ПО СЛЕДАМ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ И НЕИЗВЕСТНЫХ СУДЕБ

В одном из октябрьских номеров 2015 года «РН» рассказывали о том, что в районе деревни Дешевки Ржевского района поисковые отряды из Ржева и Москвы ведут работы по поиску фрагментов и подъему из воронки двигателей бомбардировщика Пе-2, упавшего в болотистую местность во время Великой Отечественной войны. Одна из основных версий падения — самолет был подбит врагом и при ударе о землю взорвался на своей же бомбе. Об этом свидетельствуют его обгоревшие части и находящиеся в 10 метрах друг от друга два двигателя. Понимая, что спасти «пешку» невозможно, экипаж мог покинуть самолет. Останков летчиков, как и необходимых средств экипировки, найдено не было. Сейчас проводится кропотливая работа по уточнению имен бойцов Красной Армии, вылетевших в августе 1942 года на самолете 134 бомбардировочного авиаполка 204 бомбардировочной авиадивизии за номером 2533910, на боевое задание в окрестности Ржева.

Одновременно, осенью прошлого года, в 5 км северо-восточнее от деревни Дешевки, Военно-историческим поисковым центром «Память 29-й
армии» было найдено место падения второго самолета Пе-2. Его номер сохранился на капоте стойки шасси — 2233902. Этот факт позволил провести работу по поиску имен экипажа самолета в Центральном архиве Министерства обороны РФ.

11_2Согласно полученной архивной справке, в генеральном извещении иркутского завода N№ 39 от 15 мая 1942 года о готовности самолетов, Пе-2 с таким номером значился. В актах передачи указано, что самолет передан представителю 527-го ближнебомбардировочного авиационного полка. В августе 1942 года данный полк 211-й авиационной дивизии 3-й воздушной Армии Калининского фронта дислоцировался на аэродроме Будово и с 30 июля по 23 августа принимал участие в Ржевско-Вяземской операции. В приказе авиационной дивизии от 25.08.1942 г. есть запись, что не вернувшийся с боевого задания 10.08.1942 г. самолет N№ 2202 — исключить из списков частей. (Несовпадение номера: 2233902 и 2202 объясняется тем, что при учете в полку, цифры 339 в номере самолета, обозначавшие номер завода, опускались. Позже появляются данные и о замене одного из моторов). Соответствующая запись есть и в журнале боевых потерь 211-й авиационной дивизии. В ней говорится, что Пе-2 вылетел на бомбардировку техники и войск противника в лес южнее Смыково и дома отдыха Семашко в 17 ч.32 мин. (ныне детский оздоровительный лагерь «Зарница») и был сбит истребителями противника. Место падения и состояние экипажа: летчика лейтенанта Колчеева, стрелка-бомбардира лейтенанта Заикина, стрелка-радиста сержанта Соломатина неизвестны.

11_1В именном списке начальствующего и рядового состава 527 авиационного полка, раненых в боях в период с 1 по 17 августа 1942 г. значится, что 10.08.1942 г. Колчеев Анатолий Сергеевич и Заикин Александр Андреевич при выполнении боевого задания получили ожоги и ранения и были направлены на отдых и лечение при санатории совхоза Митино (Торжокский район). В приказе по личному составу 211-й авиационной дивизии от 10 октября 1942 г. сержанту Самолатину (Соломатин — Самолатин — разночтения фамилии в документах) Илье Ивановичу присвоено воинское звание «старший сержант».

11_4Помимо этого, сохранившиеся наградные листы на командира звена 527 ББАП Колчеева и стрелка-бомбардира Заикина свидетельствуют, что за отличное выполнение заданий командования, проявленное мужество в борьбе с немецким фашизмом они были удостоены правительственной награды — ордена Боевого Красного Знамени. В частности, Колчеев неоднократно летал бомбить скопление войск и артпозиций противника в лесу у Ржева, разгрузку вражеского эшелона на станции Ржев-Западная, водил звено Пе-2 бомбардировать передний край обороны немцев у деревни Лепетиха и Грешниково, чем способствовал освобождению от немцев левого берега Волги. А Заикин прямым попаданием разбомбил воинский эшелон с живой силой противника, взорвал склад боеприпасов в лесу под Ржевом, 10 августа привел самолет на цель, поразил ее и, отбив атаки истребителей противника, обеспечил летчику возможность посадки на свою территорию.

Война не щадила судьбы. 29 января 1943 г. летчик Анатолий Сергеевич Колчеев, уроженец Московской области Михневского района, с. Хотунь, и стрелок-радист Илья Иванович Соломатин, уроженец с. Карпово, Донбасс, военнослужащие 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 3-го авиационного полка 527 авиационной дивизии, с боевого задания не вернулись…

Лейтенант Заикин Александр Андреевич закончил войну в звании капитана.

По имеющейся у поисковиков информации, один из авиаполков (793 авиаполк) просуществовал всего два месяца и был расформирован в связи с гибелью личного состава и техники. В августе 1942 года в один день с боевого задания не вернулись восемь самолетов Пе-2. Не так давно отрядом было найдено еще одно место падения пикирующего бомбардировщика. Работу по подъему машины из глухой болотистой местности (вручную сделать это не представляется возможным, необходима серьезная техника, а значит, финансирование) планируется провести в этом году.

В конце декабря прошлого года поисковыми отрядами «Защитник» и «Память 29-й армии» в 10-ти метрах от дороги на поле у деревни Знаменское Ржевского района были обнаружены части самолета и сильно поврежденный звездообразный двигатель с номером мотора 6501073. Поисковикам доподлинно известно, что такие двигатели устанавливались на Ла-5. Мотор три раза проходит в документах 1-й воздушной Армии, 49 истребительного авиационного полка, но на разных самолетах, в разных истребительных авиадивизиях. В сентябре 1942 г. в составе 202-й истребительной авиадивизии он работал по Ржеву. Согласно оперсводке, им управлял лейтенант Муравьев Петр Павлович, 1915 г.р., уроженец Орловской области Жуковского района с. Морогово. Полк перекидывали из одной авиадивизии в другую.

В настоящее время это все сведения, которыми располагают поисковики. Поиск осложняется отсутствием какой-либо информации свидетелей об упавшем в этих местах самолете и судьбе летчика. Он мог катапультироваться на территорию, захваченную врагом, мог быть похоронен жителями деревни как безымянный солдат.

Поисковики обращаются к жителям населенных пунктов Ржевского района: если вы что-либо помните, или вам что-либо известно о военных событиях близ деревни Знаменское в августе-сентябре 1942 года и позже, сообщите, пожалуйста, в редакцию газеты «РН» или по номеру телефона: 8-903-807-97-87.

Ольга ЖДАНОВА

Историческая справка

С 14 по 28 августа 1942 г. в 27-ми воздушных боях летчики 49-го Краснознаменного истребительного авиаполка сбили 16 самолетов противника, потеряв при этом 13 своих самолетов (5 — сбитыми, 2 не вернулись с задания, 4 подбиты и потерпели аварию при посадке, 1 потерпел аварию в результате неисправности двигателя, 1 разбит при таране).

Один отклик на ПО СЛЕДАМ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ И НЕИЗВЕСТНЫХ СУДЕБ

  1. Лариса Сергеевна:

    Уважаемая Ольга Жданова!
    Спасибо за возможность обратиться к Вам найти дополнительную информацию о моем родном дяде. Летчик, ст. лейтенант, командир звена Чугаев Иван Федорович 1915 года рождения 793 ББАП, 211 ББАД, Калининский фронт. После получения боевого задания по бомбардировке ж/д участка Ржев-Сычевка на самолете ПЕ-2 25 июля 1942 года «не вернулся с задания». Позже на одном из форумов мы прочитали о составе экипажа: стрелок-бомбардир звена лейтенант Н.А.Кузьминых, стрелок-радист старшина Н.В.Жилин и что самолет сгорел, экипаж погиб.

Добавить комментарий для Лариса Сергеевна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *