УЧИТЬ ДЕТЕЙ, ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ — ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЕЙ

«Чтобы постичь глубину слова «учитель», иногда нужно прожить целую жизнь!» — уверена Анжела Сальникова, учитель начальных классов Есинской школы.

И с этими словами трудно не согласиться.

Тридцать пять лет назад по окончании Торжокского педагогического училища молодой специалист переступила порог школы в поселке Есинка. И все эти годы была верна своему делу: учила, воспитывала малышей, для многих была второй мамой. Постоянно совершенствуя свои знания, заочно окончила Тверской государственный университет. А в этом году получила высшую квалификационную категорию.

— Так, видно, предначертано судьбой, — улыбаясь, говорит моя коллега и собеседница. — В прошлом году был восьмой выпуск. А в этом — снова первоклассники…

В преддверии нового учебного года, на августовской педагогической конференции, за многолетний добросовестный труд Анжеле Вячеславовне вручена благодарность Законодательного собрания Тверской области. Гордимся и еще раз от души поздравляем!

Почему именно такой жизненный путь она выбрала для себя? Почему учитель? Анжела Вячеславовна часто размышляет над этим вопросом.

— Желание быть учителем во мне заложила с самого детства моя семья. Бабушка Анна Ивановна Бойцова, учитель русского языка и литературы, 40 лет отработала в школе деревни Петуново. Еще будучи маленькой девочкой, я приезжала к ней из Кишинева, где родилась и выросла, и воображала себя в роли учителя, рассказывая куклам сказки, разъясняя задачки.

Надо отметить, что Анжела росла активным ребенком. С шести лет занималась спортивной гимнастикой, на соревнованиях завоевывала призовые места. А когда ей было девять, успешно прошла отбор гимнастов и была зачислена в команду, которая представляла Молдавию на открытии Олимпиады-80.

— Два месяца в Подмосковье нас готовили, — вспоминает она. — На стадионе было много детей, танцевальные упражнения учили делать синхронно. Тренировались много, но это того стоило. День выступления на открытии Олимпийских игр я запомнила на всю жизнь. Это был грандиозный праздник как для страны, так и лично для меня.

Спорт по сей день в жизни моей героини. Поэтому красива, стройна, подтянута, постоянно в движении (школа, семья, огород и домашнее хозяйство тоже держат в тонусе). А когда ей было всего пятнадцать, выбор пал в пользу педагогики, о чем Анжела Вячеславовна ни разу не пожалела.

— Конечно, тогда я мало знала о глубине выбранной профессии. В педагогическом училище нам много и час-то говорили о её значимости. Но я ещё не осознавала этого в полной мере. В моём представлении эта работа была лёгкой и простой: пришёл в класс, провёл урок, проверил тетради.

Отчётливо помню свой первый урок. В руках дрожит конспект, и двадцать пар пытливых детских глаз с интересом и участием рассматривают новенькую. Первые слова давались с трудом, голос звучал напряжённо и неестественно. И вдруг волнение улеглось, пришла уверенность. Это они, мои маленькие «зрители», помогли мне в этот день почувствовать себя уверенной и сильной. Не добросовестно написанный конспект, а эти детские пытливые, требовательные, но одновременно всё понимающие, добрые глаза стали для меня на том первом уроке спасательной «соломинкой для утопающего». Позже, читая книгу Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети», я поняла, что мои переживания в этот момент автор называет законом взаимности: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом». И правда, как же становится легко на душе, чувствуешь себя счастливой, когда видишь, что доставил радость маленьким человечкам.

Первые годы учительства для Анжелы Вячеславовны были самыми трудными.

— В это время ошибок было больше, чем побед, — откровенно признается она. — Но самое главное — предотвратить промахи или вовремя их исправить.

Вспомнилась такая история:

— Ещё в начале моей работы за чтение стихотворения наизусть я поставила ученику удовлетворительную оценку. Некоторые дети возразили, напомнив мне, что на этом уроке он прочитал лучше, чем на предыдущем. Услышав мнение ребят, мне стало стыдно, что не смогла этого увидеть в отличие от своих учеников. Так дети преподнесли мне урок чуткости. Я, конечно, исправила отметку, но главное — поняла, что надо уметь вовремя заметить успех учеников, поощрить их и помочь раскрыться. Это и есть моя задача как педагога. Профессионализм нужен в любом деле, а в педагогике особенно. Конечно, от ошибок не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение. Но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку. И вот на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение её природе. Да она и не нуждается в нём. Она способна на многое, потому как корни её, как мне кажется, в учительской любви к своим воспитанникам. Сфальшивить здесь невозможно. Фальшь ведёт к ошибкам, ошибки рождают новую фальшь.

Можно с уверенностью сказать, что вырваться из такого круга по силам только искреннему человеку, человеку чуткому, открытому к другим. Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно такой учитель Анжела Сальникова.

«Смотри» и «слушай» — две заповеди, составляющие основу её профессионального кредо.

— Мне интересен каждый ребёнок, — продолжает педагог. — Мне нравится общаться и с отличником, и с так называемым «трудным». Хотя я не совсем понимаю значение этого слова. Каждый человек в чём-то труден, а в чём-то открыт для других. Какое внутреннее удовольствие испытываешь от того, что находишь точки общего соприкосновения, а они есть всегда, нужно только уметь увидеть их и в ребёнке, и в себе. Понимать ребёнка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жёсткого контроля и в то же время ощущали поддержку, — суть этической культуры учителя.

Естественно, эти знания и опыт приходят с годами. И сегодня, с высоты прожитых лет, Анжела Вячеславовна с благодарностью отзывается о тех, кто все это время был рядом, помогая и словом, и делом.

— Когда я пришла работать в начальную школу, то меня встретил уже слаженный коллектив учителей. Все с опытом работы, и мне было у кого учиться. Я чувствовала поддержку, всегда могла прийти за советом. Поэтому сегодня я говорю большое спасибо Татьяне Ивановне Кирилиной, Любови Павловне Рульковой и Наталье Николаевне Соловьёвой. Это настоящие учителя с большой буквы, педагоги, на которых надо держать равнение.

Недавно, стоя на берегу Волги, Анжела Вячеславовна снова задумалась о сути своей профессии.

— Тысячелетия течёт река, неиссякаемая, необозримая. Откуда Волга-матушка берёт силы? Это ручейки и маленькие речушки, обгоняя друг друга, собираются вместе, набирают силу и образуют мощный поток.

Не в этом ли ответ? Ученики, не владеющие чтением, счётом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказываться, общаться, различать добро и зло, с помощью учителя постепенно обогащаются знаниями, умениями, приобретают уверенность в себе.

Работая учителем, стараешься часто ощутить, осмыслить, может быть, до сих пор не раскрытую для себя истину: «Кто же ты, педагог? В чём смысл твоего труда? Пекарь через несколько часов радуется испечённому хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы, агроном видит всходы, которые он вырастил. И только учителю надо трудиться и трудиться, ждать годы, чтобы увидеть результат своего творения.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он — скульптор, но его труд никто не видит. Он — врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Учитель по природе своей профессии — созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит — таков и итог профессионального пути педагога.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото из архива А. Сальниковой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *