83-й Отдельный лыжный батальон
Много событий, важных и не очень, произошло на осугской земле за последние десятилетия, но особняком, как и для многих других территорий, стоит период боевых действий во время Великой Отечественной войны.
Речь в нашем рассказе пойдёт о первых месяцах немецкой оккупации Осугского края, а конкретно — о попытке освобождения станции Осуга 83-м Отдельным лыжным батальоном 39-й Армии во время масштабного наступления советских войск в январе-феврале 1942 года в ходе 1-й Ржевско-Вяземской операции.
1942 год, январь. К этому моменту фашистское наступление на Москву захлебнулось, и вражеские войска были отодвинуты в район Волоколамска. Верховной ставкой было принято решение в очень короткие сроки продолжать развивать успех и организовать наступательную операцию в районе городов Ржев и Вязьма, с целью окружения крупной группировки противника.
Замысел 1-й Ржевско-Вяземской наступательной операции базировался на окружении противника пятью советскими армиями и одним кавалерийским корпусом Калининского фронта с севера, из района северо-западнее Ржева в направлении на Осугу, Сычевку, Вязьму, и девятью армиями и двумя кавкорпусами Западного фронта с юга, из района Калуги к Юхнову, Вязьме, Сычевке, Осуге и Гжатску с одновременным выступлением остальных армий Западного фронта на Сычевку и Гжатск, окружить, расчленить и уничтожить основные силы немецкой группы армий «Центр» в районе Ржева, Вязьмы, Юхнова, Гжатска. Но этот план осуществить не удалось.
Советские лыжники с самого начала наступления стали серьёзной проблемой для немецкой обороны, являясь той внезапной силой, которая грозила перерезать снабжение вражеской группировке войск в Ржеве. Стоит отметить, что в Осуге на тот момент также были сконцентрированы серьёзные соединения немцев — железную дорогу здесь удерживала группа генерала Донгаузера, отозванная с востока 86-я дивизия и зенитный полк с бронепоездом. Именно этот бронепоезд сыграл главную роль в судьбе 83-го отдельного лыжного батальона, который в составе 46-й кавалерийской дивизии стал смещаться южнее к Осуге, где уже позиции держала 54-я кавалерийская дивизия. Окружить станцию не получилось…
Но стоит немного рассказать о самом 83-м Отдельном лыжном батальоне, хотя информация о нём очень скудная.
19 сентября 1941 года штаб Архангельского военного округа возложил на Молотовский военкомат (ныне Северодвинский) формирование 269-го запасного лыжного полка, общей численностью 3870 человек. На момент окончания формирования 269-й запасной лыжный полк состоял из 4 боевых лыжных батальонов и одного учебного. Сюда вошёл и 83-й отдельный лыжный батальон (далее 83-й ОЛБ), который уже в начале декабря был отправлен на Калининский фронт. В этот батальон в момент формирования вошли в основном комсомольцы из республики Коми, Архангельской области и бойцы из Вологодской области и Ленинграда. А уже в момент участия в боях под Ржевом 83-й ОЛБ, по всей видимости, доукомплектовывался, так как среди списков потерь есть бойцы из Украины, Омской, Самарской, Ярославской и Московской областей, из Казани. Первоначальная численность составляла порядка 780 человек.
16 декабря 1941 года 83-й ОЛБ в 12:00 был погружен на железнодорожный состав в Ярославле и отправлен в Лихославль для вхождения в состав 39-й Армии.
23 декабря 1941 года 83-й ОЛБ впервые вступил в бои на Ржевском направлении. Как следует из приказа штаба Армии от этого числа, лыжники сосредоточились во втором эшелоне в деревне Ивановка, а после прорыва фронта должны были выйти в тыл противника в дер. Мологино северо-западнее Ржева.
Отдельные лыжные батальоны наравне с кавалерийскими соединениями использовались советским командованием как основное средство для быстрого прорыва обороны немцев, обхода с флангов и атак с тыла. Лыжные батальоны действовали в основном как стрелковые, и им приходилось выполнять специальные задания, выступать в составе диверсионных групп.
Когда контрнаступление советских войск в районе Осуги и Сычёвки приостановилось, лыжным батальонам было приказано приступить к ночным действиям. Лыжники проникали в тыл врага и дерзкими налетами вносили панику в его ряды, перерезали железную дорогу севернее и южнее станции Осуга. Основная тяжесть функций 83-го Отдельного лыжного батальона была именно в его штурмовом характере. Батальону предстояла задача захвата станции Осуга штурмом.
10 января 46-я кавалерийская дивизия 39-й Армии достигла района деревни Нащекино в 20 км юго-западнее ст. Осуга. Части центрального участка фронта 39-й Армии 14 января овладели населёнными пунктами в пригороде Сычёвки, перерезали железную дорогу и захватили ж/д вокзал в Сычёвке.
На левом фланге совместно с частями 29-й Армии действовала 54-я кавалерийская дивизия, которая заняла рубеж возле деревень Замятино, Курьяново, Артемово в районе станции Осуга. Кавалеристам удалось освободить деревни по правому смоленскому берегу реки Осуга. 83-й ОЛБ 14 января начал продвигаться в сторону станции Осуга с целью её штурма и дальнейшего освобождения. В этот момент фронт на осугском участке практически застыл, поэтому использование мобильных лыжных соединений из бойцов-северян пришлось кстати. Благодаря фланговым ударам 83-го ОЛБ, кавалеристы 54-й дивизии смогли захватить большую часть деревни Артёмово и помочь лыжникам в наступлении на Осугу.
14 и 15 января потери 83-го ОЛБ стали расти, и составили более ста человек, но благодаря мужеству, выучке и самоотверженности бойцов удалось освободить несколько деревень. Лыжники вплотную подошли к деревне Замятино в 3 км от станции Осуга, которая в этот момент находилась под жёсткой советской артиллерийской бомбардировкой.
Велика была радость жителей освобожденных деревень. Жители увидели красноармейцев вечером 9 января. В эти дни, равно как и 16 января, 83-й ОЛБ перегруппировался. Отдельные диверсионные команды под покровом ночи пробирались за железнодорожное полотно южнее и севернее станции Осуга, минировали железнодорожные пути, нападали на отдельные соединения фашистов и брали пленных. Так, к утру 17 января была заминирована и подорвана железная дорога с обеих сторон от станции Осуга, что должно было помешать подходу немецкого подкрепления и участию в бою бронепоезда.
На этот день был назначен штурм станции Осуга. Первыми движение на станцию и прорыв немецкой обороны начали соединения 54-й кавалерийской дивизии и 262-й стрелковой дивизии, подошедшей к этому моменту в район дер. Замятино. Противник 6-м армейским корпусом начал из Осуги контратаку и в этот момент натолкнулся на сильное сопротивление лыжников-северян в 3 км западнее станции. В результате наступательно-оборонительных действий всех соединений советских войск на осугском участке, удалось овладеть деревнями Замятино, Двойнёво и подойти на расстояние в 1,5 км к станции Осуга.
К позднему вечеру 17 января бойцы 83-го ОЛБ быстрым неожиданным броском из Замятино по правому флангу с ходу овладели деревней Шелковитино, в которой располагалась сельская школа, и хутором Никифорово. Таким образом, перед лыжниками открывалось поле шириной всего в 700 метров, которое отделяло их от железной дороги. Потери батальона воинов-северян составили около 70 человек.
Практически без передышки все советские соединения на осугском рубеже ранним утром 18 января перешли в наступление на станцию Осуга. 83-й ОЛБ фронтом шириной в километр выдвинулся из деревни Шелковитино штурмовать станцию. Но, к сожалению, лыжникам не суждено было достичь цели. 18 января немецкое командование организовало контратаку, в поддержке которой принял участие и немецкий бронепоезд, подошедший к Осуге из Ржева по отремонтированным путям. Сюда же были переброшены немецкие резервные авиадесантная бригада и запасной стрелковый батальон.
Из Шелковитино станция Осуга была как на ладони. Этот наступательный рывок по открытому полю для 83-го Отдельного лыжного батальона стал фатальным. Бойцы по глубокому снегу ринулись к станции. Из-за железной дороги по лыжникам-северянам был открыт шквалистый огонь из всех видов оружия, и немецкие войска двинулись в контратаку. Самую активную поддержку контратакующим оказал немецкий бронепоезд. Вся мощь немецкого оружия обрушилась на штурмовой 83-й ОЛБ, который выдвинулся уже на вышеупомянутое поле. Соседние наступающие 54-я кавалерийская и 262-я стрелковая дивизии завязли в немецкой обороне. За короткий промежуток времени поле между Осугой и Шелковитино стало местом гибели около 120 бойцов из северных регионов. Остальные силы 83-го ОЛБ начали отход в Шелковитино, но немецкий огонь накрыл всю деревню. После смертельного обстрела закончилась история существования деревни Шелковитино и хутора Никифорово. Части лыжного батальона отошли к деревне Замятино.
Всю ночь с 18 января и весь день 19 января советские войска держали рубеж в районе деревень Замятино и Новое Кузнецово (эта деревня в архивных списках названа Ново-Кузино). Силы 83-го ОЛБ окопались в районе Нового Кузнецово и стали держать активную оборону. Части 54-й кав. дивизии обороняли Замятино, но к обеду 19 января были вынуждены оставить этот населённый пункт.
Лыжники 83-го ОЛБ отразили множество немецких атак, утюжа наступающих из пулемётов и миномётов. В этот момент фашисты бросили в бой 1-ю танковую дивизию, которая изрядно к вечеру 19 января потрепала лыжный батальон. Не сподручно было лыжникам бороться с немецкими танками, но они мужественно выполняли свой долг и практически двое суток держали здесь оборону. За это время лыжные роты воинов-северян лишились практически 70% личного состава и в итоге были вынуждены отступить в Старое Кузнецово, а затем, переправившись через реку Осуга на смоленский берег, двинуться в район деревни Яблонцево.
Остатки 83-го лыжного батальона вместе с 54-й кавалерийской дивизией продолжали бои северо-западнее станции Осуга, постепенно отодвигаясь в сторону железной дороги Ржев-Рига. О боях лыжников в этот период ничего не известно.
Известно, что в первых числах февраля соединения 83-го ОЛБ освободили занятую немцами деревню Яблонцево Сычёвского района. Как рассказал один из местных жителей, по краю деревни проходил отряд советских лыжников в маскхалатах, а немец из пулемёта расстрелял как минимум 20 из них. Потом советские части отступили отсюда в район Осуйское и Дворково, а убитых лыжников местные женщины похоронили в воронке неподалёку. В 2008 году поисковики нашли эту воронку и выкопали останки 20-ти человек в валенках и ватниках, но, к сожалению, без документов и именных медальонов.
Остатки 83-го ОЛБ, судя по месту гибели части бойцов, вступили в бой с наступающими из Осуги немецкими войсками в районе дер. Дворково Ржевского района. После этого лишь единицы из лыжников смогли продолжить бои в составе других соединений 39-й Армии, пытавшейся выйти из окружения вместе с 11 кавалерийским корпусом.
В Центральном архиве Министерства Обороны в Подольске имеется список потерь 83-го Отдельного лыжного батальона. Потери лыжников были огромны, при штатной численности батальона в 780 человек в списке погибших 419 фамилий. И список был не один. Согласно списку, батальон январь и февраль практически не выходил из боя, каждый день теряя людей. Учитывая большие потери погибшими и высокую оценку противника действиям батальона, можно однозначно сказать, что лыжники-северяне на Калининском фронте выполнили свой долг до конца, вели бои до последнего человека, не отступая. 15 марта 1942 г. 83-й Отдельный лыжный батальон был официально расформирован.
Как утверждают местные жители из деревни Мясищево, с наступлением весны сошедший снег оголил многочисленные трупы лыжников, которыми было усеяно все поле в районе Шелковитино. Боясь эпидемий, немцы заставили местных жителей собрать трупы и захоронить их в деревне Леоново, на берегу реки Осуга, в двух общих ямах. Приказ был выполнен. Один из жителей Мясищево, втайне от немцев, собрал документы красноармейцев и спрятал их до конца оккупации, чтобы передать советскому командованию, но он сам не дожил до освобождения, унеся в могилу тайну о местонахождении документов.
В 1956 году останки бойцов из деревни Леоново были перенесены в братскую могилу в посёлке Осуга. Подавляющее большинство имён неизвестно, так как документы и медальоны отсутствовали. Одним из погребённых тут воинов является старший сержант 83-го лыжного батальона Кузнецов Никита Александрович из города Сыктывкар. Память о нём увековечена гранитной плитой на правой части мемориального памятника на братской могиле. Эту плиту установил сын Никиты Александровича Георгий Никитич после того, как благодаря исследованию архивов, нашёл место последнего боя и погребения отца.
Данные архивы пролили свет на безвестный подвиг бойцов Отдельного лыжного батальона, почти полностью оставшегося лежать вокруг железнодорожной станции Осуга.
Андрей Калашников
Прекраснейший материал!!! Я была на 22 июня 2015 года на памятном мероприятии в пос. Осуга, когда туда приезжали делегации Постпредства Республики Коми при Президенте и из Архангельской области! Кстати, мероприятие организовал так же Калашников А.С.. Приезд был как раз и связан с открывшейся информацией по 83 ОЛБ.
Спасибо Андрею за его бескорыстный и сложный труд! Я уже долгие годы являюсь его поклонницей и читаю все статьи в Интернете.
Редакция «Ржевские новости» спасибо, что публикуете эти статьи! Нам очень приятно!
Чудесное повествование!!! Жаль что не в полной форме, как у Андрея. Хотя это и ясно, там статья больше чем на одну полосу.
Андрей мне подарил эту статью на отдельных листаз с картинками и картами. Всё чётко привязано к времени, месту и архивным данным.
Больше таких масштабных статей, Андрей!
Андрюха, супер!!! Всё по порядку. На твоих статьях по истории можно уже детей в школе учить истории родной деревни.
И как времени хватает у этого парня на всё? Ведь и как депутат многое делает, к нему все обращаются, спортзал открыл, музей строит, памятник создаёт… Ещё и по архивам лазиет…
Гордятся тобой жители Ржевского района, а Румянцева с его свитой не слушай. Он старый уже, несёт чушь
Там были и уроженцы Сталинградской области Черняев Алексей Георгиевич 1918 гр
Подскажите, пожалуйста, возможно у кого-то есть информация о бойце. Усов Климентий Егорович, последнее место службы предположительно 83 ОЛБ 39 А. Это мой прадед. Буду благодарна за любые сведения.