ЗДРАВСТВУЙ, «СЕНЕЖ»! Я ВЕРНУЛАСЬ!

В начале октября мне выпала уникальная возможность в составе команды молодёжного цифрового омбудсмена, членом которой я являюсь вот уже почти год, стать организатором III международной школы интернет-БЕЗопасности молодежи, которая проходила на базе мастерского управления «Сенеж». Этот опыт стал для меня не только новым этапом в профессиональной деятельности, но и настоящим вызовом, который я с удовольствием приняла.

В прошлом году я была на II школе в качестве участника. Это событие оставило  множество ярких впечатлений и вдохновило на дальнейшее развитие в области интернет-безопасности. Собственно, именно тогда и начался мой путь в сфере просвещения подростков и их родителей об основных правилах цифровой грамотности уже в качестве члена команды МЦО. В тот раз я познакомилась с замечательными людьми, узнала много нового и получила ценные знания, которые помогли мне расширить свои горизонты. Однако нынче я оказалась на другой стороне баррикад — в роли организатора.

Школа проходила в «Сенеже» — одной из лучших образовательных площадок страны. Новый корпус с современными удобствами, новыми конференц-залами и огромным залом-амфитеатром создал идеальные условия для работы и обучения. Здесь все продумано до мелочей: от комфортных аудиторий до уютных зон отдыха. Это место действительно способствовало творческому подходу и продуктивной работе.

Организация такого масштабного мероприятия — это всегда большая ответственность. Мы с командой работали над каждой деталью: от программы до логистики. Совещания длились до трёх часов ночи, но каждый член оргкомитета вкладывал душу в это дело, и я понимала, что от нас зависит успех всей школы.

Международная школа интернет-БЕЗопасности молодёжи открыла свои двери для студентов и молодых специалистов из России и зарубежных стран 2 октября. Она организована Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» при поддержке команды молодёжного цифрового омбудсмена, АНО «Россия — страна возможностей» и мастерской управления «Сенеж». Партнёрами школы выступили в этом году центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог», федеральный проект «Цифровая Россия», технологический партнер школы — компания VK, а также альянс по защите детей в цифровой среде и агентство стратегических инициатив.

Тематика школы-2024 — обеспечение психологической безопасности и построение ментального иммунитета личности, общества и государства в цифровом пространстве.

В рамках образовательного блока участники посетили лекции-практикумы от топовых специалистов ИТ-индустрии, получили прикладные междисциплинарные знания и под наставничеством экспертов создали свои инновационные проекты. Школа предлагает вот уже третий год подряд творческие, технологические и менторские площадки, где участники могут выстроить свою образовательную и карьерную траекторию.

Основными целями мероприятия является повышение осведомленности о современных угрозах в цифровом пространстве и разработка эффективных стратегий защиты от них.

Участники обсуждают механизмы распространения ложной информации и методы её выявления. Особое внимание в этот раз было уделено влиянию фейков на общественное мнение.

Школа — это площадка для обмена опытом, обсуждения проблем и выработки совместных решений. Жаль, что там не было ребят из Ржева, не уверена, что кто-то из наших земляков вообще подавал заявку на школу, да и из Тверской области было всего 2-3 человека. Это точно наша точка роста, нужно участвовать, нужно ездить, нужно расширять горизонты! Поверьте, это абсолютно иной уровень, после которого совершеннее станут не только ваши знания, но и вы сами. Ну а уж какие в школе вы-ступают спикеры — повод отдельной гордости!

Например, в рамках торжественного открытия прошла визионерская лекция Татьяны Матвеевой, к.т.н., начальника Управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи.

Татьяна Владимировна озвучила: в ближайшие годы информационное давление на нашу страну не будет ослабевать, поэтому важно применять полученные знания в области интернет-безопасности, противостоять информационным угрозам и создавать собственную медиареальность. В интернет люди принесли все свои пороки, нам важно им противостоять.

— Степень осознания себя в информационном пространстве — вопрос не только государства, но и каждого из нас, — подчеркнула Татьяна Матвеева. Участникам школы было предложено обсудить, какие информационные угрозы они считают наиболее актуальными сегодня.

Татьяна Владимировна рассказала, что в 2023 году три раза увеличилось количество видео-дипфейков по сравнению с 2022 годом. Больше 2000 фактов мошенничества с дипфейками зафиксировано в первый месяц 2024 года. В 8 раз увеличилось количество аудио-дипфейков в 2023 году по сравнению с 2022 годом. 70 процентов инцидентов были связаны с выманиваем денег у граждан через голосовые дипфейки.

— В нашей реальности важен контроль психологического состояния, когда мы сами можем себя оценивать, у нас должны быть самосознание и осознанность. Если мы себя осознаем, мы понимаем, когда нами манипулируют. Цифровые технологии развиваются очень быстрыми темпами. И мы все находимся в состоянии постоянного обучения, чтобы понимать развивающиеся технологии. У нас всегда есть неопределённость, и мы должны быть внутренне тверды, чтобы понимать и видеть вектор своего развития. Если мы будем чётко видеть цель, то найдём и путь, — отметила в завершение визионерской лекции Татьяна Матвеева.

Позже в школе проходил показ сериала «Цифровая броня», который представлял режиссёр и автор проекта Александр Люман. Цикл документальных видеороликов проектов «Цифровая броня» посвящён проблеме киберпреступлений в России. В основе проекта лежат реальные уголовные дела, которые привлекли внимание общественности. Зрителям предложено глубже разобраться в ситуации и услышать мнения не только представителей правоохранительных органов, но и самих преступников, которые согласились на эксклюзивные интервью из мест лишения свободы. Все видеоролики есть в открытом доступе, рекомендую к просмотру.

На следующий день начинали свою работу проектные модули.

— Сегодня ребята погружаются в мир инновационных форматов: проектные полигоны, «нокауты» и модули. Молодые специалисты в области информационных технологий и права объединяют свои усилия для разработки образовательных проектов. Эти проекты направлены не только на помощь своим сверстникам, но и на поддержку детей младшего возраста, формирование безопасного цифрового пространства для всех, — прокомментировал работу проектного модуля «От правовой грамотности к информационной безопасности: как эффективно просвещать?» руководитель школы, молодёжный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев, выступивший экспертом этой площадки.

Также здесь прошла визионерская лекция почётного гостя, Алексея Гореславского, гендиректора АНО «Институт развития интернета» и действительного государственного советника РФ 2-го класса. Тема его выступления — «Темы, герои, смыслы: каковы тренды национального контента?» — привлекла внимание участников и вызвала живую дискуссию. Алексей Сергеевич поделился своими взглядами на актуальные тренды в сфере цифрового контента, подчеркнув важность создания качественного и безопасного информационного продукта, который отражает культурные и социальные реалии нашей страны.

В ходе лекции были рассмотрены ключевые аспекты взаимодействия пользователей с интернет-пространством, а также роль государственных и частных инициатив в развитии национального контента. Участники получили ценные рекомендации по формированию безопасной и ответственной онлайн-среды.

«Институт развития интернета» с 2020 года на конкурсной основе распределяет государственные субсидии для создания и продвижения социально значимого интернет-контента. За это время поддержал более 1500 онлайн-проектов, созданных талантливыми командами по всей стране.

И в завершение хочу отметить некоторые итоги школы:

* 5 дней;

* 300 студентов, молодых специалистов и школьников со всей России;

3 визионерские лекции от почётных гостей;

* 5 станций карьерного маршрута;

7 мероприятий проектного блока;

* 12 лекций-практикумов;

* 17 междисциплинарных кластеров;

* более 65 мероприятий;

порядка 100 экспертов.

По окончании школы я почувствовала не только приятную усталость, но и гордость за проделанную работу и за то, что смогла внести свой вклад в такое важное событие. Участники покидали «Сенеж» с новыми знаниями и вдохновением, а это было для нас лучшей наградой.

Мария КАСАТКИНА

Фото МГЮА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *