ОДНО СПЛОШНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Помните, как в легендарном фильме «Москва слезам не верит» герой в конце 60-х убеждает своего собеседника в том, что «скоро не будет ни газет, ни кино, ни театра, — одно сплошное телевидение»? Сегодняшние молодые могут перефразировать, сказав, что телевидение сейчас — тоже вчерашний день, вокруг «один сплошной интернет». Порассуждать на эту тему, узнать из первых уст о том, как делается телевидение, познакомиться и задать вопросы человеку, который в профессии тележурналиста более 20 лет и является лицом тверского экрана, — такую возможность получили старшеклассники на организованной в клубе «Сверстник» встрече, посвященной Всемирному дню телевидения. Праздник отмечается 21 ноября.
Алла Дмитриева, организатор и бессменный ведущий «Сверстника», в программе которого такие знакомства под рубрикой «Клуб интересных встреч» стали традицией, представила гостью.
Ирина Шляхтова — редактор программ Государственной телерадиокомпании «Тверь» (ГТРК Тверь), в профессии двадцать лет. Хотя к такому выбору поначалу, казалось бы, не было явных предпосылок. Педагогическая династия в семье с явным техническим уклоном, детская мечта о космонавтике наперекор родителям… Ирина и в детстве всегда была отличницей и активисткой: председатель пионерской дружины, комсорг, редактор школьной газеты, участница театрального кружка и КВН, ведущая вечеров и концертов, золотая медалистка. Потом был филфак, по окончании которого — продолжение той самой педагогической династии и так и не оставленные мечты о космосе. Замужество, рождение детей…
Внимательный муж, который не мог не замечать, какими глазами его половинка смотрит на ведущих теленовостей, однажды увидел объявление бегущей строкой о вакансии в ГТРК Тверь и буквально подтолкнул жену к смене профессии, сказав: «Это судьба!»
И вот уже двадцать лет Ирина Шляхтова выходит не к школьной доске, а в прямые эфиры и выпуски новостных программ.
— Первые выходы в прямой эфир были, конечно, волнительными. Сложность заключалась ещё и в том, что выходила программа в 5:05, 5:35 и так далее. Значит, в 4:30 я должна была быть уже на работе, готовой выйти в кадр. Затем, когда прямой эфир кончался, ехали снимать сюжеты и репортажи, — рассказывает Ирина Владимировна.
На вопрос о том, какое интервью стало самым запоминающимся, Шляхтова, чуть подумав, ответила, что это был посвященный Михаилу Кругу концерт в «Лужниках» в Москве:
— Получилось, что съемочная группа не успела аккредитоваться и ехала туда на страх и риск… Но всё закончилось хорошо: мы не только попали на само мероприятие и сняли достаточно для сюжета, но и сумели получить эксклюзив: узнав, что мы из Твери — родины Круга — нам дали интервью и Вика Цыганова, и её супруг.
Ребята задавали самые разные вопросы, например, какие трудности в профессии тележурналиста и к чему нужно быть готовым, когда выезжаешь на съемку?
— Ко всему, — улыбается телеведущая. — Например, самый банальный момент — люди боятся камеры. Вот этот черный глаз, который на тебя смотрит, часто лишает людей речи — причём людей самых разных, даже высокопоставленных. И тогда ты часто работаешь как психолог, стараясь раскрепостить человека и разговорить его. Ведь у тебя есть задача редактора, которую надо выполнить… Очень часто вообще заранее намеченный план по каким-то причинам ломается, но ты понимаешь: задачу никто не снимал, ЧП ли там у тебя, ДТП — надо сделать сюжет. И придумываешь его на ходу, становясь режиссером.
— Как региональному телеканалу сохранить интерес своего зрителя?
— Нужно быть для него готовым показывать совершенно разные сюжеты: власть, насущные вопросы, жизнь простых людей и многое другое.
Кстати, муж Ирины — по профессии летчик, пилотирует огромный «Антей». Может быть, поэтому, или в силу детской мечты о космосе летать Шляхтова не боится, а любит. И сюжеты о военных, в том числе и о летчиках, она делала и делает регулярно. Ребята внимательно слушали, когда она рассказывала, как рождались такие сюжеты телепрограмм: о съёмках из открытой двери летящего на большой высоте самолета и вертолёта (когда оператора необходимо было привязывать, чтобы он не выпал из машины), о репортаже, посвященном приемке большой партии вертолетов (они прилетели из Ростова-на-Дону в редкую непогоду, шёл снег с дождём и все те, кто ждал их здесь, в том числе и журналисты, были насквозь мокрыми).
— А вы знали о том, что какая бы погода ни была, хоть за 30 градусов мороза, ведущий не выходит в кадр в шапке или перчатках? Это закон ТВ: в стендапе работать только так. И поэтому мы все обязаны дружить со спортом и всегда поддерживать хорошую физическую форму, — объясняет Ирина. И рассказывает, как они с коллегами организовали команду по гребле, тренировались и участвовали в соревнованиях.
Ребятам было интересно всё и секретов телевидения они хотели узнать как можно больше, поэтому вопросы сыпались самые неожиданные.
— Как работать, если у тебя что-то случилось? Ведь лицо вместе с костюмом не наденешь…
— Конечно, такое бывает, мы живые люди, и события происходят разные, в том числе и в личной жизни… Как? Собрать волю в кулак и идти работать! Помогает актерское мастерство, умение держать лицо.
— А если Вы в эфире ошиблись?
— Улыбаюсь и говорю: второй дубль!
— Нет, если ошиблись в прямом эфире?
— Тогда главное — сделать паузу. Ни в коем случае мы не говорим: извините, простите, ой, я ошиблась — это нельзя. Пауза — и продолжаешь как ни в чем не бывало.
— А что Вы посоветовали бы тем, кто хочет стать журналистом?
— Много читать. Много знать. Главное — эрудиция. Конечно, готовиться к каждой съемке, собирая информацию о предмете или герое сюжета. Учиться у коллег, перенимать опыт.
— У кого из коллег охотно учились профессионализму лично Вы?
— Для меня примером этичности, эрудированности, уважительного отношения к зрителю всегда был Эрнест Мацкявичюс.
— А у кого из знаменитостей Вы брали интервью?
— У Сергея Шойгу. У Марка Тишмана, Надежды Бабкиной, Андрея Дементьева… У многих интересных и известных людей.
В ответ на вопрос школьников о самой опасной съёмке Ирина Шляхтова рассказала такой случай, когда по возвращении из какой-то деревни они с оператором заметили пожар на автобазе.
— И тогда наш оператор, двухметровый Антон Маслобоев, перемахнул через забор, нашёл в бытовке спящего сторожа, разбудил его, и вместе с ним вытолкал горящую легковушку за ворота, подальше от других автобусов и машин! — рассказала телеведущая. Припомнила она и ещё один случай, ДТП на трассе Ржев — Тверь, когда пришлось помогать пострадавшим до приезда оперативных служб.
В этот день ребята узнали много для себя нового. О том, что у журналистов под рукой всегда лежат словари, чтобы подсмотреть правильное ударение или значение слова. О том, что и сегодня, когда есть телесуфлёр, приходится учить тексты наизусть — а раньше это было обычной практикой. О том, как правильно задавать вопросы и что говорить человеку в кадре. О том, что самой Ирине работа редактора нравится куда меньше, чем живые съемки сюжетов. И о том, что от профессионального выгорания спасают семья и хобби, а иногда для вдохновения достаточно простой прогулки по красивым местам или похода в театр…
А как же с идеей про «один сплошной интернет», который вытеснит «одно сплошное телевидение», и тогда профессия журналиста будет не нужна? Ирина Шляхтова убеждена: искусственный интеллект не сможет заменить человека никогда, и талантливые люди всегда будут востребованы.
— Многие молодые люди, приходя к нам на практику, пытаются создавать сюжеты и тексты при помощи нейросетей — так вот, такие тексты, где автором является робот, видно сразу, они мертвые и бездушные.
Но тем не менее в тему Ирина Шляхтова хочет погрузиться глубже и потому задумала программу или даже цикл программ об искусственном интеллекте. Так что, как говорится, — следите за выпусками ГТРК Тверь!
Светлана АРТЕМЬЕВА