СЧАСТЛИВАЯ

Рассказ

В моем детстве все знали, что не стоит не только заговаривать с незнакомыми, но и поднимать деньги с земли. Странное, казалось бы, предостережение — на них же можно купить у старушек «Сникерс» или жвачку «Орбит»! Можно, но на брошенные неизвестно кем и зачем деньги — нельзя. Кто-то, конечно, поднимал и покупал желаемое. Валялись банкноты, как правило, некрупные — 5-10 тенге. Не разгуляешься. К чему этот запрет? Дети были предоставлены сами себе: гуляли, перелезали через заборы, покоряли крыши мелких строений, получали по шее от старух, прятались в лесопосадке от родителей, но деньги с земли не поднимали. Потому что они могли быть заколдованными, заговоренными. На отведение болезни, например. Поднял, и прилипло к тебе такое, что не вылечишь. А потом по городу разлетаются слухи: «Помнишь, парень на мотоцикле гонял? Вот его перекосило. По лицу не узнать. Говорят, порча». И правда, парень тот исчез на время, а потом появился снова, и все во дворе внимательно смотрели на его лицо: перекосило или нет? Да, он стал криворотым. Как тебе такое, Гарри Поттер? Так и ходил какое-то время, пока его не поправили. Кто? Как? Не знаю. Но мир устроен сбалансированно, и там, где живут темные силы, есть и спасительные, белые.

Баха была белой. Баха — это от казахского имени Бахыт или Бакыт, что значит «счастливая». Не знаю, была ли она счастливой. Одинокой была и безотказной. «Я его лечила». Это ее фраза. Лечила она толпы — почти как поликлиника. И тропа не зарастала. Помню, что на холодильнике у нее высилась «голгофа» из коробок конфет.

— Откуда столько?

— Приносят посетители, — был ответ. А денег она не брала и конфеты, выходит, не ела.

Еще у нее был необычайно тихий голос. Говорила мало, медленно, нараспев. Мне же всегда хотелось получить от нее каких-нибудь пророчеств, поэтому время от времени я мучил Баху глупыми вопросами. Баха, думается мне теперь, не была Вангой. Болгарская старушка — однозначно пророчица, а Баха кто? В казахском языке есть слово «баксы» с твердой горловой «к». Знахарка, значит? И да, и нет.

Помимо всех наших «метафизических» бесед, были и обычные, «мирские» разговоры.

— У тебя открытый голос, ты поешь с открытым звуком, — говорила она.

В детстве я не понимал, о чем речь, и думал, что это тоже какие-то магические дела. Кстати, Баха открыла мне певицу Аланис Мориссетт. Откуда она ее знала?

Работала Бахыт сначала на молокозаводе, а потом, вроде бы, в химлаборатории. Получается, что была она химиком. А лечению людей обучил ее дед. Лечила она так: закрывала глаза и начинала читать одними губами какие-то слова, водила руками, а в конце ритуала просила выпить воду, заранее заговоренную. А потом ты просто спишь. Столько, сколько нужно. «Пациент» мог и сутки проспать. И проснуться совершенно здоровым. Жаль, я мало помню о том, что мы обсуждали. Она иногда бросала какие-то, наверное, важные фразы, от чего-то предостерегала, не помню уже от чего. В дырявой голове осталось только одно:

— Тебе будет хорошо в Твери. Это хороший город.

Я тогда собирался уезжать из Казахстана на учебу в Тверь.

И она оказалась права. Древний зеленый город на Волге тепло меня принял.

Когда стало известно, что у Бахи онкология, я жил уже в Твери. Но на каникулах ездил туда-сюда в вонючем плацкарте Актюбинск — Москва. Таких сейчас уже нет, «столыпинские» вагоны, которые вместе с важными словами Бахи уже стерлись из памяти.

Темный перрон, лишь две-три лампочки горят вдалеке, люди ждут проходящего поезда. Вижу темные фигуры: двое, взяв кого-то за руки, тянут вперед, как волы какие-нибудь, а человек едет по скользкому снегу будто лыжник. Я подумал тогда почему-то: «Наверное, так могут вести Баху». К сожалению, это была она. В последний раз мы говорили с ней в купе поезда:

— Я еду умирать. Хочу, чтобы меня похоронили на Алтае, там моя земля.

Спустя несколько недель мне сообщили, что она умерла. Прошло 13 лет, а я не могу о ней не думать. Кто она? Зачем лечила? Что это за миссия такая? Онкологию, говорят, спровоцировало более сильное колдовство: родственники, пожелавшие получить ее однокомнатную квартиру, сделали обряд на смерть. Верить в это или нет — дело каждого. Но если представить, что все так, стали они счастливее, заполучив квартиру?

«Использование родителями слова «Бакыт» в имени несет пожелание его носителю физической красоты, отменного здоровья, высоких морально-этических качеств, счастливого супружества, долгой жизни и прекрасных детей, одним словом того, что можно назвать Счастьем с большой буквы», — говорит «Гугл». Какое все-таки красивое имя — Бахыт.

Александр АНОСОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *