Татьяна Васильевна КУДРЯВЦЕВА, активист группы «СВО-Ржев»: «СПЛОТИТЬСЯ – НАША СВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ»

— Татьяна Васильевна, дух сопричастности, сердечного погружения в цели, поставленные во имя памяти дедов, во имя тех, кто защищает мир от фашизма сейчас, я чувствую всякий раз, как захожу в помещение по улице Кривощапова, 4. У группы «СВО-Ржев» сильная энергетика!
— Спасибо. Мы делаем, что велит сердце, идём за порывом души, так как не можем иначе. Костяк команды у нас крепкий, поэтому и энергетика, как Вы сказали, сильная.
— Генетическая память тех, кто родился, живёт в городах и посёлках Тверской области, спать не может, она обязательно даст о себе знать. Кто-то, как бы ни было тяжело и больно, её принимает, пропускает через сердце и действует, кто-то всё ещё спит и просыпаться боится.
— Да, у нашего Верхневолжья тяжёлая судьба. В Ржев я приехала более тридцати лет назад из Старой Торопы. Оба моих деда воевали. На Матвея Семёновича сразу после войны получили извещение «пропал без вести». Только в 90-х годах после запроса его сына, моего отца, московские поисковики установили, что дедушка погиб во время войны, похоронен в братской могиле в белорусской деревне Князи. Позже отец побывал там.
Василий Семенович дошёл до Берлина, участвовал в Русско-Японской войне. О войне дедушка Вася рассказывать не любил, говорил, надо думать о хорошем. Учил нас уважению ко всему живому. Теплота, добро — это о нём.
Осенью 1941 года Западнодвинский район был оккупирован. На тот момент в деревне остались женщины, дети и старики, мужчины ушли на фронт. Голодно было, перебивались с воды на траву. Бабушка рассказывала, что немцы жалели детей, подкармливали своими пайками.
Из-за дошедших до немцев сведений, что в округе есть партизанские отряды, в октябре в западнодвинский район прибыл карательный отряд. Жители 14-ти деревень были убиты.
— Памятник в виде печи на трассе Москва — Рига…
— Да, у поворота на Старую Торопу. Печь — как символ сожжённых деревень.
В лесу родных мест много безымянных могил. Мы, дети, ухаживали за могилой лётчика. Территория моей родины — история Великой Отечественной войны…
— Когда я работала в одной из донецких больниц, коллеги-дончане несколько раз задали мне вопрос: «Понятно: сын на СВО, а ты сама-то зачем сюда приехала, да ещё и санитаркой устроилась?» Не могла ответить ничего, кроме того, что действовала, как «сказала» душа. Мне поэтому понятно, почему Вы здесь и помогаете фронту.
— В специальной военной операции никто из моих родных не участвует, есть знакомые, но даже если бы их не было, помогала бы, я не могу иначе. Наше поколение воспитано на патриотизме.
В 2000-х годах в учебном процессе это крайне важное направление было упущено, должного внимания чувству любви и преданности Отечеству, своему народу, готовности служить интересам своей Родины не уделяли. По рассказам ветеранов, из искренних советских фильмов, книг мы, поколение 60-80-х годов, знаем: война — это страшно. И в то же время знаем, что война — это сплочённость, общие цели, серьёзный труд, устремление к Победе.
Я поддерживаю наше правительство. Россия — моя страна, я здесь живу и обязана как могу сохранять, оберегать свою Родину, помогать, поддерживать своих соотечественников. Я — её гражданин.
К тому, что происходит сейчас, мы оказались не готовы. И война другая…
— Страдания прежние…
— Да, горе, боль — прежние…
2000-е годы — период серьёзнейшего провала. Наступило время технологий: дети не выпускают из рук телефоны, уважение к памяти предков, к старшим, друг к другу — утрачено.
Прежние поколения были октябрятами, пионерами, комсомольцами, у нас перед глазами были примеры литературных героев, героев труда, мы видели проявления лучших человеческих качеств. Общественно-полезные дела находили себе сами, без давления и напоминаний: шефствовали над престарелыми, ухаживали за могилами погибших бойцов. Нам искренне хотелось активно помогать, участвовать в жизни своей малой Родины.
За честь было вступить в октябрята, в пионеры, этими званиями гордились, и чтобы их заслужить, требовалось проявить себя с лучшей стороны. «Как это я не буду пионером?! — Буду!» Заложенные с детства качества дают о себе знать всю жизнь: «Как это я не помогу своим, когда необходимо?!!» Поэтому я всем сердцем влилась в помощь нашим ребятам.
— Татьяна Васильевна, по Вашему мнению, как восполнить провал в патриотическом воспитании?
— Последние годы на патриотизм снова обратили внимание. Начинать развивать патриотические чувства нужно как можно раньше. Тематические уроки, линейки, на которых поднимают российский флаг, несомненно, нужны. Конечно, с дошколятами, со школьниками работать проще, чем со студентами средних и высших учебных заведений. И не всё закладывает школа, основа — семья. То, как относятся к тем или иным событиям взрослые, не может не влиять на детей. Если патриотические чувства не проявляют родители, как их проявит молодёжь?
— Воспитание друг друга личным примером — самое действенное. Это актуально и в отношении с детьми, и в отношении взрослых между собой. Задавала молодому поколению вопрос: кого касается специальная военная операция? Из 22-30 человек в группах руки поднимали 4-5 человек. А на вопрос, как именно вас касается СВО, среди ответов были и такие: «Не могу пользоваться «Тик-Током». Признаюсь, сходу и не сообразила, при чем здесь «Тик-Ток»…
— …«Тик-Ток», «Ютюб» — самый минимум, что таких ребят коснулось, потеряли минимум привычных удовольствий. А кому-то салютов не хватает!
— Это ещё и потому, что люди не слышали звуков прилётов и выходов, не видели их последствий…
— Серьёзность сложившегося положения доходит не до всех. Сплотиться — наша святая обязанность. Под этим словом я понимаю не только сплочение в плетении сетей, маскхалатов, заливании свечей, сборе средств на приобретение необходимого для воинов, сплочение — единомыслие, сохранение исторической правды, систематические разговоры с подрастающим поколением о наследии дедов и прадедов, о значимости подвигов наших воинов сейчас.
Испытываю горькие чувства, когда слышу: «Все пошли туда за деньги», «вон какие деньжищи получают, сами себе необходимое могут купить, да и государство обязано дать всё». Никакая зарплата не окупит потерянные жизни! Не встали бы на защиту те, кто там сейчас, ушли бы другие, одной мобилизацией бы не обошлось.
— Разделяю Ваше мнение. Вы в группе «СВО — Ржев» со дня основания?
— Да, скоро полтора года. В группу меня пригласила её организатор Людмила Соболева. Люде я доверяю, в ней уверена: помощь дойдёт до адресата!
Возможности участников группы разные: кто-то помогает финансово, кто-то приходит плести сети в штаб, кто-то вяжет, шьёт на дому, кто-то пишет о воинах, о волонтёрах стихотворения. При желании найти, как соучаствовать в жизни бойцов на СВО, можно всегда.
— Сети, маскхалаты от группы «СВО — Ржев» передавала на фронт неоднократно. Знакомый снайпер оценил вашу работу на отлично. «Я только чуть под себя доработал, смотри, как здорово получилось», — сказал мне Андрей в августе 2024 года.
— Да, Вы присылали нам фото, спасибо. Маскировочные сети нужны постоянно. Они есть в каждой заявке, это своего рода расходный материал.
За полтора года работы нашей группы потребности фронта изменились: если прежде старались накормить, обогреть воинов, то сейчас нужны генераторы, квадрокоптеры DJI mavic, детекторы дронов — всё это дорогостоящее оборудование. В группе «СВО — Ржев» в мессенджере «Телеграм» сбор средств не останавливается.
— В ней значится 1251 участник, если каждый отправит по 100 рублей — это уже 125 тысяч!
— К сожалению, из общего числа зарегистрированных, активных участников группы немного. Да, 100 рублей — хорошее подспорье в общем деле.
— Сколько за полтора года сплели сетей, залили свечей, сказать сложно…
— Уже не считаем, сбились. Если бы могли бы растянуть сутки, то плели, заливали, шили, собирали бы ещё дольше и больше.
Друзей и соратников у нас много: организация ДОСААФ выделила помещение под склад, помогает в погрузке. Мы благодарны студентам Ржевского колледжа имени Петровского, студентам медицинского колледжа, работникам «514 АРЗ» за систематическую помощь в плетении сетей. Завод неоднократно оказывал помощь в приобретении основ для их плетения. Александр из курьерской службы «СДЭК» помогает в отправке и доставке груза до координаторов. Девчата из налоговой инспекции заняты кропотливой работой: нарезают ленты для маскхалатов, обшивают, оплетают готовые изделия. Так же мы сердечно благодарим за сотрудничество ветклинику на Садовой, Зубцовскую группу «Пищалино VяZ», группу «Доброе сердце», 35-й лицей, 9-ю, 13-ю школы, Ржевский союз десантников, администрацию нашего округа.
— Душевную боль, тревогу за близкого человека, за знакомых легче проживать в действии, в деле, причастном к происходящему в зонах проведения специальной военной и контртеррористической операций.
— Да, Ольга. Когда опускаются руки, сразу думаю о тех, кому хуже, сложнее, чем мне. Как можно унывать нам, здесь, в мирной жизни, когда кто-то под обстрелами и не может ни поесть досыта, ни помыться, ни выспаться?!
Приходите, мы на складе по улице Кривощапова, 4 каждый день с 14 до 16 часов. Есть возможность — приносите термобелье, носки, нижнее белье. Перечислить добровольные пожертвования можно по номеру: 8-919-05-323-46.
Держимся вместе, всем миром, всем народом — в этом наша Победа!
Беседовала Ольга ЖДАНОВА