РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

21 февраля в 15:00 Ржевский музейно-выставочный центр приглашает ржевитян на презентацию фотовыставки «Ржевский рубеж», посвященной освобождению Ржева и района от немецко-фашистских захватчиков. Выставка организована творческими объединениями «Родня» и «Парсуна». Куратор — фотограф, коллекционер Константин Бенедиктов.

Для посетителей экспозиция подлинных фотодокументов времен Великой Отечественной войны открыта по 10 марта.

Как и великую книгу Александра Твардовского «Василий Тёркин», эту выставку можно назвать «энциклопедией войны». При всей кажущейся простоте, перед нами — уникальная экспозиция, где видим произведения высокой смысловой емкости. Как и всякое значительное явление искусства, она правдиво отражает действительность суровых фронтовых будней зимы — конца лета 1942-го и весны 1943 года.

В экспозицию вошли около 70 фотографий, сделанных на фронтах Ржевско-Вяземской операции Красной Армии, одной из самых кровопролитных битв за всю историю Великой Отечественной войны.

«На улице освобождённого Ржева», «Горит Ржев», «Стрелковая часть на привале», «Ботошанское знамя гвардейцев, простреленное при штурме одной из высот», «Местные жители возвращаются в освобожденное село», «Девушки-санинструкторы» — эти и другие фотодокументы Олега Кнорринга и Ольги Игнатович без прикрас расскажут нам, ныне живущим, как это было, заставят зрителя размышлять о войне и жизни. Здесь нет ни одного снимка, мимо которого хотелось бы пройти. Каждое фото поистине бесценно. Это «живой» учебник истории, по которому должны учиться наши дети. Это военные будни и бой, минуты отдыха и вкусная, с дымком, солдатская каша; это и госпиталь, где раненому сестричка читает последние сводки. Трудная дорога солдата и немногие радости, которые выпадают на его долю, навеки запечатлела фотокамера военного корреспондента — «ради правды сущей», «ради жизни на земле».

Ольга Игнатович и Олег Кнорринг, выдающиеся мастера, создавшие выразительные образы Великой Победы, прошли по всем фронтовым дорогам.

Олег Кнорринг закончил войну в Берлине. Самой известной его работой стала фотография группы артиллеристов «Лично Гитлеру в Берлин по Рейхстагу».

Ольга Игнатович стала первым фотокорреспондентом, снимавшим освобождённый лагерь Освенцим и его узников. Именно её фотографии легли документальным свидетельством в основу обвинительного акта Нюрнбергского процесса.

А фотография с воротами этого концлагеря с известной надписью стала главным символом освобождения от нечеловеческих страданий.

Посетители выставки увидят не только фотопортреты и жанровые снимки безымянных солдат и офицеров Великой Отечественной. На этих фотографиях есть и узнаваемые лица. К примеру, несколько кадров запечатлели оперативное совещание в штабном блиндаже и дружескую беседу легендарных полярных лётчиков, героев довоенной эпохи — Михаила Громова, Андрея Юмашева и Георгия Байдукова. Первый из них командовал 3-й воздушной армией Калининского фронта, а все они внесли значительный вклад в победу на Ржевском рубеже.

В основу выставки лег уникальный фонд фотонегативов. Небольшая часть экспонирующихся фотографий ранее публиковалась в официальной прессе и исторических изданиях. Но большинство из них неизвестно зрителю.

Что интересно, многие работы мастерски показывают нам характер советского человека, раскрывают широту его души, которую не сжёг, не выжег огонь войны.

Очень трогательна фотография Ольги Игнатович «Голубь на крыле самолета», где лётчик, капитан Виктор Попов (штурман 263-го истребительного полка) кормит голубей.

Рассказывают снимки военных лет и о том, как нелегко приходилось жителям разрушенных сёл и деревень. Но люди и в это суровое время оставались людьми. Одна из подписей под снимком сообщает, что русская крестьянка кормит ребёнка, оставшегося сиротой.

Невозможно равнодушно смотреть на фото, где женщина, утирая слезы, прижимает к груди малыша, закутанного в рваное одеяльце. Рядом, крепко сжав кулачки, застыв от страха, голода и ужаса, её старшенький, лет двух-трех от роду. Пронзительный взгляд маленького человека, у которого война отняла детство, не забыть никогда.

Показанные на выставке кадры военных корреспондентов Ольги Игнатович и Олега Кнорринга — лишь малая крупинка большого образа того героического времени. Но это бесценная возможность посмотреть в лица тех, кто участвовал в этой общей судьбе.

Трудно представить себе масштабы разрушений военного времени. Сам Ржев фактически сравняли с землей, превратив в дымящийся пустырь, начинённый осколками боеприпасов. Несчётное множество деревень вокруг него превратились в пепелища. Кое-где от людских поселений сохранились лишь остовы церквей.

Одним из чудом уцелевших храмов стал Покровский собор Ржева. В марте 1943 года это было одно из немногих нетронутых бомбежкой зданий в городе. И фашисты решили сделать его братской могилой для оставшихся в живых 250 горожан. Согнали их внутрь, запечатали двери, заминировали церковь. У голодных, больных, замерзающих людей не было никакой надежды выжить. Невероятно, но невозможное случилось. Вошедшие в город передовые отряды обезвредили взрывчатку и спасли пленников. 3 марта 1943 года стало новым днём рождения для спасённых людей.

Представленная в экспозиции икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (первой четверти XVIII века) находилась в одном из разрушенных войной храмов многострадального Ржева. И также, как спасенные ржевитяне, чудом уцелела. Сквозная рана от осколка снаряда в доске, на которой она написана, напоминает о тех страшных днях. Эта икона — живой свидетель произошедшего чуда, смысловой центр выставки, символ преодоления смерти, символ нерушимости и стойкости нашего народа.

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *