КРАСОТА НА КОНЧИКЕ КИСТИ
Создавать нечто прекрасное и радующее глаз с помощью кисти и красок — это талант и мастерство. Но кто сказал, что обязательно нужно ограничиться холстом? Есть же много других поверхностей! Например, дерево. Мазок, ещё
мазок… Прикосновение кисти — и распускаются лепестки чудесных цветов, заплетающихся в удивительный орнамент неповторимого рисунка. Художественная роспись по дереву — уникальное мастерство, которым владеют поистине удивительные люди. Среди них и ржевитянка Елена Иванова.
Каждый творческий человек — немножко кудесник. Однажды обретя это состояние вечного праздника и красоты, важно не растерять его в повседневной суете. Мастер художественной росписи по дереву Елена Иванова создаёт из этой жизни сказку на протяжении многих лет. Достаточно взглянуть на её работы — и залюбуешься.
— Роспись по дереву — это моя профессия, — рассказывает Елена. — Её основы я получала в Тверском полиграфическом колледже на отделении народно-прикладного творчества, куда пришла учиться сразу после школы. Потом была учёба в колледже культуры им. Львова на отделении народно-художественного творчества.
Как родилось желание заниматься росписью по дереву? Ну конечно, совершенно случайно! Учиться рисованию я пришла уже будучи старшеклассницей на отделении художественного искусства в ДШИ № 3. А после окончания школы решила поступать в Тверской художественный колледж им. Венецианова. Мечтала стать профессиональным художником, однако не прошла по конкурсу. И тогда поступила в полиграфический колледж, о чем впоследствии ни разу не пожалела, что судьба повернула всё именно так. А Венециановка всё же была в моей жизни: брала уроки по живописи и композиции как свободный художник у нашего известного живописца Вячеслава Столярова.
Из всех полученных знаний и изученных предметов выгравировалась главная творческая стезя Елены — роспись по дереву. Первые практические навыки самостоятельной работы как дипломированный специалист она получала в Твери, где тогда действовали мастерские по росписи матрёшек. Всё время Елена не переставала учиться, узнавать новое, пробовала, искала. Мастерство художника росписи рождается и растет не за один день — это кропотливый труд долгих лет, оттачивание мастерства, «набивание» руки с практикой.
Ещё во время учёбы Елена познакомилась со многими видами художественной росписи. А их, только представьте себе, в России более 200! Они зарождались в разные времена и в разных уголках страны как народный промысел. В каждом своя школа, свои традиции, своя технология. Некоторые узнаваемы и популярны, другие доживают свой век вместе со старыми мастерами и закрывающимися фабриками. Но, безусловно, в каждом виде росписи — яркая самобытность народности, его традиций, культуры, быта и многого другого, что до сих пор вдохновляет мастеров. И Елена Иванова не исключение.
Она признается, что больше всего по душе ей гжельская роспись. Всего лишь сочетание белого и синего, а сколько вариаций! Много работает мастер в технике городецкой, жостовской, хохломской росписей, создает неповторимые работы по мотивам северодвинских росписей: борецкой и пермогорской. В коллекции мастера немало предметов, выполненных в стилистике того или иного старинного промысла. Вот, например, деревянная вазочка с ракульскими узорами. Солидный старый сундук из обычных досок рукою мастера превратился в роскошный предмет быта. Елена как-то сразу увидела на нём яркие и лаконичные мезенские узоры и расписала на одном дыхании.
Однажды родилась идея перенести на деревянные спилы иллюстрации замечательного художника Евгения Рачева — советского анималиста и сказочника. Так родилось целое направление в творчестве. Не только цветочные мотивы и орнаменты, но и сказочные персонажи и даже… трактора. Однажды по заказу расписывала для ребенка парту, который увлекается этим видом техники.
А вот деревянная куколка, размером с ладонь, но каждая деталь её костюма, убора, личика — поистине ювелирная работа! Расписные куклы — ещё одно направление творчества Елены Ивановой.
Любые предметы быта, покрытые замысловатым цветочным орнаментом, становятся произведениями искусства. Елена долгое время занималась росписью предметов интерьера, в том числе мебели. Все что угодно, любую поверхность можно расписать. Для Елены уже давно не возникает проблемы, что подарить близким и друзьям на праздник. Высший пилотаж росписи, когда рисунок на предмете получается объёмным, живым. И Елене Ивановой это удается сделать. Созданные мастером вещи «живут» не только в квартирах и домах ржевитян. Её расписные творения «разлетаются» по всей России. Некоторые работы ржевитяне могут увидеть своими глазами в экспозиции «Первый на Волге», которая сейчас проходит в выставочном зале.
И всё же известные традиционные виды росписи — это главное направление её творчества. Роспись по дереву — сродни волшебному ритуалу. Первые секунды встречи пустой заготовки с краской на кончике кисти — особенные, проживаемые художником с наслаждением. Каждая работа — уникальна, повторений не бывает, отсюда и волшебство рождения рисунка.
Жостовская роспись весьма сложная, и сейчас Елена уделяет ей больше всего внимания, поднимаясь на очередную ступень развития мастерства. Дважды ездила на курсы в деревню Жостово Московской области, на родину промысла, где расположена одноименная фабрика, выпускающая знаменитые жостовские расписные подносы. Училась у заслуженного художника России Ларисы Гончаровой.
— Я не любитель перелопачивать интернет в поисках обучающих видеоуроков или онлайн-курсов. Найди лучшего мастера в своей области, сядь к нему под руку, наблюдай, как он делает. В интернете можно миллион раз смотреть, но никогда не поймешь, насколько сильно мастер нажимает на кисть, сколько краски набирает, какой она консистенции. Всё нужно пробовать своими руками, — считает Елена.
Во время этих поездок она открыла для себя много нового о жостовском промысле. Например, только у самой росписи несколько стадий, не говоря уже о подготовке основания — кованого подноса. Художник делает сначала подмалевок, затем тенежку, прокладку, бликовку, после чего следует привязка, и последняя стадия — нанесение орнамента. Каждый слой покрывают лаком. Это очень трудоемкая работа. Оттого настоящие жостовские подносы стоят баснословные деньги. Невозможно найти два одинаковых — каждый узор из цветочных букетов неповторим.
Когда открываются какие-то новые возможности, Елена с готовностью впускает их в свою жизнь. Если становится интересно, пробует, осваивает. Так появилась живопись на холсте, увлечение шитьем, в том числе и корсетным, бальные танцы.
Сейчас в жизни Елены Ивановой — новый этап. Своими знаниями мастер делится с учениками в Детской школе искусств № 4, открывая детям волшебный мир росписи по дереву:
— Изучая этот вид народного промысла, можно по-новому посмотреть на окружающую природу, увидеть её красоту и неповторимость. В каждой росписи своя история и география, свой сакральный смысл. И какое счастье создавать красоту своими руками и делиться ею!
Светлана КУДРЯВЦЕВА