Я танцую
Мне хочется рассказать об одном важном моменте в моей жизни. Это не семья, не любовь, не учеба, а… выступления. Да, ничто не поднимает мне так настроение, как танцы. Это необъяснимое чувство волнения и радости перед выходом на сцену. Хочу рассказать, как все происходит за кулисами.
За два часа до выступления мы приходим в клуб. При входе в гримерную в нос бьет запах химических смесей, типа лака для волос, антистатика и антиперспирантов. Перед концертом здесь все спокойно. Девочки заняты: кто-то красит и без того алые губы, кто-то подкручивает длиннющие ресницы, кто-то натягивает на стройные ноги колготки, кто-то беззаботно болтает по телефону, кто-то разминается. У каждой присутствующей свое местечко, на котором навалена куча принадлежностей, чтобы быть как «Мисс Россия», ну или «Мисс Армения». Чем ближе начало концерта, тем дальше уходит спокойствие из этой малой уютной комнатушки. Девушки изучают список номеров, и кого-то ужасно огорчает то, что придется как-то извернуться и надеть пышное бальное платье всего за трехминутную песню, ведь это ужасно неудобно! При мне не было ни одного выступления, чтобы у кого-нибудь не произошло курьёзов: порвались колготки, забыла расческу, облилась кока-колой, потеряла подъюбник и тому подобное. Но это иногда бывает весело, когда ты бежишь только что со сцены и с тебя сразу кто-то снимает туфли, потому что сейчас они ей нужнее.
Первым номером всегда выступать нелегко, нужно почувствовать зрителя, понять, как вести себя на сцене. Если ты танцуешь в середине концерта, тебе всегда подскажут, в каком настроении сегодня зрители; но если ты первая — решай, подруга, сама.
За кулисами всегда много выступающих, и не важно — выходят на сцену они после тебя или еще через десять номеров; обычно такими любопытными бывают маленькие девочки, которые выступают совсем недавно.
Есть много гарантий хорошего выступления, одна из них — поддержка. Очень важно, чтобы кто-то в зале обязательно смотрел на тебя и держал за тебя кулачки. Это может быть любой твой близкий человек — мама или подруга. Мне, например, при маме выступать всегда тяжелее и волнительнее; если я знаю, что мама в зале — начинаю нервничать еще больше, потому что будь твой танец веселая полька или страстное танго — мама все равно будет плакать.
Итак, тебя объявляет ведущий: сердце стучит так бешено, что закладывает уши, руки трясутся, в животе — словно все органы меняются местами. Я танцую уже 10 лет и всегда волнуюсь. Однажды моя учительница сказала: «Кто не боится — тот не звезда». Странно, но это высказывание произвело на меня очень большое впечатление. Ты выходишь на сцену: обязательным твоим атрибутом должна быть улыбка. Ты должна поделиться со зрителем своим хорошим настроением. Даже если настроение у тебя ниже плинтуса — улыбайся, даже если ты забыла танец (а такое бывает, к сожалению) — улыбайся. «Даже если ты ногу на сцене сломала, ты не имеешь права перестать улыбаться», — говорил мой преподаватель хореографии. Улыбаться надо всегда, если, конечно, это не танго или лирический медленный танец.
На сцене твое сердце и дыхание как будто останавливаются. Это какая-то другая реальность, я, правда, не знаю, как описать это чувство. Ты в центре внимания, на тебя смотрит сотня зрителей, а ты словно никого не замечаешь, танцуешь для себя, выкладываешься, как говорится, на полную катушку. Я обожаю импровизацию в танцах: придумывать на ходу движения — это всегда весело, особенно, если номер не сольный, и партнер удивляется, что за неведомую чушь ты творишь. Удивляется, а сам подыгрывает, ну а зрители, как правило, ничего не замечают (если эти зрители не члены международного совета по танцам). Свет софитов бьет резко в глаза, безумно душно и жарко, но ты ничего не замечаешь, просто двигаешься в такт музыке, которая звучит на весь огромный оживленный зал. Мелодия подходит к концу, твой разум постепенно прибывает на свое место. Всё. Конец. Музыка останавливается, и тут же ты делаешь облегченный выдох, лёгкие внутри разрывают грудную клетку от напряжения. Поклон. И вот они, долгожданные аплодисменты, может, даже с криками «Браво!». И тут появляется настоящая искренняя улыбка. Ах, да, аплодисменты посреди танца — еще один приятный момент. Если во время номера вы с партнером делаете очень красивую трудную поддержку, что у обоих танцоров чуть ли не глаза на лоб вылезают от сложности, а аплодисментов нет, то в голове философски пробегает мысль, что это пропащее общество, ничего не смыслящее в высоком искусстве (и это так обидно). А если же все-таки во время той же поддержки хлопают и, возможно, вскрикивают, то это — «Ооо, да, похлопайте побольше, мы еще и не такое умеем». Аплодисменты во время танца — это даже в какой-то мере повышение самооценки и осознание того, что не тебе одному это нравится.
За кулисами ты чуть ли не выплевываешь свои легкие, ноги подкашиваются, а сердце бьется еще сильнее, чем перед выступлением. Заходя в гримерную, понимаешь, что через номер тебе опять на сцену, еще не отдышалась, а уже пора русский сарафан и кокошник менять на черное супер-мини для какой-нибудь румбы. Во весь голос кричишь, чтобы тебе помогли, но тут и без тебя дел хватает: у кого-то слетела юбка, кому-то нужна булавка. Но наконец тебя услышали, и куча девиц налетает на тебя, чтобы помочь: одна снимает подъюбник, вторая уже застегивает туфли, третья делает прическу. Часто бывает, ты стоишь с уложенной прической, одетыми туфлями, с аксессуарами, но… в одном нижнем белье, потому что платье, якобы, наденешь сама. Нередко можно услышать крепкое словцо от девушки, которая только что на сцене была милейшим ангелом, и наоборот. Это тоже, наверное, своеобразный «выхлоп» эмоций.
Мне нравится то, что на концертах мы — как одна семья, даже если в обычной жизни не здороваемся. Нравится то, что все друг за друга горой, каждый поможет и утешит. Танцы для меня многое значат. И когда мне бывает плохо, я танцую…
Дарья ЛИТОВКИНА
Фото из архива автора