КРАСОТА И СМЫСЛ В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ СУТЯГИНЫХ

Прогуляться по родным просторам или отправиться в путешествие в город сновидений, постичь тайну звездного неба или увидеть «свет в конце туннеля» вы сможете, если поспешите в Ржевский музейно-выставочный центр, где проходит интересная выставка семейного трио московских художников: Марии, Анны и Светланы Сутягиных.
Этот уникальный художественный проект объединяет работы трёх талантливых женщин: мамы и двух её дочерей, которые успешно продолжают творческую династию, возглавляемую Константином Сутягиным — художником, писателем и очень интересным человеком, в чём ржевитяне могли убедиться воочию, побывав 7 февраля на творческой встрече с семьёй художников и их друзьями.
К сожалению, работы Константина не были представлены в экспозиции «Родня», но на правах главы семьи он очень интересно рассказал о работе художника, о главной, по его мнению задаче, — создании красоты и различном её восприятии в России и на Западе. О красоте и смыслах говорили также жена художника Светлана и их дочь Анна.
Тема родства, как художественного, так и семейного, проходит красной нитью через творчество участников выставки. Их графические произведения представляют собой диалог поколений и творческих мировоззрений.
Мария Сутягина, художник-график и книжный иллюстратор, является членом Московского союза художников. Её творчество отличается сочетанием утончённой графики и тонкой эмоциональности. Среди её достижений — дипломы за книжные иллюстрации и персональные выставки, а также участие в между-народных проектах.
Работы Марии представлены в российских издательствах «Нигма» и «Лабиринт».
Давайте и мы заглянем в чудесный мир цветов Марии Сутягиной и полюбуемся этой красотой!
— Создать свой язык, найти свой способ показать природу и сущность цветка, быть в этом ряду узнаваемым — особый дар, — уверена искусство-вед Татьяна Алексеева. — Смешивая цветочные россыпи с глубиной фона, Мария Сутягина растворяет наше ощущение масштаба. Бутоны и грозди цветов кажутся то планетами, созвездиями, кометами, сверкающими в бесконечности космоса… То, наоборот, земными крохами, точками, тающими в траве светлячками. Невозможно понять — далеко это или близко, огромное или малое. Порой за её букетами проступают ландшафты — поля, леса и реки, отдельные кусты, деревья… Макро- и микромир перетекают друг в друга, их единство словно рождается на глазах — и мы живые свидетели этого. Мир раскрывается сразу в нескольких измерениях — в космическом и земном, в масштабе Вселенной — и масштабе цветущего луга, который собрался в букет.
Нередко вазы в работах Марии сами покрыты цветочными узорами, лепестками и стеблями. Они удваивают реальность, «отзеркаливают» саму живопись, создавая ещё один слой творения: реальные цветы, отражаясь в орнаментах, становятся образами искусства.
Цветы — это крохотные метафоры жизни, которая созревает, расцветает и опадает навстречу небытию… А вазы, кувшины, из которых выглядывают букеты, — символы дома, неизбежные
условия судьбы, хранящие всё живое. Материальное обречено распуститься и отцвесть, осыпаться нежными лепестками… Но этот драматизм исцеляется любящим взглядом и материнским присутствием, полным внимательности и заботы. Глядя на цветы Марии, веришь, что творчество природы неисчерпаемо. А значит, жизнь бесконечна.
Уверенно занимает своё место в современном искусстве и Анна Сутягина, — молодая, но уже известная художница, член Московского союза художников, участница многочисленных выставок в Москве и Санкт-Петербурге. Её картины проникнуты живыми образами и свежестью взглядов, отражая мир через призму тонкой наблюдательности.
В живописи Анны Сутягиной оживает город-миф, многовековая мифология города. Это не обязательно Москва — чаще у зрителя возникает впечатление маленького городка, существующего на перекрёстке русской провинциальности и «возвышенности». Человеческая жизнь не проявлена — людских фигур и машин не видно, от человека остались только светящиеся окна. И сразу город задышал свободно, проявил себя — как дышит, оставшись без людей, природа — наедине с собой и своей силой.
В картинах Анны оживает город сновидений. Такие пейзажи открываются нам в снах, и оттого они кажутся загадочно родными. Притягивают необъяснимой близостью, будто уже встречал где-то раньше, «в иной жизни»…
Эта живопись завораживает явленной метафизикой, философским измерением. Реальность в картинах молодой художницы проявлена в становлении двух миров. Один из них — осязаемо плотен, обладает чёткой структурой, рельефом, весомой логикой и геометрией. А другой — светоносен, тонок, неуловим и заточён внутри первого… Но готов выбраться на волю. Весомость и плотность строений — и за-предельный свет, который сочится сквозь стены зданий.
Городские пейзажи Анны становятся путешествием для зрителя — и не только по улицам таинственного, сновидческого города. Это путешествие внутрь собственной памяти. Внутрь самого себя. В ту неведомую глубину, куда можно попасть только дорогой искусства.
Мать Марии и Анны, Светлана Сутягина, завершает семейное трио художников. Её творчество уже давно стало частью музейных коллекций, включая государственный Русский музей, саратовский художественный музей им. Радищева, художественный музей-заповедник «Абрамцево», новосибирскую картинную галерею и другие крупные художественные собрания. Светлана с изяществом сочетает классические художественные традиции с авторским взглядом на окружающий мир.
Во всех работах Светланы Сутягиной проявляется главная тема: дыхание свободы, стремление к ней — и способность создать её там, где живёшь, из того, что под рукой. Мир подвижен и открыт в будущее. При всей кажущейся простоте сюжетов каждая её работа — космос: внутри этой вселенной есть всё необходимое для зарождения и продолжения жизни.
Казалось бы, интерьер: весомость и устойчивость мебели, замкнутое пространство, с трудом поделённое предметами. Но в интерьерах Светланы всё приходит в движение, открывается перспектива пути, рождая образ корабля. Массивный шкаф, будто Ноев ковчег, спасает уцелевшее от распада. Диван по соседству с ним — словно плот или лодка, следующая за кораблём… Оживают паруса занавесок…
Двери, окна, стёкла буфета и шкафа — значимые герои картин. Игра плоскостей — дверей и дверных проёмов, изображения картин на стенах — раздвигают границы комнаты. Пороги, пределы, рубежи, сменяющие друг друга, создают динамику путешествия. То, что связано с просветом, выходом из дома, исходом — всегда в перспективе, в фокусе будущего, словно «свет в конце тоннеля»: выход на крыльцо, прихожая, путь на широкое пространство большого мира. Зрителя манит сквозная перспектива, когда через одну комнату открывается другая, или коридор, прихожая, крыльцо, а за ними — и выход в неведомое, чистый свет…
Но и внутри дома нет ощущения «замкнутости» и неволи. Он светится изнутри, обжит и обёрнут в уют. Зеркало и картины на стенах удваивают, умножают видимую реальность. Распахивают плотную материальность дома в светоносное пространство неба. В тонкие миры, которые рождает воображение.
Экспозиция «Родня» предлагает зрителям уникальную возможность окунуться в атмосферу семейного творчества, узнать, как любовь к искусству передаётся через поколения и какие художественные диалоги могут возникнуть внутри одной семьи.
Приглашаем всех ценителей искусства посетить выставку «Родня» в Ржевском музейно-
выставочном центре, которая открыта до 3 марта.
Подготовила Елена СООЛЯТТЭ
Фото из архива семьи Сутягиных