ВЕЛОУГОНЩИК

В большинстве профессий есть свои разновидности. Например, обобщающее название «врач» включает в себя терапевтов, хирургов, отоларингологов и множество других специалистов. Так и в воровском деле. Существует более десяти классификаций преступников, промышляющих этим ремеслом: домушник (проникает в жилые помещения), барсеточник (выхватывает вещи из салонов автомобилей), карманник (тут всё понятно), лебежатник (обворовывает пьяных людей), шоплифтер (специализируется на кражах товаров из магазинов) и прочие. Всё большее распространение получает «специализация» велоугонщиков. Об одном из представителей этой группы мы и расскажем.

Максима Иванова растила одна мама. Особое внимание ребёнку уделять было некогда: много работала. Сынок сыт, обут, одет — и ладно. Но когда ребёнок пошёл в школу, и маме, и педагогам стало понятно, что с программой обучения мальчик не справляется. После медицинских обследований был поставлен диагноз — лёгкая степень умственной отсталости, и Максима перевели в коррекционный класс.

Окончив школу, парень какое-то время уделил работе: был грузчиком, сантехником, рабочим на предприятии. Но, посмотрев на друзей по коррекционному классу, которые умудрялись не работать и на что-то жить — пусть и не вполне законным образом, — тоже перестал трудиться. К алкоголю Максим не пристрастился, а прокормить и мамка прокормит.

Но у молодого человека были и другие потребности, а денег на личные расходы мать не давала, уговаривала сына пойти работать. Созваниваясь с приятелями, пошедшими по «кривой» дорожке, Максим восхищался их смелостью: вот не боятся же воровать, и всё им с рук сходит. А он чем хуже? И 23-летний юноша решил стать велоугонщиком.

Как-то поздним летним вечером, когда стемнело, парень проходил мимо девятиэтажки и дёргал двери подъездов: вдруг повезёт и где-то сломан домофон? Повезло. Один из подъездов оказался незапертым, а на лестничной площадке четвёртого этажа стоял велосипед «Штерн Динамик» (его стоимость — 12 тысяч рублей). Ну как не соблазниться? Максим вывез велосипед из подъезда и спрятал в кустах.

Продать добычу целиком не удалось: объявления о краже были размещены в интернет-группах. Поэтому Максим обратился к знакомому, у которого имелась подобная техника, и спросил, не нужны ли ему запчасти. Знакомому требовались два колеса — подходили по диаметру. Иванов наведался в кусты с краденым, там же разобрал велосипед и продал колёса за 3000 рублей. Видя, что колёса в хорошем состоянии, покупатель согласился приобрести и прочие запчасти — дисковые тормоза, руль с переключателем скоростей, переднюю вилку, цепь. Оставшиеся невостребованными рама и педали были брошены в кустах.

Спустя неделю Максиму повезло вторично, и в том же микрорайоне — незапертой была подъездная дверь пятиэтажки. Только велосипед «Штерн Энерджи», к глубочайшему сожалению воришки, оказался пристёгнут тросом к радиатору отопления. С тросом Иванов справиться не смог, но не пропадать же добру? Поэтому снял с велосипеда два колеса и два дисковых тормоза — позже хозяин оценил сворованные запчасти в 10 тысяч рублей.

Проходя мимо знакомой девятиэтажки, откуда ему уже удалось угнать целёхонький велик, Максим вновь решил заглянуть в тот же подъезд — не зря говорят, что преступников тянет на место преступления. И — о, чудо! — на первом этаже в свободном до-ступе стоял «Стелс навигатор» стоимостью 15 тысяч рублей. Максим погрузил на руль велосипеда украденные ранее колёса, вывез из подъезда и спрятал в знакомые кусты.

На следующий день заглянул в соцсети — объявлений об угнанном велосипеде не было. Навестил кусты, сел на незаконно приобретённую технику и поехал на старый рынок — искать покупателя. Покупатель нашёлся с трудом, поэтому велик и колёса пришлось продать дёшево, всего за полторы тысячи рублей.

Однако велокражи — дело сезонное. С наступлением осени хозяева убирают своих «железных коней» из подъездов в места длительного хранения — в гаражи или на балконы. Поэтому Иванову пришлось искать другой способ «заработка». Например, сдача металла. Но железки уже давно на дороге не валяются…

И вот в коридорах одного из городских официальных учреждений Максиму приглянулись чугунные радиаторы. Но с тяжеленными батареями справиться одному было непросто, поэтому Иванов привлёк к промыслу приятеля — такого же любителя лёгкой наживы Николая.

В качестве главаря преступной группировки Максим распределил роли следующим образом. Николай должен был проникнуть в помещение и демонтировать батареи, в то время как Иванов будет выполнять самую ответственную миссию — «стоять на шухере». Когда Николай отсоединит радиаторы от отопительной системы, то позовёт Максима, они вместе их вытащат и спрячут в кустах, позже найдут транспорт и отвезут в пункт приёма металла. Вырученные деньги разделят поровну.

Когда стемнело, подельники подошли к зданию. Николай взобрался на примыкающую к учреждению пристройку и попытался открыть стеклопакет второго этажа. В одиночку сделать это ему не удалось, поэтому Максиму пришлось покинуть пост наблюдателя и присоединиться к товарищу.

Ручку с запирающимся механизмом стеклопакета отогнули предусмотрительно взятым с собой ломиком, проникли в помещение, демонтировали четыре батареи и выкинули их через открытое окно. Однако во время совершения преступления злоумышленники так шумели, что привлекли внимание случайного прохожего, который проявил гражданскую сознательность и вызвал полицию. Приятели были задержаны.

Уголовное дело в отношении Николая выделили в отдельное производство. Иванова осудили по каждому из фактов краж велосипедов и колёс по пункту «в» части 2 статьи 158 УК РФ (кража с причинением значительного ущерба). А также по части 3 статьи 30 и пунктам «а», «б» части 2 статьи 158 — тайное хищение чужого имущества группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в помещение, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от злоумышленников обстоятельствам. То есть батареи украсть не удалось, но отвечать за попытку воровства всё равно пришлось.

Несмотря на то, что Максим окончил коррекционный класс, судебно-медицинская экспертиза установила, что каким-либо психическим расстройством, не позволяющим осознавать последствия своих поступков и нести за них предусмотренную законом ответственность, молодой человек не страдает. По совокупности преступлений Максим Иванов был осуждён на три года шесть месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Имена и события изменены, все совпадения являются случайными. Публикация подготовлена по материалам Ржевского городского суда.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *