Елена Николаевна Ямщикова, заместитель главы администрации Ржевского муниципального округа: «К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ ГОТОВЫ!»
— Елена Николаевна, август — традиционное время приёмки образовательных учреждений к новому учебному году. Что удалось сделать, какие проблемы решить за лето в школах и детсадах?
— Образовательные учреждения Ржевского округа уже в полной боевой готовности перед новым учебным годом. За нынешнее лето удалось провести ремонтные работы капитального характера сразу в нескольких образовательных учреждениях. Самые масштабные свершения — ремонт кровель в Ефимовской школе и гимназии № 10. Работы уже завершены.
— Это потребовало огромных финансовых вложений?
— Стоимость ремонта кровли в Ефимовской школе — почти 9 млн рублей. Там полностью отремонтированы крыша, примыкания, обустроены парапеты, дополнительно перенесли электропроводку, вмонтированную в кровлю, убрали её внутрь здания. Строители, помимо выше-перечисленного, сделали косметический ремонт помещений в здании школы, которые пострадали от протечек во время ремонта. Все работы завершены, и школа готовится к новому учебному году. Подрядчиком выступала наша ржевская строительная организация «Юниксстрой».
Капитальный ремонт кровли в гимназии № 10 разделили на два этапа. Первый выполнили в прошлом году, кроме этого утеплили здание с двух сторон. В 2024 году — второй этап капитального ремонта. Общая сумма двух этапов составила 17 млн рублей. В здании гимназии кровлю построили буквально заново. На крыше обустроено углубление для дождевых стоков. Подрядная организация сейчас выполняет ремонт всех кабинетов, пострадавших от протечек с крыши. К новому учебному году гимназия встретит учеников во всеоружии.
Нельзя не сказать и о ремонтных свершениях в школе № 7. В прошлые годы отремонтировали в школьном здании кровлю, установили спортивную площадку на территории, а в этом году дело дошло до фасада. Ремонтные работы завершены, школа приобрела свежий, нарядный вид.
В настоящее время идет капитальный ремонт спортивного зала в школе № 4 по поручению губернатора: раздевалок, душевых, потолка и пола в коридоре. В самом спортзале отремонтировали не только стены, но ещё и отопительную систему. А на полу будет специальный линолеум. К началу учебного года работы завершатся.
— В 4-й школе действует «Кванториум», так?
— Да, он работает уже два года. Для «Кванториума» подготовили помещения. Ремонт проводили в несколько этапов, потому что сумма очень большая. Площадь «Кванториума» расширяется: появятся аудитории для занятий биологией, химией, информатикой, робототехникой, администрированием. Кроме того, оборудован отдельный вход в «Кванториум», установили систему безопасности и оповещения, домофон.
В этом году провели ремонт целого блока в школе № 12, где разместился «IT-куб» — это федеральная сеть центров дополнительного образования, где школьники будут заниматься программированием. С 1 сентября начинаем набор детей, приглашаем всех. «IT-куб» специально разместили в центре города, чтобы всем было удобно добираться.
Большие вложения в этом году сделаны в ремонт наружных панельных швов здания школы № 9. Спасибо главе округа, Роману Сергеевичу, следит за всеми нуждами сферы образования и оперативно реагирует. Средства на это выделил местный бюджет — 2 млн рублей.
— Дошкольные учреждения тоже могут похвастаться решением проблем в своих зданиях?
— Детские сады также в этом году участвовали в областной программе ремонтных работ, согласно которой софинансирование проектов из регионального бюджета составляло 80 процентов стоимости, а из местного бюджета — 20 процентов. В этом году в трёх детских садах Ржева (№№ 29, 19 и 22) отремонтированы кровли. Работы уже завершены, дошкольные учреждения приняли ребятишек с 1 августа.
В детском саду № 22 (в центре города, в районе ул. Ленина) в рамках программы «Комплексная безопасность» установили новое ограждение. Кроме того, разбирают старые сараи вокруг детсада, которые портят внешний вид микрорайона. Но и это ещё не всё. Кроме красивого ограждения, новой кровли, детсад получил новую детскую площадку, так как здесь не хватало уличных игровых модулей. Поэтому администрация округа приняла решение сделать ребятишкам такой подарок. Надеюсь, уже на этой неделе дети смогут играть на новом оборудовании.
А в целом вложения в учреждения образования Ржевского муниципального округа в этом году составили около 90 млн рублей — это и муниципальные средства, и финансовые вложения региональной казны. По сравнению с прошлым годом — в два раза больше. Приоритет при подготовке проектно-сметной документации на ремонт того или иного образовательного учреждения, без-условно, отдавали ремонту кровель. Если кровлю не отремонтировать, то нет смысла проводить ещё какие-то ремонтные работы в здании.
— Плоские крыши в школьных и детсадовских зданиях — это проблема для нашего климата.
— Давайте говорить откровенно — их капитально не ремонтировали с момента постройки. А это очень большой срок. Совсем проблемных крыш у нас в образовательных учреждениях не осталось. Есть, конечно, такие, которым требуется частичный ремонт. Мы уже отправили в министерство образования заявку по поводу ремонтов на 2025 год. Разрабатываем большую программу по ремонтам образовательных учреждений до 2030 года.
— Сколько детей в этом году ожидается в школах и детских садах округа?
— Всего в Ржевском округе 24 школы (13 в городе и 11 на селе), 27 детских садов. На сегодня 6730 школьников. Чуть более 2,5 тысяч детей посещают детские сады. В этом году ожидается около 700 первоклассников. Нехватки мест в детсадах на данный момент нет. А вот кадров — есть. Требуются воспитатели, музыкальные работники в дошкольные учреждения. Но к новому учебному году заведующие уже знают, что кадровую проблему будем решать за счёт сетевого взаимодействия между дошкольными учреждениями, так же, как в школах. Либо за счет перераспределения нагрузки.
— Ожидается ли в этом году приток молодых специалистов в образовательные учреждения округа?
— Да. В школы придут 10 педагогов: учитель английского языка, педагоги-психологи, учителя начальных классов, воспитатель, учитель биологии. К сожалению, это пока не решает полностью кадровую проблему. В школы требуются математики, информатики, преподаватели русского языка и литературы, историки, учителя химии, биологии.
— Елена Николаевна, какие новшества принесёт новый учебный год в образовательный процесс?
— Нововведений много, и они все положительные. В наших школах открываются дополнительные профильные классы. В наступающем учебном году планируем сделать два профильных медицинских класса в лицее № 35. В школе № 1 — два психолого-педагогических класса. Также планируем открыть классы с инженерным уклоном — в лицее № 35 и школе № 8. В перспективе в одной из школ появится агрокласс. Его можно открыть как в сельской, так и в городской школах. Не обязательно все 25 выпускников этого профильного класса свяжут свою жизнь с сельским хозяйством. Это может быть группа детей из класса, которая на дополнительных занятиях будет изучать профильные предметы.
Дополнительное образование стало обязательным, а с нового учебного года вводится новый предмет — «Основы без-опасности и защиты Родины», который представляет собой дополненный курс «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Уроки ОБЗР будут проводиться с 8-го по 11-й класс. Количество часов предмета останется прежним.
С 1 сентября 2024 года в расписании уроков школы вводится новый предмет «Труд», который заменит существующий сейчас предмет «Технология». Минобразования Тверской области в школе № 5 поставляет новое оборудование для трудового обучения мальчиков — станки. Для кабинета трудового обучения подготовлено помещение. Сейчас стоит задача возобновить трудовое воспитание таким, какое оно было в школах раньше. Дети, особенно мальчишки, должны уметь что-то делать свои-ми руками. Возьмем, к примеру, Итомлинскую школу, где действует мастерская для мальчиков: под руководством прекрасного педагога ребята делают шикарные поделки из дерева. Но, к сожалению, оборудование тоже давно требует замены, как и во всех школах, где ещё сохранились мастерские.
Думаю, мы будем организовывать сетевое взаимодействие школ, чтобы в школу № 5 приезжали ребята из других школ округа для получения практических навыков работы на станках.
— В каждую школу такие бы!
— Если минобразования будет финансировать эту программу дальше, станки поступят и в другие школы округа. Мы на это очень надеемся и готовы обустраивать мастерские.
Продолжая тему новшеств, нельзя не сказать, что с 1 сентября в школах вводится понятие «полезный труд» — учащиеся будут обязаны убирать свой класс, сажать деревья на пришкольной территории и заниматься другим общественно-полезным трудом. Согласие родителей на привлечение детей к таким работам теперь не потребуется — данную норму закрепили на законодательном уровне. Полезный труд необходим, потому что многие дети не умеют даже себя обслуживать. Не говоря о том, чтобы вымыть полы в классе. А ведь раньше это было нормой! Я думаю, что это хороший воспитательный момент, который снова появится в школах.
Еще одно новшество ожидаем в нынешнем учебном году — открытие на базе городских школ «Точек роста». Это федеральная сеть центров образования цифрового, естественного, технического и гуманитарного профилей, организованная в рамках проекта «Современная школа». Создается на базе сельских школ и общеобразовательных учреждений малых городов численностью до 60 тысяч человек. Во всех школах Ржевского района есть «Точки роста» — современные лаборатории различного направления. Со следующего года, надеюсь, такое оборудование поступит и в городские школы.
— Елена Николаевна, Вы сказали про профильные медицинские классы в городских школах. Это очень интересное начинание, особенно в свете острой нехватки медиков в Ржеве.
— Профильные медицинские классы были открыты ещё в прошлом году. Глава округа подписал соглашение о взаимном сотрудничестве с министерством здравоохранения Тверской области. Благодаря чему в наши школы приезжали преподаватели из Тверской медакадемии, проводили лекционные занятия, встречались с будущими студентами. Помогали детям углубить свои знания по химии и биологи. Мы продолжим эту практику.
— На Ваш взгляд, профориентация со школьной скамьи — это правильно?
— Думаю, это давно надо было вводить. У нас широко представлены спортивные и музыкальные школы, разно-образное творческое воспитание. Необходимо и техническое направление, и гуманитарное, и естественнонаучное — пусть ребенок в школе с 5-го класса выбирает себе будущую профессию, получает навыки в кружках, секциях, на уроках допобразования. А к старшим классам он уже целенаправленно будет сдавать экзамены, чтобы поступать в то или иное учебное заведение. Современная тенденция в образовании такова: всестороннее развитие ребенка и его воспитание. Надо нацеливать, надо помогать с выбором, подсказывать, а не безучастно наблюдать.
— Другими словами, школа перестала только лишь оказывать образовательные услуги?
— Вектор поменялся. Все возвращается в правильное русло. Во главу угла снова встало воспитание подрастающего поколения, и это уже даёт свои результаты. Воспитание гражданина своей страны, трудолюбивого и порядочного человека, прививание духовных ценностей — всё самое лучшее из советских школ возвращается в школы российские.
Беседовала Светлана КУДРЯВЦЕВА