ДЛЯ ШТУРМОВИКА КАЖДЫЙ ВЫЛЕТ — БОЙ!

До 80-летия Великой Победы осталось менее месяца. Наше неизбывное стремление узнать как можно больше о подвиге наших дедов и побуждает рассказывать о драматических и трагических судьбах, работать с вновь обнародованными архивными документами… Сегодня расскажем о Дмитрии Матвееве.
Он родился в 1921 году в Ржевском уезде, деревне Савино при реке Сишке, между трактами Бельским и Торопецким (сейчас деревни не существует). Дмитрий окончил четыре класса. Работал в колхозе. Призван в мае 1941 года, и после школы младших авиаспециалистов попал в действующую армию. Сначала младший сержант Матвеев воевал мотористом на Сталинградском фронте. Свою первую награду — медаль «За боевые заслуги» — получил в декабре 1942-го за то, что за 40 минут на аэродроме устранил повреждения самолёта, полученные от зенитного огня, после чего Ил-2 вновь поднялся на боевое задание. Награждён медалью «За оборону Сталинграда».
«Летающий танк» Ил-2
В 1943 году воевал мотористом на Южном и 4-м Украинском фронтах, участвовал в освобождении Донбасса и Крыма. Окончил курсы воздушных стрелков и с мая 1944-го продолжил свой боевой путь старшим воздушным стрелком 75-го гвардейского штурмового авиационного Сталинградского Краснознамённого полка на 3-м Белорусском фронте. Полк был вооружён штурмовиками Ил-2. Этот советский штурмовик называли «летающим танком». Носовая часть самолёта — разборный бронекорпус, хвост — деревянный каркас. На стыке фюзеляжа рабочее место воздушного стрелка, а кабина лётчика — в бронекорпусе. Место стрелка имело только локальное бронирование — 6 мм бронестенку со стороны задней полусферы, голова и грудь стрелка не были защищены; кабина закрывалась плексигласовым колпаком, который летом снимали для лучшего обзора. Основным назначением Ил-2, действовавших, обычно, в радиусе 250-300 км от своих аэродромов по наземным и морским целям, была непосредственная поддержка сухопутных войск, а также борьба с танковыми и моторизированными группировками противника на поле боя и в его ближних тылах.
С 1941 года лётчику штурмовой авиации присваивалось звание Героя Советского Союза уже за 30 боевых вылетов, в октябре 1943 года эту норму увеличили до 80.
За всё время войны потери летного состава штурмовой авиации оцениваются в 12054 человека, в том числе 7837 летчиков, 221 — летчик-наблюдатель, 3996 — воздушных стрелков.
Наш земляк — ржевитянин Дмитрий Матвеев — не искал на фронте лёгких путей к Победе, а приближал её как мог. Он был старшим воздушным стрелком и мог погибнуть в каждом боевом вылете, потому что для штурмовика каждый вылет — бой!
Экипаж машины боевой
Анатолий Недбайло родился в 1923 году в Изюме Харьковской области. Окончил Ворошиловградскую авиашколу пилотов и первый боевой вылет совершил в июне 1943-го в небе Донбасса. Вместе с воздушным стрелком Антоном Малюком они совершили около ста боевых вылетов, дважды были сбиты. А затем старшим воздушным стрелком стал Дмитрий Матвеев, и менее чем через год экипаж Ил-2 Недбайло — Матвеев стал легендой советской штурмовой авиации.
К началу июля 1944-го на счету сержанта Матвеева было 14 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбометание техники и живой силы противника. 23 июня 1944 года при прорыве оборонительной полосы немцев на Оршанском направлении огнём пулемёта он уничтожил три авто-машины с боеприпасами. Награждён медалью «За отвагу».
К концу октября 1944-го было уже 37 боевых вылетов. «На боевые задания летает с большим желанием… В воздухе осмотрительный, обо всём замеченном немедленно докладывает командиру экипажа, чем помогает в руководстве группой и во взаимодействии с истребителями прикрытия. В боях с истребителями противника проявляет исключительное мужество, отвагу и доблесть. В воздушном бою 16 октября отбил три атаки немецких истребителей. При боевом вылете 30 октября своевременно заметил приближение шести немецких истребителей и предупредил группу, чем сорвал внезапную атаку. В завязавшемся бою отбил четыре атаки истребителей», — отмечено в представлении, и Дмитрий Матвеев был награждён орденом Красной Звезды.
В ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции Матвеев произвёл 60 успешных боевых вылетов. 9 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии старший сержант Матвеев награждён орденом Славы III степени. Вот ещё выписка из наградных документов: «18.2.45 г. в районе северо-западнее Мельзак (Польша) над целью группа, в которой находился Матвеев, была атакована четырьмя вражескими истребителями. В этом бою тов. Матвеев огнём своего пулемёта отбил две атаки вражеских истребителей. Своевременно предупредил всех стрелков и лётчиков группы, и организованно были все атаки отбиты. 11.3.45 г. в заливе Фриш-Гаф группа из 6-и Ил-2 уничтожала плавсредства. В этом бою тов. Матвеев обнаружил баржу, о чём немедленно доложил командиру. В результате групповым ударом баржа была потоплена». Матвеев награждён орденом Славы II степени.
Командиру экипажа капитану Анатолию Недбайло указом ПВС СССР от 19 апреля 1945 года за выполнение 130-ти боевых вылетов на Ил-2 было присвоено звание Героя Советского Союза.
К 9 мая 1945 года Дмитрий Матвеев выполнил 121 успешный боевой вылет. Награждён медалями «За взятие Кёнигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Закончил войну полк на аэроузле Растенбург (Восточная Пруссия). Эта авиационная часть являлась элитой советской штурмовой авиации: четыре лётчика-штурмовика стали дважды героями Советского Союза, 15 летчиков — героями Советского Союза, семь полных кавалеров ордена Славы и все — воздушные стрелки!
Капитану Недбайло за выполнение 219-ти успешных боевых вылетов было присвоено звание дважды Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он начал воевать 20-летним в 1943-м, а в 1945-м, в возрасте 22-х лет, стал дважды Героем Советского Союза. За время войны он уничтожил 79 вражеских танков и самоходных орудий, 130 автомашин, 70 вагонов, 11 зенитных установок и более 90 артиллерийских орудий, 5 самолётов в воздухе и 17 на земле, а также более 300 солдат и офицеров. Участвовал в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
«Пропал без вести» в мирное время
С 9 августа 1945 года полк перебазировался на аэродром Барановичи (Белоруссия). Гвардии старшина Матвеев в 1946 году был награждён орденом Славы I степени, и тогда же был демобилизован. В 1946-1950 годах жил и работал в Калининграде. А вот дальнейшая судьба его неизвестна…
Почему так несправедливо устроена жизнь?! Один наш земляк, полный кавалер ордена Славы сержант Василий Гусев 20 февраля 1945 года в возрасте 33-х лет пропал без вести в Польше. Следы второго ржевитянина, кавалера солдатского ордена гвардии старшины Дмитрия Матвеева, уцелевшего на войне, затерялись уже в мирное время… Даже всезнающий интернет хранит молчание. Пролить свет на судьбу воздушного стрелка Дмитрия Матвеева мог бы генерал-майор авиации Анатолий Недбайло. С октября 1968-го по сентябрь 1983 года он служил замначальника Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. После отставки жил в Киеве, где и умер 13 мая 2008 года. Возможно, кому-то из читателей известна послевоенная судьба нашего земляка, отважного воина Дмитрия Матвеева?
Фотография и биографические данные Дмитрия Ивановича размещены в мультимедийном мемориальном комплексе «Дорога памяти» — музее «1418 шагов к Победе».
Подготовил Валерий СТОЯНОВ