Простота и глубина картин Николая Крыжановского

16 февраля в Ржевском выставочном зале начала работать экспозиция полотен и скульптур Николая Крыжановского «Воспоминания и впечатления». На выставке представлены картины, выполненные в самых разных стилях и жанрах, а также произведения искусства, воплощенные в металле и керамике.

Работы Николая Крыжановского расположены не в случайном порядке, а весьма организованно — по сериям, посвященным тем или иным уголкам нашей страны или мира. Вот серия «Тунис»: диковинные растения посреди песков, причудливые строения, люди в национальных одеждах… Очарование Востока и постоянное ощущение сказки в духе «1000 и одной ночи»!

11_к3Далее — родные пейзажи: поле, берег реки, улочка деревни или маленького города (серия «Ржев»), неприметная часовенка, старая церковь. Вообще, культовым сооружениям на выставке отведено немалое место — есть здесь и «Успенский собор в Вологде», и «Кирилло-Белозерский монастырь» (серия «Русский Север»). Виды древних городов России с их старинными кремлями, крепостными стенами и башнями, церквями и монастырями, в том числе деревянными. Вроде бы, все просто — обычные пейзажи, скромная, без яркости и вычурности манера письма — а взгляд останавливается, глаза отдыхают, созерцая тихие красоты родного края. Хочется подолгу рассматривать картины, неторопливо переходя от одной к другой.

11_к1То же касается суровых и величественных пейзажей Колымы, запечатленных на картинах одноименной серии, гор и моря Кавказа (Сочи с Красной Поляной, Адлер, Гагры) и Крыма, издавна служащими для художников источником неиссякаемого вдохновения.

В серии «Европа» представлены жемчужины городов Старого Света — Нотр-Дам, Эйфелева башня, каналы Венеции. Примечательно, что эти, казалось бы, требующие холста и масла творения, выполнены в очень непритязательной манере — фломастерами на бумаге. Что, разумеется, не делает их менее узнаваемыми или неяркими.

Но основополагающим мотивом выставки, безусловно, является изображение очень красивой золотоволосой женщины в разных ракурсах и стилях. То она предстает в образе Мадонны эпохи Возрождения, то появляется перед зрителем как знатная дама из галантного века («Дама в голубом»), то смотрит с картины вполне современного вида. Есть она и на одной из работ тунисской серии. Скорее всего, эта «прекрасная дама» — муза художника, без которой он не может представить себе творческой жизни. Ибо, куда ни посмотришь, везде видишь ее как некий «центр Вселенной». Возможно, дело всего лишь в удачном расположении полотен и в освещении, но при осмотре выставки создается впечатление, что картины, изображающие музу, слегка затмевают все прочие работы и озаряют окружающее пространство потоком света добра и красоты.

Скульптурных изображений на выставке немного, но и они достойны внимания не меньшего, чем живописные полотна. Барельефы-портреты, пейзаж, некая абстракция с часами, гербы… Да, в умелых руках металл может ожить, превратившись из бездушной «железяки» в произведение искусства, ничуть не хуже, чем краски, наносимые на холст.

Основная масса портретов (за исключением, конечно, музы) сосредоточена в малом зале. Там помещены изображения представителей различных национальностей, мужчин и женщин. Это, наверное, одни из самых реалистичных работ экспозиции.

Общее впечатление о выставке можно сравнить со знакомством с цельной натурой живописца, проявляющейся в разных оттенках настроения. Здесь пейзажи Ржева соседствуют с видами далекого Туниса, холст и масло — с бумагой и фломастерами, и все это смотрится невероятно органично. А над всем царит прекрасная, золотоволосая, горячо любимая муза!

Выставка работ Николая Крыжановского продлится до 9 марта, а 6 марта планируется творческая встреча с художником. Так что, приглашаем вас, дорогие ржевитяне, в очередной раз приобщиться к искусству!

Татьяна Сафронова

Фото

Владимира Кутузова

 

Отклики (4) на Простота и глубина картин Николая Крыжановского

  1. настоящая:

    Он страшный негодяй на несчастье своей семьи нажился, отняв у нас все, и наш город, и наше имущество, угрожал дочериЮ хотел отнять последнее, и на наши деньги построил «музе»продажной учительнице дом и возит ее по заграницам. Мой совет писать картины — выполнил, но он плохой художник, так же как и человек

  2. настоящая:

    Предыдущий «комментарий» был отправлен ошибочно, удалить не получилось.
    Каждый ответит по делам своим…

  3. настоящая:

    СЕРДЦЕ ПРОЩАНИЯ
    И зачерствело сердце…
    Сердце вдруг стало черствым,
    чтоб уцелеть-
    на время-
    в молчаньи своих сыновей.
    все. что было желанием,
    запеленало черным,
    старые боли стали
    нестерпимо больней.

    Жутко роилась пытками
    двухгодичная дальность.
    только вдруг…новым страданием
    омертвилось чело.
    Как же теперь незначительно
    понятие «печально»,
    если убийственной раной
    сердце заволокло.

    Боже, неужто беды
    по одной не приходят?!
    Это же изуверство-
    чистую душу казнить.
    Мука,- если несчастие
    плоть и разум изводит
    так, что едва лишь тлеет
    жажда хоть как-то Быть.

    горем испепеленные,
    мысли терзаются болью.
    Мечется безутешно Матерь.
    Мать:
    боже, верни мне! Боже-ее-е!..
    Нету ни силы, ни воли,
    чтобы так подобает,
    страшное осознать.

    Видеть, слышать такое-
    кровь угрожающе стынет,
    мрак отторгается разумом,
    рассудок не верит в явь,
    мир для взора отчаянного
    стал пустынней пустыни…-
    о горюшко несусветное
    божьего бытия!

    Осенний осинник на сини
    баюкает слезные ветки,
    в горести, снежная
    стонет податливая земля,
    под бременем ноши-судьбины
    смежаются влажные веки,
    губы шепчут безумное,
    протестом покой шевеля.

    Матерь
    Святая

    Дай же ей, боже, силы
    и, всемогущ, постарайся
    сердце ее спасти.
    Ты помоги ей, Боже,
    у БРАТСКО-СЫНОВНЕЙ могилы
    встать с колен, чтоб по жизни
    тягостный крест нести

    и, чаянием осиянной,
    видеть:
    взаимоубийцы, убийцы!..
    их зверооскал окаянный
    видеть со смертной тоской,
    ВИДЕТЬ:
    в преступно-кровавом «раю»,
    сотворенном двуногими
    на беззащитной землице,
    отвергнутый богом,
    всегонимый кровной всеобщей бедой,
    корчится
    род
    лЮДСКОЙ…
    (Владимр Абросимов)

    …Но где тот суд, священный и суровый
    и справедливый…-тот, потребный. суд,
    чтоб из кошмара Жизнь вернуть и снова
    создать живую на Земле красу…

    Зачем живем мы в царстве беззаконий,
    где безнаказанно владычествует мразь,
    где наше Завтра — лишь гнойник агоний,
    для смертного голгофой становясь?

    ……………………………
    Но есть протест-
    с проклятьем в небе руки,
    сердца отчаяния, слезы матерей
    и… низкий облак, что прескорбней муки,
    трагичный, красный…-
    души сыновей….

    Мать-на стези-под жгучим ветром гнется,
    Ее метаниям, стенаньям нет конца.
    А сын ей… из-под холмика смеется»,
    казненный
    неотмщенный,
    без лица… (Владимир Абросимов)

Добавить комментарий для настоящая Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *