ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ
В повестке заседания комитета по государственному устройству и местному самоуправлению областного Заксобрания 19 апреля был один вопрос: о создании Ржевского муниципального округа. Поэтому проходило это заседание не в привычном депутатам здании ЗС на Советской в Твери, а в Ржеве, на Партизанской, куда приехали председатель ЗС Сергей Голубев, руководитель комитета Александр Клиновский и депутаты Антон Секержицкий, Александр Слепышев, Любовь Ефаненкова. В президиуме, помимо них, находились зампредседателя ЗС Виктор Константинов и главы Ржева и Ржевского района Роман Крылов и Михаил Петрушихин, а в зале — депутат ЗС Артем Гончаров, депутаты Городской думы, районного Собрания депутатов, главы всех семи входящих в состав района поселений, а также представители ряда областных министерств.
Вел заседание Александр Клиновский. Он зачитал повестку, представил присутствующих и вкратце обрисовал преимущества, которые сулит объединение муниципалитетов в единый округ. Это, сказал он, формирование единого бюджета, централизация закупок для муниципальных нужд, единый подход к благоустройству (общий генплан и правила землепользования и застройки), централизация земельных и имущественных ресурсов, участие в более масштабных программах и рациональное распределение кадров. А затем предоставил слово главе Ржевского района Михаилу Петрушихину.
Михаил Павлович напомнил: процедура преобразования муниципалитетов ведется с декабря. За это время прошли сходы граждан в Ржевском районе, все поселения инициативу поддержали. Затем она была положительно рассмотрена на публичных слушаниях как в городе, так и в районе. Согласие населения на объединение закреплено решениями Ржевской городской Думы и Собрания депутатов Ржевского района.
— На сегодняшний день у нас в двух муниципальных образованиях есть девять администраций (городская, районная и по одной в каждой из семи поселений), девять представительных органов местного самоуправления (Городская дума, Собрание депутатов и депутатские советы) и девять глав. После объединения будет одна администрация муниципального округа с территориальными органами, один совет депутатов муниципального округа и один глава, — сказал Петрушихин. — Сейчас формируется структура управления муниципальным округом, всем действующим сотрудникам будут предложены должности в подразделениях администрации округа, а на местах обязательно будут для связи с населением работать территориальные специалисты. Сельские жители не потеряют ни сельских тарифов, ни сельских налоговых ставок.
Петрушихин напомнил, что процедура укрупнения — не новая, а район относительно недавно, в 2013 году, проводил объединение двух поселений — Шолоховского и Итомлинского — в одно.
Артем Гончаров, первым встав для вопроса, озвучил опасение, что положение сельских территорий ухудшится и жители будут обделены в программах. Он посчитал изменения фатальными для района и предложил отказаться от дальнейшего обсуждения этого «нецелесообразного», по его мнению, вопроса.
Его коллега по Заксобранию и однопартиец, руководитель фракции КПРФ в ЗС Людмила Воробьева и вовсе предостерегла от принятия исторических решений в страстную неделю (мол, как бы не получилось сначала «осанна», а потом — «распни его, распни») и наконец перешла к сути вопроса: будут ли доступны представители власти жителям сельских территорий? Вопросы, а точнее, выступления представителей КПРФ продолжила Любовь Ефаненкова. Она уверена: район сегодня живет лучше, чем город, потому что удельная доля бюджетных доходов на каждого жителя там выше благодаря налоговым отчислениям от ЛПУ МГ и других крупных предприятий. На последний вопрос чуть позже ответил Роман Крылов: высокий «подушевой доход» в районе объясняется не с позиции экономики, а с позиции законодательства: в районе более высокий процент возврата налога. Плюс картина сильно поменяется, если официально приписать к городу доходогенерирующие предприятия, которые уже давно территориально находятся там, сказал он.
Свою позицию высказала депутат районного собрания Татьяна Солдатенко. Она обеспокоена возможным ухудшением положения дел в районе в связи с объединением, потерей устоявшегося сильного актива администрации и глав поселений, и соответственно, контакта между населением и теми, кто призван решать жизненно важные для селян вопросы со светом, водой и прочим.
А пространное дальнейшее выступление Любови Ефаненковой было посвящено не предмету обсуждения выездного заседания, а происходящим в нашем государстве несколько последних десятилетий процессам, начиная с развала совхозов и личного подсобного хозяйства и заканчивая медициной. Нужно не объединяться, а хозяйство восстанавливать, декларировала она. Правда, не сказала, как одно связано с другим…
Михаил Петрушихин отвечал на вопросы, рассказывая о транспортной логистике, системе образования района, социальной инфраструктуре и экономике, предприятиях, которые формируют бюджет и дают рабочие места как горожанам, так и селянам.
К уже обозначенному Клиновским и Петрушихиным Роман Крылов добавил ряд плюсов объединения. Он еще раз повторил, что консолидированный бюджет даст возможность войти в федеральные программы, которые по отдельности для города и района на данный момент недоступны. Что ресурсы города уже сейчас помогли получить перспективу строительства вышки сотовой связи в Мончалово. Что упростятся проектные работы на территории Ржева и района, и можно будет газифицировать и обеспечить водоснабжением населенные пункты и городские улицы, в этом очень нуждающиеся. Город и район уже сегодня ведут большую совместную работу, и ближайший этому пример — содействие введению в строй после простоя Верхневолжского кирпичного завода. Инвесторам, как уже имеющимся, так и потенциальным, станет проще и понятнее решение текущих вопросов, потому что на сегодняшний день в зонах ответственности между городом и районом разобраться непросто и приходится одни и те же моменты согласовывать дважды, вначале в одном, потом в другом муниципалитете.
Станет возможным создание единого туристического кластера.
— Для простого жителя это перечисление, по большому счету, малозначимо, — признал он, — гораздо важнее для него понимать, кто и как станет решать его насущные проблемы. При объединении больше не будет размытия ответственности, как сейчас, когда мы делим кусок дороги и трубы, проходящей по городу и району. В режиме «одного окна» работать эффективнее, и мы со своей стороны сделаем все, чтобы переходный период на жителях негативно не отразился.
Для улучшения контакта с жителями, сказал Крылов, есть смысл усилить институт старост, активизировать общественные советы.
— Те опасения, которые были высказаны, например, о том, что сельские жители потеряют какие-то льготы, абсолютно беспочвенны. Льготы установлены федеральным законодательством, и они все сохранятся. Сохранятся все социальные учреждения, сотрудники муниципального органа будут работать непосредственно в посёлках и деревнях, людям будет куда обращаться без выезда в муниципальный центр, — еще раз прокомментировал Александр Клиновский.
А председатель Заксобрания Сергей Голубев напомнил: в рассмотрении вопроса областные парламентарии опираются на мнение, выраженное в ходе общественного обсуждения и публичных слушаний на местах.
— Все аргументы были вы-сказаны тогда. Никакого шквала звонков или писем мы не получили, население либо относится к процессу нейтрально, либо поддерживает. Город и район тесно связаны. Жители района работают в городе и наоборот, предприятия отчисляют часть налогов в районный бюджет, часть в городской. Это и есть современные реалии. Жители это понимают, скептиков уже практически не осталось… Надо признать: идеальной формы местного самоуправления еще не найдено. Мы исходим из политической повестки, а она меняется. Идея объединения большого с малым всегда была, она не нова. Законопроект подготовлен, там есть ответы на все вопросы, в том числе и по количеству депутатов и полномочиям на местах. Он будет рассмотрен на ближайшем заседании Законодательного собрания, — резюмировал председатель областного парламента.
Его заместитель, Виктор Константинов, еще раз напомнил об общих корнях, об условности деления на район и город, об историческом прошлом, когда границы Ржевского округа были гораздо шире. И высказал еще одну мысль, ранее не звучавшую: поодиночке сегодня не выжить. Если не принять конструктивных изменений и не попытаться улучшить ситуацию, останется только констатировать изменения к худшему.
На голосовании, в котором участвовали члены комитета Заксобрания, из шести голосов пять были в поддержку вынесения вопроса на уровень ЗС и дальнейшего его рассмотрения, один — против.
Большинство инициативу о создании Ржевского муниципального округа поддержало. Как сложится рассмотрение вопроса полным составом областного парламента, покажет ближайшее время.
Светлана АРТЕМЬЕВА