Юлия Валерьевна СМИРНОВА, психолог школы № 9 им. В.Т. Степанченко: «РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО В НЕГО ВЕРЯТ И ЕМУ ПОМОГУТ»
— Юлия Валерьевна, вот-вот начнется ответственная пора: экзамены, серьезные переживания, сильные волнения для старшеклассников и их родителей…
— Стресс в экзаменационную пору — нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности, усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
— Как не допустить перехода от легкого — полезного — стресса к сильному?
— Одна из причин сильного стресса — личное отношение к событию. Поэтому важно формировать адекватное отношение к ситуации, это поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь. ЕГЭ — одно из многих жизненных испытаний, которые выпускникам предстоит пройти. Волнение увеличивает высокая важность события. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки. Заранее поставьте перед собой посильную цель, начните двигаться к ней, от более легкой задачи к сложной. Никто не может постоянно быть совершенным, и пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они всегда ваши личные.
Не стоит бояться ошибок, помните: не ошибается тот, кто ничего не делает, и люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, вы экзамен обязательно сдадите.
— Среди способствующих более легкому усвоению информации: отсутствие на рабочем месте лишних предметов, чередование занятий с отдыхом, структурирование материала… Подскажете неординарные способы подготовки и снижения стресса.
— Во-первых, готовясь к экзаменам, никогда не думать о том, что не справишься. Можно ввести в интерьер комнаты повышающие интеллектуальную активность желтый и фиолетовый цвета, будет достаточно даже картинки в этих тонах. Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логического) и правого (образного) полушарий. Если доминирует одно из них, то снижается способность оптимально решать стоящие перед нами задачи. Предлагаю упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий: нарисуйте на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X» и несколько минут созерцайте его. И, конечно, пользуйтесь приемом успокаивающего дыхания, когда выдох почти в два раза длиннее вдоха.
— Как быть родителям, порой они сами «заряжают» своего ребенка на стресс…
— Создать оптимально комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Акцент на поощрение, поддержку. Главное — спокойствие взрослых, оно поможет подростку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте свое чадо, не напоминайте о сложности, ответственности экзаменов — это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Независимо от результата экзамена, от души говорите, что любите, что все в его жизни получится. Важно и то, сколько спит подрастающий организм, как он отдыхает, как питается: рыба, творог, орехи, курага — стимулируют работу мозга. Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и выспаться, проследите за этим.
Помните: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми. Чтобы позитивно настроить и выпускника на экзамены, и первоклашку на первую встречу со школой, делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого.
— Юлия Валерьевна, с какими проблемами родители обращаются к Вам как школьному психологу чаще?
— С проблемами поведения ребенка в школе, трудностями в усвоении учебного материала.
— Развита ли в нашей стране и в Ржеве в частности культура обращения за психологической помощью?
— Недостаточно. Связываю это с завышенными ожиданиями людей. Многие ошибочно полагают, что психолог вмиг решит все их проблемы, ждут мгновенного результата, не желая в себе ничего менять. Только когда обратившийся за психологической помощью начинает работать над собой, прислушивается к рекомендациям специалиста, будет результат.
— Проблемы могут возникнуть в общении с ребенком любого возраста, но, наверное, чаще они возникают в подростковом…
— Общение должно носить успокаивающий характер, важно уметь выслушать подростка. Что-то объясняете — не ставьте условий, не требуйте идеального поведения. Своим примером пропагандируйте ценность физического здоровья, занятий спортом, правильного питания. Совершил проступок — да, реагируйте наказанием, но оно должно завершать конфликт, а не создавать его.
Объясняйте подростку, что ему самому придется решать возникающие проблемы, а вы всегда ему в этом поможете. Никогда не обсуждайте недостатков учителей, лучше объясните, что учитель — такой же человек, может уставать, раздражаться.
— Японская система воспитания гласит: с рождения до пяти лет обращайтесь с ребенком, как с царем, до 12 лет — как с рабом, а дальше — как с другом…
— Я не совсем с этим согласна. Японский малыш практически не знает запретов, за проступки его не будут ругать ни домочадцы, ни прохожие — мир для ребенка практически не имеет границ. Но так ли это безобидно, особенно за пределами японского общества? Отсутствие слова «нет» в системе воспитания приводит к тому, что ребенок растет в искусственной среде. Со временем у него возникают серьезные эмоциональные проблемы, особенно при взаимодействии с другими людьми. Укоренившееся осознание того, что все, чего я хочу, я должен получить, делают ребенка уязвимым. Когда он начинает хотеть чего-то не только от родителей, но и от окружающих, не готовых удовлетворять любой его каприз, то каждое «нет» наносит ребенку травму, вызывает непонимание, протест и кризис. Наличие границ обеспечивает обязательные рамки, внутри которых растет личность. Период до 6 лет характеризуется тем, что маленькому человеку крайне интересна предметная деятельность, почемучка изучает все вокруг. Также в это время формируются понятия «я — другие», «мое — чужое». По факту, ребенок сепарируется в отдельного человека, формируются его личные, социальные и имущественные границы. В таком возрасте объяснение ребенку, что можно, чего нельзя — один из базовых принципов воспитания. Без этого может развиться тревожность, ведь ребенок не может систематизировать весь поток информации и впечатлений, который получает от мира.
— Еще одна проблема современных семей — компьютерная зависимость, причем как у взрослых, так и у детей…
— Условие формирования любой зависимости — чувство внутренней тревоги, неудовлетворенности. Из состояния тревоги человек выходит двумя путями: становится агрессивным либо стремится «уйти» в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты или в игру. Там он может и «выплеснуть» агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от реальности. Повод для повышенной тревоги — проблемы в семье, недопонимание, «заброшенность» детей, завышенные к ним требования.
Второе условие формирования зависимости — удовольствие. Человек играет, происходит выброс адреналина, а если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости — эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь, так и возникает зависимость. Дети, которым недостает позитивных эмоций, чаще становятся жертвами компьютера.
— Почему одни становятся игроманами, а другие — нет?
— Зависит от особенностей характера. В группе риска — люди, полагающие, что от них мало что в жизни зависит. Те, кто в неудачах винит других либо стечение обстоятельств, они мечтают о чуде, которое избавит от проблем без приложения собственных усилий. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность, критичность к рекламе, поощрять инициативу.
— Давайте назовем основные симптомы зависимости от компьютерных игр.
— Ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере; проводит за компьютером 6-10 часов; у него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных; он постоянно расходует и может даже требовать денег на обновление программного обеспечения и устройств компьютера; пренебрегает гигиеной и сном в пользу компьютера; ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора… Он хуже учится, пропускает уроки; во время игры разговаривает сам с собой или с персонажами, а эмоциональный подъем ощущает только когда садится за компьютер.
— Как помочь человеку избавиться от компьютерной зависимости?
— При стойкой зависимости, а формируется она довольно быстро, за полтора-два месяца, преодолеть ее собственными усилиями родителям будет сложно, общения с психологом тоже может быть недостаточно. Советую обратиться к психиатру или психотерапевту.
— Юлия Валерьевна, через месяц летние каникулы. Чем занять ребёнка, чтобы он не провёл три месяца у компьютера или с телефоном в руках? Как сделать отдых приятным и полезным?
— Учитывайте склонность детей к активным видам отдыха, используйте каникулы для приобретения полезных житейских навыков. Совместная деятельность родителей и взрослеющих детей должна стать прекрасной школой общения. Примите во внимание важные моменты: начните планировать летнее время как можно раньше, это позволит рассмотреть большее вариантов отдыха (и приобщите к обсуждению летних планов ребенка вне зависимости от его возраста), оценить возможности, временные и финансовые ресурсы семьи. При выборе вида, места отдыха обязательно учитывайте желание ребенка, его интересы, индивидуальные особенности. Четко определите, чего ждете от каникул вы и ваш ребенок: отдыха и развлечений, получения новых знаний, освоения нового вида деятельности, новых интересных знакомств. Есть задумка впервые отправить его в детский лагерь, лучше это сделать в возрасте 10-11 лет.
Уважаемые родители, ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Чтобы нормально развиваться, ему нужны любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Беседовала Ольга ЖДАНОВА