ШАЛУН
Для большинства родителей ребёнок является центром мироздания. Обожаемую кровиночку стараются повкуснее накормить, получше одеть и повеселее развлечь. Но ответственные родители понимают, что ублажать любимое чадо нужно до определённых пределов. Ребёнок с ранних лет должен осознавать, что в мир он пришёл не только ради получения благ и удовольствий: должен хорошо себя вести, помогать близким и отвечать за свои поступки. Ведь избалованный ребёнок становится избалованным взрослым, и ничего хорошего окружающим такой человек принести не может.
Александра Д. холили и лелеяли с раннего детства. Поздний ребёнок — он родился, когда его матери было за сорок — отличался хрупким здоровьем и капризным характером. Когда малыша отправили в детский сад, посещал он дошкольное учреждение недолго: мама стала сидеть на больничном больше времени, чем работала. Пришлось уволиться и воспитывать сына дома.
Жили на зарплату отца. Приходилось непросто: кроме Саши, в семье подрастала дочь Ольга, которая была старше брата на девять лет. Денег хватало только на самое необходимое, но в холодильнике всегда были свежие фрукты для мальчика — болезненному ребёнку нужны витамины. Ольга, любившая брата всей душой, не возражала, понимала, что Саше нужны удвоенное внимание и забота. Когда мальчик пошёл в школу, мать вновь устроилась на работу, а воспитание брата легло на плечи сестры. Ольге нравилось нянчиться с братишкой. Она делала с ним уроки, гуляла, рассказывала интересные истории. Карманные деньги, которые ей выдавали родители, тратила на брата: покупала ему сладости, водила в кинотеатр и на аттракционы.
Просьбам Александра потакали и мать, и сестра. Ему беспрекословно покупались понравившиеся вещи, позволялось гулять с друзьями допоздна: свежий воздух только на пользу. На то, что не всегда делались домашние задания, тоже часто закрывали глаза: Саша сегодня жаловался на головную боль, пусть лучше отдохнёт, а учёбу всегда можно наверстать. Отцу такое положение дел не нравилось, но, когда он начинал упрекать мать и дочь в том, что они чересчур балуют капризного мальчика, встречал такой отпор со стороны женской половины семьи, что в дальнейшем предпочитал не вмешиваться.
Саша вырос. Окончил школу, затем колледж, но взрослеть не торопился. Зачем работать, если мама и папа всегда оденут, обуют и накормят? А упрёки родителей, которые, хоть и поздно, но осознали, что из маленького болезненного мальчика Саша превратился в 21-летнего лентяя и манипулятора, можно было переждать у сестры, которая жила отдельно, в квартире гражданского мужа Сергея.
Сергей относился к Александру неплохо. Не возражал, когда тот приходил в гости, обещал помочь с трудоустройством, если молодой человек изъявит желание работать. Когда Сергей с Ольгой выезжали отдыхать за город, Сашу тоже брали с собой. Сергей даже научил брата гражданской жены водить машину: практиковались на безлюдных просёлочных дорогах. Водить «Мазду» Саше нравилось. Сидя за рулём, он мечтал: вот когда найдёт такую работу, чтобы и бок не переломить, и платили тысяч сто, тоже купит себе такую машину.
Сергей работал в Москве вахтовым методом: две недели на заработках, две недели дома. Когда был на вахте, Саша преимущественно жил у сестры — не нравилось, что дома родители попрекали его бездельем. По вечерам сидел в квартире родственницы. Близких друзей у парня не было, девушки тоже — из-за капризного характера Александру не удавалось найти общий язык со сверстниками. Поэтому времяпровождение молодого человека не отличалось разнообразием — интернет да телевизор.
— Вот бы сейчас прокатиться на «Мазде»! — в один из солнечных июньских дней сказал брат Ольге. — На природу, покупаться и шашлыков пожарить!
— Сергей с вахты вернётся — съездим, — ответила сестра.
— Так он только через десять дней приедет, — вздохнул Александр. — А погулять уже сейчас хочется. Слушай, может, вдвоём съездим? Машина у Серёги во дворе, ключи в тумбочке, водить я умею.
— С ума сошёл? — оторопела сестра. — У тебя же прав нет. Остановят по дороге — греха не оберёшься.
«Ну как знаешь, — подумал разочарованный отказом сестры Саша. — Я и один прокачусь».
Пока Ольга на кухне готовила ужин, Саша взял из тумбочки ключи от машины и сунул в карман.
— Я пойду на Волгу, искупаюсь, — сказал сестре Саша и вышел из квартиры.
На Волгу он и вправду собирался, только не пойти, а поехать — на автомобиле Сергея. На их любимое место, километрах в семи от города. Завёл чужую «Мазду» и тронулся в путь. Вот только доехать до места купания у него не получилось. Может, оно и к лучшему…
Покинув город и проезжая мимо заброшенного карьера на немаленькой скорости, мужчина не справился с управлением. Машину выбросило с грунтовой дороги, и «Мазда» столкнулась с кучей грунта. После столкновения с препятствием в автомобиле сработали подушки безопасности. Александр, не получивший в результате аварии ни царапины, но находящийся в шоковом состоянии, выбрался из иномарки и увидел, что автомобиль получил множественные повреждения. Завести машину молодой человек не пытался — как бы чего не вышло, — а отправился назад пешком, так как денег на такси у него не было. Пришёл к сестре и рассказал о случившемся.
Вызвали эвакуатор, он в тот же вечер доставил покорёженный автомобиль во двор Ольги. Чтобы избежать вопросов соседей о том, что могло произойти с машиной Сергея в то время, пока его не было в городе, автомобиль накрыли чехлом.
Теперь нотации Саше о его безответственном поведении, которое привело к печальным последствиям, читала уже не мама, а сестра. Жалости к брату уже не было. Ольга находилась в панике: что она скажет Сергею, когда тот вернётся с вахты? Поверит ли, что парень взял ключи без разрешения? И как произошедшее скажется на их отношениях?
Александра подобные вопросы не волновали. Он вновь перебрался жить к родителям, надеясь, что возникшая проблема как-нибудь разрешится без его участия. Сергей — человек не бедный, зарабатывает хорошо, ремонт автомобиля его не разорит. А что взять с безработного молодого человека? Нечего.
Сергей вернулся с заработков, увидел разбитую «Мазду» и пришёл в ужас. Машина имела значительные повреждения: автомобиль был не на ходу, разбиты все стёкла, кроме заднего, сработавшие подушки безопасности разорвали переднюю панель, узлы и агрегаты смещены, капот восстановлению не подлежал. Попытки связаться с Александром были без-успешны: он не отвечал на телефонные звонки Сергея и Ольги, сообщения в мессенджерах оставались непрочитанными. Когда Ольга приходила к родителям и говорила, что ей необходимо встретиться с братом, те отвечали, что Саша уехал, а куда и когда вернётся, не сообщил.
Первоначально Сергей собирался «Мазду» восстановить. Чтобы узнать стоимость работ, доставил машину в автомастерскую. После обследования средства передвижения механики вынесли вердикт: восстановление автомобиля обойдётся примерно в 400 тысяч рублей. Услышав сумму расходов, мужчина принял решение продать его на запчасти.
Шалость не прошла для Саши безнаказанно: Сергей обратился в правоохранительные органы. Александр Д. был обвинён в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 166 УК РФ — неправомерном завладении автомобилем без цели хищения (угоне). В судебном заседании Д. полностью признал вину, характер и размер причинённого вреда. В содеянном раскаялся, от дачи показаний отказался.
Александру было назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Также суд частично удовлетворил гражданский иск Сергея: Д. придётся выплатить потерпевшему сумму причинённого ущерба — 300 тысяч рублей. На безденежье и отсутствие работы ссылаться будет бесполезно: суд обязал Александра трудоустроиться в течение одного месяца со дня вступления приговора в законную силу.
Имена и события изменены, все совпадения являются случайными. Публикация подготовлена по материалам Ржевского городского суда.
Елена СМИРНОВА