ПРОЕДЕМ ПО РЖЕВСКИМ ТРАКТАМ…

Продолжение. Начало в №№ 43-50
СЕЛО ОКОВЦЫ
Оковцы раскинулись на берегу речки Пыршня, в 70 километрах как от Осташкова, так и Ржева. До XV века на месте села стоял дремучий лес, относившийся, наверное, к огромному Оковецкому лесному массиву в осташковских и смоленских землях, откуда берут начало три великие реки Руси: Волга, Днепр и Западная Двина.
Теперь, в 1885 году, мы подъезжаем к возвышениям-баграм, на одном из которых село, а на других (с древности они носят названия Пыршенское городище) — каменный храм и деревянная часовня. Местная церковь хранит рукопись с описанием события 1539 года.
…Два «хищника», как называет их предание, то есть похитителя, вора, Иван и Ермолай, из деревни Дрябки (что и через 350 лет существует близ села Оковцы), договорились встретиться с недалекими соседями для обсуждения своих воровских дел. Им-то и явилась икона Животворящая на дереве. Прибывший вскоре сюда с недалекого погоста Солодомли черноризец (инок) Стефан увидел на соседней сосне вторую икону — Пресвятой Богородицы с младенцем на левой руке и предстоящим святителем Николаем Чудотворцем.
Поскольку от явленных икон начались многочисленные случаи исцеления, о них как о чудотворных было сообщено в Москву великому князю Ивану Васильевичу (Грозному). Тот повелел поставить на местах явления икон соответственно церкви Честнаго Креста Господня и Пречистыя Богородицы Одигитрии. Святили церкви уже в начале октября того же года.
В январе 1540 года иконы были доставлены в Москву. Встречали их с великою честью митрополит Иосаф со всем освященным собором, государь Иоанн IV, множество высокопоставленных лиц и простых москвичей. В течение полугода святые иконы находились в главном соборе Кремля — Успенском; затем отправлены назад на Пыршенское городище. В Москве, по повелению великого князя, на месте встречи икон при внесении их в столицу был построен храм во имя Пресвятыя Богородицы Ржевския с приделом Николая Чудотворца. В XIX веке эта церковь стоит на Поварской улице; у Пречистенских ворот, на древней территории Москвы, можно видеть ещё один храм во имя той же иконы, построенный в 1686 году окольничим Петром Кондыревым.
Название «Ржевская» появилась оттого, что при месте явления иконы не было ещё селения, а доставлена в столицу она была из Ржевского уезда. Возвратились святыни на Пыршенское городище, по словам древней рукописи, числа 11 июля; в этот день и было установлено празднество в её имя.
Теперь описываемая местность называется Оковцы. Уже через восемь лет название попадает в летописи. При мятеже 1547 года в Москве народ учинил расправу над родственником Ивана IV Юрием Глинским. Брат убитого Михаил Глинский и князь Турунтай Пронский бежали было в недалекую Литву. Но в тесных и непроходимых местах Ржевского уезда, пограничного тогда с литовскими землями, были перехвачены князем Петром Шуйским. В оправдание перед государем они сказали, что «ехали в Оковец помолиться Пречистой».
…В 1872 году Ржевская Дума и городской глава Евграф Берсенев подняли перед творческими духовными властями вопрос об ежегодном переносе святой иконы из села Оковцы в Ржев на месяц с 1-го июня. Древний русский город не имел ни монастырей, ни чудотворных икон, ни нетленных мощей. Два великих подвижника, уроженца ржевской земли, преподобные Дионисий и Арсений упокоились далеко от родных мест. Тверскому Архиепископу, согласному с просьбой Думы, пребывание в Ржеве великой древней святыни представлялось необходимым и для привлечения «отошедших от православия», то есть ржевских старообрядцев.
Указ Синода разрешил ежегодный крестный ход. Заключённую в киот икону сопровождали местный священник Оковецкий и его помощник с тем, чтобы совершать молебны во время пребывания иконы. Все добровольные пожертвования должны были поступать в храм села Оковцы.
Так как из Оковцев в Ржев ведут, как мы говорили, две дороги, имеющие одинаковые расстояния, решено было идти в один конец пути Осташковским трактом, а назад возвращаться Селижаровским.
Первый крестный ход со святою иконою Богоматери начался 27 мая 1875 года в присутствии представителей Ржевской городской Думы, через Молодой Туд. Сопровождал икону местный священник Андрей Воскресенский. За Казанским кладбищем, на границе ржевской земли встречены городским духовенством с крестным ходом, при большом стечении народа. Мимо Вознесенского, Казанского и Спасского храмов процессия прошла к Владимирской деревянной церкви, что находилась на берегу Волги (в районе не существующего ещё старого моста, напротив бани). В прошлые века церковь носила имя Оковецкой Божией Матери. В 1818 году в Ржеве на месте древней деревянной церкви Иоанна Предтечи поставлен каменный Оковецкий храм; а деревянная церковь того же имени, какое-то время закрытая, с 1861 года существует как Владимирская, при городской богадельне. Икону вынули из киота, руками священника Андрея Воскресенского она была внесена внутрь помещения, где и находилась до 30 июня. Все эти дни церковь была открыта с трёх часов утра до 11 вечера, с ежедневными службами. На поклонение иконе шли жители Зубцова, Сычёвки, Погорелого Городища, других соседних уездов.
Накануне последнего дня пребывания иконы в Ржеве крестный ход с ней прошел в Успенский собор. 1 июля состоялся молебен всего городского духовенства, после чего чудотворную икону сопроводили до Осташковской (Селижаровской) дороги. Так что вернулась святыня в село Оковцы по левой стороне Волги, по тракту, которым авторы только что проследовали.
Именно таким образом торжественное перенесение икон с места постоянного пребывания в Ржев и обратно будет проходить последующие 35 лет. С 1909 года маршрут изменён. Теперь из Оковец шествие следовало в Зубцов; но 31 мая икону переносили в ржевский Успенский собор и со следующего дня она вновь стояла месяц во Владимирской церкви.
За годы хождения с Оковецкой иконой в Ржев были собраны огромные денежные средства (на 1907 год — 50 тысяч рублей). В селе при непосредственном участии протоиерея Воскресенского в 1902 году сооружена величественная каменная колокольня о четырёх ярусах, высотою 25 саженей, со шпилем; для неё приобретён новый колокол почти в 500 пудов (8 тонн!) весом. На кладбище, в версте от сельского храма, выстроена каменная церковь, само кладбище обнесено каменною оградой. При святом ключе построена каменная же красивой архитектуры — в виде креста — часовенка. Водоём прославлен исцелениями, совершившимися здесь. Он наполнен до края хрустальною, очень холодною, водою водоворотами, с силой бьющими из песчаного дна. Могучая струя по желобу бежит в купальню для обливаний, разделенную на две половины.
И все годы, с 1875 по 1917, когда совершался крестный ход из Оковец в Ржев, его сопровождает Андрей Илларионович Воскресенский, вначале священник, позднее протоиерей Оковецкого прихода. Он увидел воочию плоды своих дел в красивом комплексе церковных зданий, возникшем в глухих местах ржевско-осташковской провинции.
(Публикация подготовлена по архивам «РН» 1998 г.)