ЗНАМЯ ПОБЕДЫ
Продолжение. Начало в № 14
10 мая 1945 года соединения 3-й Ударной Армии были выведены из Берлина, рейхстаг перешёл в зону ответственности первого коменданта Берлина, Героя Советского Союза генерал-полковника Н.Э. Берзарина, а Знамя Победы снято с купола рейхстага. Вместо него было поставлено другое красное полотнище большего размера, на котором серп с молотом и звезда располагались в центре.
В дальнейшем Знамя Победы находилось в штабе 756-го стрелкового полка, потом хранилось в политотделе 150-й стрелковой дивизии до 19 июня 1945 года.
* * *
22 мая 1945 года в газете «Красная звезда» вышел материал спецкора подполковника Леонида Высокоостровского, проиллюстрированный фотокорреспондентом Олегом Кноррингом, о церемонии передачи снятого с рейхстага Знамени Победы для отправки в Москву. Но вдруг оказалось, что это не то знамя, которое водружали Егоров и Кантария! Факт подмены произвёл эффект разорвавшейся бомбы.
Невольным инициатором скандала стал помощник начальника исторического отдела Ленинградского артиллерийского музея Красной Армии капитан Владимир Грусланов, который занимался сбором реликвий и трофеев сражения за Берлин. Он-то и уговорил Николая Берзарина провести торжественную церемонию передачи Знамени Победы в ленинградский музей. У стен рейхстага прошёл парад войск берлинского гарнизона. В почётном карауле у Знамени стояли воины 94-й гвардейской стрелковой дивизии 26-го гвардейского стрелкового корпуса 5-й Ударной Армии. То есть, в качестве Знамени Победы выступало красное полотнище большего размера, которое было установлено на куполе рейхстага взамен Знамени Победы, последовавшего вслед за воинами 3-й Ударной Армии в пригороды Берлина…
Увидев на страницах «Красной звезды» материал, вскипел командующий 3-й Ударной Армии генерал-полковник Василий Кузнецов, вмешалось Главное политическое управление Красной Армии. Не забыли никого, ни военкоров и редактора «Красной звезды», ни командиров и политработников. Все писали объяснительные…
3 июня по итогам проведённых разбирательств начальник Политуправления 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант С.Ф. Галаджев докладывал: местонахождение настоящего Знамени Победы установлено и «в ближайшие дни оно будет почётным эскортом отправлено в Москву и на параде пронесено сборным полком 1-го Белорусского фронта по Красной площади».
В качестве почётного эскорта были назначены капитан Неустроев, старший сержант Сьянов, сержант Егоров, младший сержант Кантария и капитан Самсонов.
После столь грандиозных разборок начальник политотдела 150-й сд подполковник Михаил Артюхов, получив команду готовить Знамя для отправки в Москву, решил навеки застолбить в истории первенство своей дивизии в деле водружения его над рейхстагом. Вызвал музыканта музвзвода дивизии старшину Фёдора Ковшикова, который числился при нём в качестве связного и порученца, и приказал нанести на полотнище наименование 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии. Старшина, не мудрствуя, обычным помазком для бритья написал на Знамени: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. див.». Этот акт исторического вандализма сыграл весьма негативную роль.
* * *
19 июня 1945 года командующий 16-й воздушной армией, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Сергей Руденко приказал командиру 226-го авиаполка выделить лучший экипаж для перевозки с аэродрома «Темпельгоф» в Москву Знамени Победы и сопровождающих его участников штурма рейхстага. Выполнить этот исторический перелёт командир полка Николай Вялков поручил экипажу во главе с опытным лётчиком старшим лейтенантом Павлом Жилкиным.
Совершив перелёт из Берлина, с промежуточной посадкой в Минске, делегация в этот же день прибыла на Центральный аэродром Москвы. Там Знамя Победы было встречено помощником коменданта Москвы полковником Н. Гребенщиковым и почётным караулом во главе с заместителем командира 101-го гвардейского полка по артиллерии гвардии капитаном Валентином Варенниковым (будущий генерал армии, Герой Советского Союза). Знамя было доверено нести Герою Советского Союза гвардии старшему сержанту Фёдору Шкирёву. Ассистентами знаменосца назначили героев Советского Союза гвардии старшину Ивана Папышева и гвардии старшего сержанта Павла Маштакова.
Чтобы пронести Знамя Победы по Красной площади, специально тренировался расчёт знамёнщиков в составе знаменосца С. Неустроева и его ассистентов — М. Егорова, М. Кантария и А. Береста. 23 июня во время генеральной репетиции парада они впервые промаршировали перед маршалом Георгием Жуковым и окружавшим его генералитетом. Эффект от появления украшенного надписями Знамени Победы превзошёл худшие ожидания! Возмущённое изумление военачальников завершилось тем, что Жуков, прекрасно знавший заслуги других частей 1-го Белорусского фронта в штурме рейхстага, принял решение не выносить Знамя на парад. Не слабая строевая подготовка стала причиной отсутствия знаменосцев на Параде Победы, а неуместное тщеславие политработников 3-й Ударной Армии. Поэтому, вопреки распространённому мнению, на Параде Победы 24 июня 1945 года Знамени Победы не было…
Знамя Победы в Музее Вооружённых сил
По распоряжению Главного Политического управления рабоче-крестьянской Красной Армии от 10 июля 1945 года, Знамя Победы было передано в Центральный музей Вооружённых Сил СССР в Москве на вечное хранение.
В конце сороковых годов И. Сталин выдвинул лозунг: «Хватит парада, хватит маршировать, надо восстанавливать страну!». И только в 1965 году, через полгода после вступления в должность Первого секретаря ЦК КПСС, Леонид Ильич Брежнев заявил: «Девятого мая на Красной площади будет парад!».
3 декабря 1966 года, к 25-й годовщине разгрома фашистов под Москвой, в Александровском саду у Кремлёвской стены был захоронен прах Неизвестного солдата. А 8 мая 1967 года Л.И. Брежнев зажёг Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.
После 1945 года Знамя выносилось в 1965 году — по случаю 20-летия Победы. Знаменосцами Парада Победы
9 мая 1965 года были: полковник К. Самсонов, сержант М. Егоров, младший сержант М. Кантария. Впоследствии для обеспечения сохранности Знамя Победы заменили на копию. Подлинник был перенесён в хранилище знамённого фонда.
Подлинное Знамя Победы несколько раз покидало здание музея. В 2003 году оно в течение десяти дней находилось в Петербурге на 300-летии города, два раза — на Поклонной горе, в 1990 году вывозилось в Белоруссию и на Украину под лозунгом «Нас объединяет Знамя Победы!». В 2000-х годах подлинное Знамя также было показано на съезде музейных работников России. На это мероприятие был вызван почётный караул Президентского полка. 8 мая 2011 года в Центральном музее Вооружённых Сил РФ был открыт зал «Знамя Победы», в котором размещена его точная копия. Для экспонирования копии спроектировали специальное выставочное оборудование — стеклянный куб, поддерживаемый металлическими конструкциями, выполненными в виде направляющих рельсов для снарядов к реактивной установке БМ-13 «Катюша».
Настоящее Знамя хранится в капсуле из специального стекла, задерживающего ультрафиолет, в знамённом фонде, расположенном в подземном помещении музея. В ней поддерживается особая среда с соответствующей температурой, освещённостью и влажностью. У Знамени не хватает полосы длиной 73 сантиметра и шириной 3 сантиметра. По одной из версий, полоску оборвал и взял на память 2 мая 1945 года бывший на крыше рейхстага рядовой Александр Харьков, наводчик «Катюши». По другой — когда Знамя хранилось в политотделе 150-й стрелковой дивизии, работавшие там женщины-военнослужащие решили оставить себе сувенир на память, — отрезали полоску и поделили на кусочки.
Официальная советская история сделала знаменосцами Победы смолянина Михаила Егорова и грузина Мелитона Кантарию. Человеку же, который за день до них первым ворвался в рейхстаг и поднял над ним красное знамя, была уготована тюрьма, предложение «забыть свой подвиг» и полученное от собутыльников насмешливое прозвище «Гришка — Рейхстаг»…
Подготовил Валерий СТОЯНОВ
Продолжение следует