УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ…

Эта фраза из басни «Ворона и лисица» как нельзя лучше подходит к ситуациям, когда мошенники, используя на протяжении многих лет одну и ту же схему, продолжают обманывать граждан — потому что те продолжают верить мошенникам. Регулярно по телевидению, в газетах, в интернете, в СМС-сообщениях, в брошюрах, распространяемых правоохранительными органами, напоминают, что нельзя доверять, если вам звонят и сообщают, что родственник стал виновником ДТП (или оказался в больнице, или задержан правоохранительными органами и тому подобное). Однако ещё находятся граждане, в основном пожилые люди, у которых аферисты отнимают деньги, используя старые классические схемы.
Недавно один из таких случаев вновь произошёл в Ржеве. 84-летней пенсионерке позвонил «сотрудник правоохранительных органов» и сообщил: её дочь стала виновницей ДТП, в котором пострадал человек, но неприятностей можно избежать, если «дать на лапу» нужному человеку. Бабушка поверила звонящему, встретила во дворе своего дома курьера и передала ему 300 тысяч рублей. И только после этого связалась с родственниками, поняла, что её обманули, и обратилась в полицию.
Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество». Полицейским удалось выяснить, что к обману пенсионерки причастен 36-летний уроженец одной из стран Центральной Азии. По указанию кураторов мужчина приехал из Московской области в Ржев, где забрал деньги у обманутой женщины, перевёл средства на счёт аферистов, оставив себе в качестве вознаграждения за труды 5 тысяч рублей.
Посредник был задержан ржевскими оперативниками в посёлке Внуково Московской области, сейчас преступник находится под арестом.
Этот же курьер в тот же день совершил ещё одно преступление — за 120 тысяч рублей «вызволил из беды» родственников 90-летней ржевитянки.
Ругать бабушек за доверчивость не будем — всё-таки люди пожилые. Больше вопросов к родственникам. А они, судя по тому, что женщины денег для их благополучия не жалеют, имеются. О том, какие уловки используют мошенники для выманивания денег, надо напоминать пожилым людям как можно чаще. А ещё лучше — обратиться к сотовому оператору и попросить подключить для бабушки или дедушки услугу блокировки звонков с незнакомых номеров. Так будет спокойнее.
Но старые методы срабатывают у аферистов далеко не всегда — хорошо, что людей жизнь всё же чему-то учит. Так как большинство граждан просто не отвечают на звонки, поступающие с незнакомых номеров, или кладут трубку, если услышали чужой голос (зачастую с акцентом жителей соседнего недружественного государства), злоумышленники практикуют новые варианты отъёма денег у населения. Вот три из «свеженьких».
Первый. В подъездах жилых многоквартирных домов стали появляться объявления приблизительно такого содержания: «Добавляйтесь в чат жильцов нашего дома, чтобы быть постоянно на связи!» А добавиться просто — в объявлении напечатан QR-код, который предлагается отсканировать. Отсканируете код — откроется ваш «Телеграм» и появится сообщение о подключении постороннего устройства.
Если у вас установлена двухфакторная защита, мессенджер запросит код из СМС или пароль. Как только вы введёте требуемые данные, мошенники завладеют аккаунтом в «Телеграме». Следовательно, им станут доступны все ваши контакты и переписки.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, не переходите по ссылкам и кодам, указанным в подобных объявлениях. И, конечно же, по ссылкам и кодам, размещённым на рекламных блоках и незнакомых страницах или на сайтах в интернете.
Второй. Вам звонит учитель ребёнка и говорит, что нужно обновить данные в электронном дневнике. Голос знакомый, имя настоящее — но на самом деле звонят мошенники.
Аферисты используют нейросети и подбирают правдоподобные предлоги: например, обновление электронного журнала, списков учащихся или профиля в «Сферуме» (бесплатная интернет-платформа для учителей и учеников). А затем просят родителей предупредить ребёнка, что ему будут звонить из школы. Дальше мошенники звонят детям, просят их продиктовать код из СМС — и так получают доступ к «Госуслугам».
Поэтому, если вам звонят из школы, положите трубку и сами свяжитесь с учителем. Никому не сообщайте код из СМС, данные банковских карт и личную информацию — и расскажите об этом детям.
Нужно знать, что обновления «Сферума» происходят автоматически и исключительно на устройстве пользователя. Для этого не используются коды из СМС, в том числе коды от «Госуслуг». Информация об обновлениях сервиса может приходить от платформы в виде системного сообщения и носит только информационный характер.
Подобную схему практикуют не только «учителя». Вам также может позвонить воспитатель, начальник, лечащий врач, родственник или знакомый. Голос в точности такой же, как у того человека, с кем вы часто общаетесь — нейросети в наше время способны творить чудеса. Если разговор перейдёт на СМС и коды, опять-таки сразу кладите трубку и перезванивайте сами, причём не в мессенджер, а на телефон этого человека, который наверняка есть в вашем списке телефонных номеров. Такая мера предосторожности в наше время более чем оправдана.
Третий. Со страницы в соцсетях родственника или знакомого поступает просьба перейти по ссылке и проголосовать за детей или племянников, участвующих в каком-либо конкурсе. На самом деле страница, с которой отправляются сообщения, может быть взломана, а за ссылкой для голосования, отправляемой мошенниками со взломанного аккаунта владельца, скрыт вирус, который откроет доступ к вашему гаджету.
Напоминаем, что делать, если мошенники всё же узнали ваши данные.
Если аферистам стали известны данные вашей банковской карты, нужно поменять пароль и код доступа для сайта и приложения банка. За-блокируйте карты и счета, позвоните в банк и сообщите о мошенничестве. Попросите близких и работодателя временно не переводить вам деньги на карту.
Если злоумышленники получили доступ к государственным сервисам, например, «Госуслугам», как можно быстрее смените пароль. Если сможете зайти в личный кабинет, проверьте недавно отправленные сообщения, согласия, разрешения и, если получится, отзовите их. Сообщите о случившемся в полицию.
Если завладели аккаунтом в соцсетях, смените пароль и включите двухфакторную аутентификацию. Найдите в настройках список привязанных устройств и отключите все незнакомые. Сообщите о своих подозрениях в службу поддержки. Попросите друзей, близких и коллег пожаловаться в службу поддержки, если аферисты будут писать им с украденного у вас аккаунта.
Елена СМИРНОВА