КТО ПРИДЁТ РАБОТАТЬ?
Что объединяет такие разные сферы инфраструктуры, как торговля, промышленность, образование, медицина, предприятия общественного питания, туризм в Ржевском муниципальном округе, да и не только? К сожалению, недостаток квалифицированных кадров. Именно этому вопросу было посвящено очередное заседание Совета директоров, которое прошло на пиво-медоваренном заводе имени Эрнста Клейна.
Экскурсию по благоустроенной территории и оснащённым современным оборудованием цехам предприятия провёл директор пиво-медоваренного завода Вячеслав Поярков. На встрече присутствовали вице-спикер Законодательного собрания региона Виктор Константинов, глава Ржевского МО Роман Крылов, заместитель главы Николай Берлизов, руководители предприятий и средних специальных учебных заведений.
Главную тему совещания обозначил Виктор Константинов:
— Тема нашего круглого стола — кадры, решение вопросов общего плана, качества и производительности труда. Ржевскому муниципальному округу нужны специалисты разных профессий. Что касается участия предприятий в вопросе комплексной подготовки специалистов среднего уровня, считаю, все коснулись недореформированности системы среднего образования. Мы столкнулись с закрытием машиностроительного и сельскохозяйственного техникумов. Объединение учебных заведений проблему не решило. Не может быть одной структуры, которая будет готовить и специалистов для села, и специалистов для машиностроения.
Что же сейчас могут предложить городу средние специальные учебные заведения? Об этом присутствующим доложили их руководители.
Марина Безрученко, директор Ржевского колледжа:
— В нашем учебном заведении второй год подряд есть конкурсы при поступлении учащихся. По специальности «Компьютерная система и комплексы» — 1,5 человека на место, «Право и организация социального обеспечения» — 1,2 человека на место, есть небольшая конкуренция при поступлении на специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Александр Карченков, руководитель технологического колледжа:
— Конкурсы при поступлении есть и у нас. Специальность «Повар-кондитер» — 1,3 человека на место, «Туризм» — 1,5 человека на место, специальности «Машинист локомотива», «Сварочное производство», «Пожарная безопасность» — по 2,2 человека на место. По привлечению студентов из других регионов мы занимаем первое место в области. У нас учатся ребята из Московской, Мурманской, Архангельской, Брянской, Курской и других областей. Основная проблема образовательного учреждения — отсутствие мастерских, а они нужны даже сварщикам.
Заместитель директора по воспитательной работе колледжа им. Петровского Павел Колосов:
— В 2022-2023 году в колледже обучался 251 человек по специальностям «Лаборант-эколог», «Повар-кондитер», «Повар» (для людей с ограниченными возможностями), «Сварщик», «Автомеханик». Перспективы развития учебного заведения — это открытие обучения новым специальностям, востребованным на предприятиях Ржевского муниципального округа. В 2022 году мы получили поручение губернатора Тверской области Игоря Рудени открыть обучение по специальности «Туризм и гостеприимство», в этом году набрали группу обучающихся из 25 человек. Желающих обучаться этой специальности было 35 человек. Открыли также обучение по специальности «Информационные технологии», набрали 22 человека. В 2024 году планируем открыть обучение промышленным специальностям (сейчас этот вопрос обсуждается с министром промышленности Тверской области): «Оператор станков с числовым программным управлением», «Токарь на станках с ЧПУ», «Фрезеровщик на станках с ЧПУ», «Мастер слесарных работ». Но мы понимаем, что учебное заведение не может идти в ногу с предприятиями, так как оборудование дорого стоит. Рассматриваем следующую концепцию: на базе колледжа обучаем теории и показываем маленькие модели станков, чтобы студенты представляли, как они выглядят, а затем выстраиваем коммуникации с предприятиями для практических занятий студентов. И, конечно, рассматривается дальнейшее трудоустройство в Ржевском муниципальном округе.
Тему встречи вновь продолжил Виктор Константинов:
— Мы недорабатываем в рекламе наших возможностей. Говорим о наполнениях учебных заведений материальными активами для подготовки специалистов. А с тем, что есть сегодня на предприятиях и загружено на 30-50 процентов, не даём ознакомиться обучающимся. Мы должны шире показывать возможности, имеющиеся на наших предприятиях, недостаточно информируем ребят, чем занимаются сотрудники на производстве. Вопросы практики — недостаток именно нашего подхода при подготовке специалистов среднего уровня. Мы должны предоставлять возможность проводить больше практических занятий. Нужно изменить программы таким образом, чтобы дать возможность учащимся напрямую участвовать в производственном процессе. Это и материальная составляющая: чтобы ребята, учась в колледже, могли что-то заработать, и непосредственно контакт с мастером, инструментом, материалом, чтобы учащиеся могли почувствовать себя специалистами. Инвестиции в специалиста — самая надёжная вещь, в каких бы городских предприятиях он ни трудился. Считаю, у города есть большие возможности. Допустим, что-то из оборудования предоставит «Электромеханика», что-то — «514 АРЗ» и так далее. Сегодня мы должны создать условия, чтобы в каждом колледже были средства производства, соответствующие нынешнему времени.
Роман Крылов:
— Прошу руководителей предприятий изыскать возможность и составить график посещения школьниками производств, и не только школьниками, но и педагогами. Не только ученики, но и учителя иногда не знают, какую продукцию выпускают наши предприятия и какие современные возможности имеют наши производства.
Владимир Карпов, депутат Думы РМО, предприниматель:
— Сегодня учебный процесс в колледжах оторван от реальной ситуации на производствах. Программа устарела и не соответствует современным требованиям. Выпускаем каждый год поваров, а где они? Практически каждое городское учреждение общественного питания испытывает недостаток в таких специалистах. Нужно объяснять учащимся, где по окончании учебного заведения можно применить свои знания. Ссузы не информируют, куда в Ржеве можно устроиться по окончании учёбы. В городе реальный дефицит кадров. Развивается туризм, а специалистов нет. И так везде. В машиностроении много заказов, а исполнять их некому. Растаскиваем между собой те кадры, которые имеются.
Роман Крылов:
— Предлагаю руководителям колледжей разослать руководству предприятий образовательные программы. Изучив их, директора выскажут представителям учебных заведений свои пожелания в качестве поправок в учебные планы. Постараюсь, чтобы и представители вышестоящих инстанций, министерств сделали определённые выводы, предприняли шаги, чтобы образовательный процесс как можно теснее соприкасался с процессом производительным.
Виталий Синода, заместитель генерального директора ПО «Дмитрогорское»:
— Кадровый вопрос стоит для нас так же остро, а может быть, ещё острее, чем для многих присутствующих. Сегодня мы реализуем первый этап программы, который продлится около пяти лет. Мы начали строительство в Дмитровой Горе общеобразовательной школы, и не просто школы, а единственной в области агрошколы, и строим её по федеральной программе. В следующем году будет сдана. Выпускники её после обучения смогут получить следующие профессии: тракторист-машинист, слесарь, электрик, работник животноводческих комплексов, работник перерабатывающей промышленности. Сразу после окончания школы человек получит свидетельство о приобретенной специальности и может работать на нашем предприятии. Мы гарантируем выпускникам этой школы трудоустройство, обучение в средних специальных учебных заведениях или получение высшего образования, в частности, в Тверской сельхозакадемии. Сейчас пишется методический план подготовки этих школьников в соответствии с федеральным реестром. Мы должны также переподготовить педагогов, плюс к учебному процессу будут привлечены наши специалисты-производственники. Следующий этап — подыщем колледж, который будет на совместных условиях готовить необходимых нам специалистов. Может, это будет один из ржевских колледжей.
Заседания совета директоров будут продолжаться на территориях предприятий. Тем для обсуждения и дальнейшего принятия решений много — от промышленных вопросов и взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями до важнейших секторов жизнедеятельности Ржевского муниципального округа. Надеемся, что и результаты подобных встреч не заставят себя ждать.
Елена СМИРНОВА