ПРОРАСТИТЬ ЗЕРНО ТАЛАНТА
Наш город богат творческими и интересными людьми, и в преддверии Международного дня художника хочется познакомить читателей с Ириной Бусуриновой — талантливой художницей и педагогом, которая работает в ржевской ДШИ № 2 им. А.Г. Розума. Она сама начала рисовать в школьном возрасте и сейчас передает свой опыт ученикам, которым открывает дорогу в искусство.
— Когда была совсем маленькой (примерно 4-5 лет), мне очень нравилось лепить из пластилина разных зверушек и овощи. А в школьном возрасте стала рисовать, всем родным дарила к праздникам открытки собственного исполнения. Когда решила записаться в школу искусств на художественное отделение, родители, конечно, меня поддержали, и я пришла в класс Светланы Юрьевны Азаренковой, с которой сейчас коллеги.
После школы поступила в училище им. А.Г. Венецианова в Твери. Хотела попасть на живописное отделение, а прошла на отделение графического дизайна. Студенческие годы запомнились замечательными наставниками, интересными творческими заданиями, дружными и веселыми однокурсниками. В процессе учёбы подрабатывала, и когда готовила диплом, уже трудилась в частной типографии младшим дизайнером.
Вернувшись в родной Ржев, устроилась на работу в рекламное агентство. Преподавать рисование детям начала лет с 22-х в православной школе (нас мама привела в храм, когда мы были старшими школьниками). Дети — разного возраста, от 5 до 10 лет. Было очень ответственно и даже страшно! Но тогда это было скорее хобби, а основной работой оставался дизайн.
После рекламного агентства работала в клубе «Текстильщик» в очень творческом и дружном коллективе, где руководила изостудией «Акварель» и параллельно преподавала детям рисование в центре «Созвездие».
Сейчас в школе искусств занимаются даже малыши от трёх лет. На отделении «Рисование и лепка» два педагога: Елена Козинова преподает лепку, очень талантливый, трудолюбивый человек, любящий детей; и я — рисование. Со старшей группой (от 6 до 17 лет) изучаем рисунок, живопись, композицию, дизайн и историю искусств. Учиться смотреть на мир глазами художника — это лучшее эстетическое воспитание. Мы с детьми разговариваем, и они действительно по-другому начинают мыслить, смотреть на окружающую нас жизнь, предметы искусства. Учатся разбираться в жанрах, техниках, стилях — всё это воспитывает, — рассказывает художница.
Каждому новичку, который только начинает свой путь в творчестве, очень важно найти хорошего преподавателя, который не только обучит его основам мастерства, но и будет поддерживать, верить в его талант. В своей работе Ирина следует правилу: быть с детьми искренней и сопереживающей, ведь они не терпят фальши.
— Чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, сегодня нужно над собой работать, учиться, развиваться, идти в ногу со временем. И в этом помогают сами дети! Но самое главное — их нужно просто любить! — говорит Ирина.
Чтобы стать профессионалом, нужно совершенствоваться. Художник и после работы продолжает мыслить как художник. У него видение другое, поэтому и рабочий график нечеткий. Заканчивает работать, только когда ложится спать — и даже после этого сны, наверное, видит красочные и образные. И поэтому все художники, чтобы поддерживать свои навыки, рисуют постоянно. В этом преуспевает и наша собеседница:
— Сама люблю больше графику. Могу рисовать карандашом, шариковой ручкой… Отдаю предпочтение чему-либо одному, руководствуясь своим настроением или осознанием того, что только конкретный художественный материал или техника смогут максимально полно выразить тот образ, который я задумала.
В выставках участвую редко, наверное, это из-за сильной самокритики к работам. Я очень сомневающийся человек, но осознаю, что нужно верить в себя и находить силы бороться со всеми трудностями. Принимала участие в выставке ржевских художников «Итоги» в 2017 году, в октябре этого года — в областной отчётной выставке «Очарованные природой», которая проходила в художественной школе имени Валентина Серова.
Вдохновение черпаю повсюду. Главное — быть всегда начеку. Весной, например, воодушевляла яблоня в моём окне: я с трепетом наблюдала, как появлялись первые листочки, затем цветы. Мне кажется, русская природа красива в любое время года, как и наш город, наши замечательные жители и мои любимые ученики! И, конечно, есть эффективный ритуал для вдохновения: дать самому себе стимул и трудиться. Посмотрите на себя в будущем и подумайте: что будет со мной, если я не буду заниматься творчеством? Чем я буду заниматься? У меня будет это и это, и не будет отдушины… Без творчества ваша жизнь станет неинтересной.
— Я стала задумываться, а что самое главное? Это дом, семья, твои близкие, дети. Оставить яркий след после себя в этой жизни очень сложно. Но хочется, чтобы он был именно добрым. А дети — наше будущее. Поэтому задача любого педагога не только обучить своей дисциплине, но и постараться посадить зерно добродетели. Чтобы выросли хорошие люди, добрые, любящие своих родных, свой город, свою Родину… Мне очень повезло в жизни, меня окружали и окружают лучшие наставники: воспитатели в детском саду, моя первая учительница, учителя, преподаватели здесь и в училище, мои близкие и родные люди, друзья, а также ученики… Но, конечно же, в первую очередь, это мои родители, особенно мама.
Можно ли научиться и научить творчеству? Думаю, можно, но только в том случае, если у человека есть к этому стремление, желание. Ведь иногда менее талантливый ученик своим трудолюбием, старанием и любовью к рисованию достигает больших результатов, чем другой — со способностями, но не прикладывающий к развитию никаких усилий.
Валерия ВИНОГРАДОВА
Фото автора