, закрывалось и училище. Позднее здесь был товароведческий техникум, теперь — школа № 6. Мария Яковлева Болоболина, показавшая пример мудрой и широкой благотворительности, упокоилась в 1926 году на старообрядческом кладбище, рядом со своими родственниками из купеческого клана Немиловых (их участок за металлической тяжёлой оградой сохранило время).

Улица поменяла название, стала носить имя Карла Маркса. К этому привыкли, как и к послевоенным каминным реалиям вдоль неё: гостинице, библиотеке, больнице, теле-вышке, а теперь и компании особняков, которые тоже будут говорить о своём времени. И всё же остается она староржевской — ведёт всё так же к даче Филиппова, «складам» (под № 40) и Смоленскому кладбищу.

2-я УСПЕНСКАЯ, 2-я НИКИТСКАЯ…

Вокруг Первой Успенской идёт ряд улиц с названиями, напоминающими о церквях, находящихся (или бывшие ранее) вблизи. Никольские, Богословские… Ничем особым они не выделялись, дома сплошь деревянные. Типичные улочки, каких много в Ржеве при удалении от каменного центра. Жили здесь люди мещанского сословия: ремесленники, мелкие домовладельцы, торговцы. Дореволюционные архивные документы показывают, как разбогатевшие мещане переходят в купечество, а разорившиеся или по каким-либо причинам не желающие заявлять свой капитал и платить определённый налог купцы становились мещанами. В мещанство в XIX веке вливалась и часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. Это самый многочисленный городской контингент составлял своё мещанское общество с управой.

Снимки начала века показывают мещан в обычной городской одежде: косоворотках, картузах, платках. В домах жителей побогаче стоит тяжёлая деревянная мебель (уже в наше время признанная ценным антикваром). На столах и стульях видим вышивки-накидки, пузатый самовар, красивую посуду.

У частных домов имелся обязательный участок земли с огородом. Продажа излишков овощей и фруктов — исконное подспорье бюджету семьи в течение последних веков (перейдет и в следующее тысячелетие). Впрочем, в начале века дома исчезают довольно скоро, и идут уже сплошные огороды, где хозяева побогаче имеют по несколько «мест», а то и весь квартал земли в личном пользовании.

Такова территория между «складом-40», Ленинградским шоссе и берегом Волги. Война оставила немногое, а люди поменяли старые названия. Иногда непонятно, почему.

Перечислим некоторые переименования для жителей этих улиц: 1-я Никольская — улица Елисеева, 2-я Успенская — улица Энгельса, Богословская — улица Комсомольская, Алексеевская — улица Жореса (теперь Артура Тулякова — прим. ред.), Малая Ильинская — улица Бехтерева, 2-я Покровская — улица Володарского, 2-я Рождественская — улица Урицкого, 1-я Никитская — улица Революции.

АЛЕКСАНДРОВСКОЕ (ЛЕНИНГРАДСКОЕ) ШОССЕ

Четырехугольник плана Ржева 1908 года, которым мы пользуемся, путешествуя на страницах газеты по ржевским улицам, ограничивается в своей верхней, северной части Александровским шоссе, в 1920-е годы переименованным в Ленинградское. Начинается шоссе от площади, в наши дни окруженной многоэтажками, с памятником и сквером за ним. Конная площадь в прошлом, она заполнялась по воскресным и ярморочным дням окрестными крестьянами, возами, лошадьми разных пород — ломовых до рысаков, предназначенных господам из соседних поместий.

Места эти столетиями использовались торгово-ремесленным посадским населением: здесь сходились Старицкий и Осташковский тракты, многоводная в былом Холынка создала возможности для кустарной промышленности. Улица под названием Кузнечная (хотя и без ушедших в небытие кузниц) и теперь стоит вдоль устья истончавшей речки.

Ведёт шоссе к Александровскому вокзалу железнодорожной станции, от которого и производит своё название. Новоторжская ветка, построенная на средства казны (как часть Николаевской дороги), была первой, проведенной к нашему городу. Она носила стратегический характер, задумывалось кратчайшим путём соединить Петербург с крепостью Брест и Варшавой. В 1874 году сдан участок Ржев-Лихославль, а через шесть лет, с проложенным путём до Вязьмы, выход на Варшаву был обретен.

Станция делилась на пассажирскую и товарную. Деревянный вокзал был типовым; кое-где на небольших станциях такие существовали до недавнего времени (ржевские сгорели в войну). На снимке виден колокол для сигналов отправления поездов. Рядом — металлический бак с кипятком и, обычно, кружкой на цепочке. Водопровода в начале века в городе не было, и на плане мы видим указание на водоподъемное здание Николаевской железной дороги на берегу Волги (примерно напротив льночесального комплекса). А дальше — водовозки, представим, в каком количестве!

За вокзалом шоссе переходило в тракт, ведущий к Сытькову, Селижарову, Осташкову. Когда-то все эти земли были Ржевчиной, селижаровских и часть знаменитых осташковских монастырей были причислены к ржевскому уезду. В начале века ржевские гимназисты любили велосипедные прогулки по Осташковскому тракту, даже до Ниловой пустыни на Селигере.

С одной стороны Александровское шоссе окаймляли частые небольшие дома с участками, по другую шли огромные огороды. Однако в первые десятилетия нашего века район стал более оживлённым. Появились общественные здания: в двух, сохранившихся до нашего времени, из темного красного кирпича, находилась техническая школа для железнодорожников. Где-то неподалеку стоя-ли костел, синагога для людей различных религиозных воззрений, появившихся в Ржеве в связи с событиями первой мировой войны.

За пределами шоссе шли промышленные предприятия. Ближе к центру — шелкокрутильная фабрика, созданная в 1911 году, до Отечественной поддерживавшая связи со Средней Азией и эвакуированная в те края, чтобы там и остаться.

Вряд ли ржевитяне помнят ещё, как остановка «ДК РМЗ» носила более «звучное» название «Винзавод». Оно появилось уже на маршруте первого городского автобуса, соединившего 12 декабря 1936 года оба городских вокзала.

С 1903 года от Александровского шоссе к товарной станции протянулись многочисленные постройки Казенного винного склада. Адресная книга губернии за 1914 году перечисляет руководство этого учреждения, в немалых чинах. (Как ни относись к моральной сторон водочной монополии, она всегда давала солидную прибыль казне и являлась серьёзным государственным делом). Название «склада» в годы НЭПа было уточнено на «ликеро-наливочный», а с осени 1925 года — «спирто-водочный завод». В эти годы на участках с названиями «стол» и «корыто» трудится около сотни ржевитян. В управленческом аппарате встречаем знакомые по истории нынешнего века имена: Коллар, Эссенгаузен. Механик завода — Эрнст Клейн, немец по национальности, сын хозяина дореволюционного пивного завода (находился, где и нынешний), закончил нашу гимназию и 3 курса университета в Москве.

Интересные документы о завоевании заводом рынка сбыта в 20-е годы. Рекламные агенты радуют сообщениями: Лихославль — «недостаток русской горькой», Старица — «сбыт русской горькой можно ожидать большой». В окрестных городах и сёлах, от Зубцова и Сычевки до Торжка и Сепурина было много арендованных «фирменных» точек.

В 1936 году на шоссе, уже Ленинградском, появляются дома управления железной дороги, знаменитые «Калининские». Растут они на месте домишек, некоторые из которых переезжают на рядом образовавшуюся Крестьянскую улицу. В Отечественную войну Калининские дома разрушены (стена одного из них треснула едва ли не при первой летней бомбардировке Ржева); восстановлены в прежнем виде. Мемориальная доска на угловом здании напоминает о подвиге сержанта Никиты Головни, закрывшего здесь собой амбразуру дзота в августовских боях 1942 года. Неподалеку, в помещении железнодорожной школы № 5 (52) во времена финской кампании расположился тыловой госпиталь (а в оккупацию — немецкий). Здание, к сожалению, пришлось разобрать.

Ленинградское шоссе, конечно, во всём отличается от того, что звалось Александровским. Вместо деревянных домишек — жилые массивы, асфальт, памятники на площади и у вокзала; старинные деревья спилены. Да и расположено оно теперь не на окраине, а почти в центре широко раскинувшегося помолодевшего города.

Продолжение следует

(Публикация подготовлена по архивам «РН» 1996-98 гг.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *