«Ржевская земля. история родного края»

По морям, по волнам…
Тверские исследователи установили, что в губернии, удаленной от морей и океанов на сотни километров, родились или проживали тысячи представителей морских профессий, а среди них — более ста адмиралов. Не является исключением и ржевская земля.
В 1786 году в сельце Горки Ржевского уезда родился Глеб Семенович Шишмарев. После окончания Морского кадетского корпуса он служил на Балтике. В 1815 году Шишмарев на бриге «Рюрик» совершил кругосветное плавание, затем участвовал в поисках прохода из Тихого океана в Атлантику через Берингов пролив. В 1829 году Г.С. Шишмарев стал контр-адмиралом. Умер отважный мореплаватель в 1835 году.
В память о Г.С. Шишмареве названы залив у берегов Америки, остров в Карском море у Новой земли, пик в Антарктиде.
Гидрографом и писателем был уроженец сельца Перевоз Ржевского уезда Нил Львович Пущин. Он участвовал в экспедициях по изучению Каспийского и Балтийского морей. Написал несколько книг. За свой научный труд Пущин был награжден золотой медалью имени Ф.П. Литке Русского Географического общества. В 1889 году он стал начальником гидрографического управления. Умер исследователь морей в 1891 году.

Ф.С. Лутковский

Ф.С. Лутковский

Среди дворян Лутковских, живших в XIX веке в имении Михирево Ржевского уезда, было несколько моряков. Петр Степанович Лутковский (1800-1882 годы) стал полным адмиралом российского флота, георгиевским кавалером, был награжден многими орденами Российской империи. Его младший брат Феопемпт Степанович (1803-1852 годы) стал контр-адмиралом. Но именно он был наиболее известным из этой семьи: Ф.С. Лутковский совершил две «кругосветки», воевал с турками в 1828-1829 годах, оставил описания турецких и египетских флотов. Кроме того, он был наставником малолетнего Александра Николаевича — будущего императора Александра II.
Поручик Ржевский и другие
О легендарном гусаре поручике Ржевском большинство знают из анекдотов, кинофильма «Гусарская баллада» режиссера Э.А. Рязанова, пьесы «Давным-давно» драматурга А.К. Гладкова. И многих интересует вопрос: был ли в истории гусар Ржевский или он сродни известному подпоручику Киже.
«Родитель» сценического Ржевского А.К. Гладков поведал читателям, что при написании пьесы он пользовался сочинениями партизана отечественной войны Д.В. Давыдова. В «Дневниках партизанских действий» Давыдов вспоминает гусара Ржевского. Вполне вероятно, что этот офицер и стал прототипом героя пьесы, фильма и анекдотов. Кроме того, известно, что немало интересных историй о Ржевском можно найти в фольклоре и литературе и XVIII, и XIX столетий.
А вот фамилия поручика однозначно говорит о том, что его родовые корни находятся в городе Ржеве. Удельные князья, владевшие верхневолжским городом, получили от него свою фамилию.
Дворяне Ржевские вели свое начало от легендарного Рюрика, этот старинный род был в числе самых знатных в России. Среди его представителей — воеводы и генералы, писатели и дипломаты, ученые и общественные деятели.
Любимцем Петра I был поручик Преображенского полка Юрий Алексеевич Ржевский. Его имение в «северной» столице дало название району — Ржевка. Его дочь — Сара Юрьевна — прабабушка великого Александра Сергеевича Пушкина. А.С. Пушкин хорошо знал историю рода Ржевских. Не раз в своих произведениях он вспоминал о далеких предках.
Многие Ржевские после октября 1917 года покинули Россию. Сегодня в Лондоне живет потомок удельных князей — Георгий Александрович Ржевский. Он помнит о своих родовых корнях и не раз посещал город предков — Ржев.
Духовный наставник Гоголя
«Мракобес, фанатик, реакционер», «Добрая душа, бесценнейший» — эти противоположные оценки относятся к одному человеку. Первые принадлежат ряду критиков отца Матвея, последние — Николаю Васильевичу Гоголю.
Матвей Константиновский родился в 1792 году в семье священника Новоторжского уезда Тверской губернии. Служил дьяконом, священником. В 1836 году был направлен в Ржев «для действования на раскольников». Прославился как проповедник, в 1853 году в Петербурге совершал литургию в присутствии Николая I. Был награжден орденом святой Анны 3-й степени.
По рекомендации графа А.П. Толстого Матвей Александрович познакомился с Н.В. Гоголем и стал его духовным наставником. Писатель делился с ржевским священником своими мыслями и планами, советовался с ним. Он посылал о. Матвею на отзыв книги: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Мертвые души».
Не раз в печати появлялись обвинения в адрес ржевского священнослужителя, начиная с совета сжечь второй том «Мертвых душ» и кончая содействием в физическом истощении Гоголя.
Сам же писатель очень высоко оценивал помощь и советы отца Матвея. Есть мнение, что в образе священника во втором томе «Мертвых душ» выведен Матвей Константиновский.
Отец Матвей умер в 1857 году, он похоронен в Ржеве на Соборной горе, рядом с Успенским храмом, в котором нес службу. О нем писали Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, В.В. Вересаев, Д.С. Мережковский. Духовного наставника Н.В. Гоголя часто вспоминают и сегодня.
Анна в застенке
Эта печальная история началась в середине XIX века в Москве. Дочь купца Анна Мазурина с матерью были людьми набожными, много времени проводили в храмах и монастырях. С этих времен Анна Мазурина прониклась добрыми чувствами к людям обездоленным. Когда мать умерла, а девушка достигла совершеннолетия, ей достался в наследство капитал в 500000 рублей. По совету гувернантки Н.А. Булах (жительницы Ржева), Мазурина переехала в город на Волге и занялась благотворительностью.
Анна Васильевна решила учредить в Ржеве духовное училище для девушек из семей священников. В октябре 1865 года училище, построенное на углу Смоленской и Большой Спасской улиц, было открыто. Его начальницей стала Н.А. Булах. Позднее Мазурина построила в городе приют для малолетних детей (старое здание санэпидемстанции). Купеческая дочь пошла навстречу уговорам бывшей гувернантки и передала Булах почти все свои деньги.
Дальнейшее поведение Булах показало, что нет предела человеческой неблагодарности. Начальница училища заточила свою и городскую благодетельницу в одну из комнат, не позволяя ей выходить из помещения, общаться с людьми. Тихо угасала Мазурина в каменном «мешке».
Но все имеет конец. Властям стало известно о злодеяниях бывшей гувернантки. В 1884 году в Московском окружном суде проходил громкий процесс. Анну Васильевну защищал знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако. Вот отрывок из его речи: «Опытная, глубоко проникающая в жизнь Булах знала, что мир завистлив к быстрому обогащению, что как пес, лающий на татя, пробирающегося к чужой сокровищнице, огрызается мир на всякое присвоение чужого. Она бросила этому миру подачку — бросила два куска, в образе двух, чужими руками созданных заведений любви и милости…» Булах была лишена всех прав состояния и сослана в Сибирь.
Об этом деле писали почти все газеты России, среди репортеров был и Антон Павлович Чехов.
Ржев в пословицах и поговорках
Известный русский писатель XIX века Владимир Иванович Даль (Казак Луганский) был и составителем «Толкового словаря», и собирателем фольклора. В знаменитом словаре есть страницы, посвященные Ржевскому краю. Но не меньший интерес представляет далевский сборник «Пословицы русского народа». Некоторые из них позволяют заглянуть на полузабытые страницы ржевской истории, почувствовать дух того времени.
В разделе «Изуверство-ханжество» есть строка: «Во Ржеве и в горшке крестят (насмешки о раскольниках)». Попытаемся взглянуть на эту пословицу исторически. Здесь, прежде всего, проявилось отношение властей к старообрядчеству. Вот, мол, какие они, староверы, не соблюдают церковных обрядов. Но известно, что на протяжении столетий старообрядцы подвергались гонениям: проходили аресты священников и верующих, староверам запрещалось иметь свои храмы, постоянно прибывали комиссии по расследованию их деятельности (одну из них возглавлял писатель В.А. Соллогуб, о чем он оставил воспоминания). Поэтому эта пословица имеет не смешную, а печальную сторону.
А вот раздел «Русь — Родина». Здесь встречаются едкие, порой даже злые характеристики обитателей городов и весей России. Вот что сказано о жителях Ржева: «Ржевцы — ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили». Действительно, обитателей волжского города долго называли «кобелятниками». Бытовала легенда о купце, попавшем в тюрьму за долги. Сыновья его собрали деньги на выкуп, но в это время им предложили купить породистого пса. Они так и сделали, оставив отца в заключении.
Здесь же можно прочитать: «Зубчане — волочане приходили к нам (ржевцам) за щами, мы щей не дали, взашей прогнали». По-видимому, здесь слышны отголоски феодальных междоусобиц.
Ржевские пословицы и поговорки есть и в книге известного фольклориста И.П. Сахарова «Сказания русского народа».
На соборной горе
Центром Ржева на протяжении столетий была и остается Соборная гора. Именно с этого места начинался город, здесь находились крепость, княжеский двор, храмы. Все строения долгое время были деревянными. В 1754 году был построен Успенский собор, который два века украшал Ржев. Высота колокольни без шпиля составляла 60 метров. В хорошую погоду верхнюю часть церкви было видно за десятки километров.
П.Ф. Симпсон в своем исследовании об истории Ржева сообщал, что в XVII веке на Соборной горе находились две деревянные церкви: Успения Пресвятой Богородицы и мученицы Параскевы Пятницы. По преданию, в первом храме и были похоронены князь Владимир и княгиня Агриппина. Епархиальная комиссия в 1745 году обследовала мощи местных святых и отказалась признавать их таковыми. Надгробная доска была вывезена в Тверь, позднее она оказалась в краеведческом музее, и там с ней знакомился император Николай II в 1915 году.
Успенский храм имел пять престолов: Успения Богоматери, Святого Арсения, Святого Благоверного Великого князя Михаила Тверского, Святого Великого князя Владимира, святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Самый большой колокол был по низу диаметром 2,5 метра. Он был привезен из Швеции и имел надпись: «Сей колокол отлит в 1730 году в Стокгольме для города Ржева-Володимирова тщанием Вельяминова-Зернова и прочих господ и купечества. Выписан через Зетилова».
При соборе имелись две часовни: Иверской Божией Матери и Святой Мученицы Параскевы Пятницы. С конца XIX века Соборную гору с городом соединяла каменная арка. В 1972 году это архитектурное сооружение Ржева было взорвано.

Олег КОНДРАТЬЕВ, Евгений ОЖОГИН

Отклики (2) на «Ржевская земля. история родного края»

  1. Александр:

    спасибо, молодцы! Хороший познавательный материал о родном крае.

  2. Лариса:

    Прочитала с удовольствием и большим интересом. Жаль, что многое просто забыто или уничтожено. История Ржева отражает историю всей нашей страны. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *