ШКОЛА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТОВ
Многие родители уверены, что их дети талантливы, и поэтому стараются развивать способности сына или дочери, наполняя жизнь ребенка радостью созидания, любовью к окружающему. Однако родительских усилий подчас бывает явно недостаточно, и тогда требуется помощь профессионалов, умеющих заинтересовать ребенка, увлечь его, раскрыть способности, научить понимать мир искусства. Наверное, не ошибусь, если скажу, что именно такие люди трудятся в ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых.
О том, как работает школа сегодня, чему здесь учат, рассказывает её директор, почетный работник культуры и искусства Антонина Трунева:
— В прошлом году ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых отметила свое 30-летие. Как много сделано за этот срок! Расширено отделение музыкального искусства: ведётся преподавание по 14 специальностям — фортепиано, скрипка, виолончель, кларнет, саксофон, флейта, домра, балалайка, гитара, аккордеон, сольное пение, синтезатор, электрогитара. Открыты и успешно развиваются отделения хореографического, изобразительного, театрального, эстрадно-джазового искусства. Проводится обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального и изобразительного искусства. Самые юные жители города в возрасте 3-5 лет постигают азы мастерства, посещая занятия на отделении раннего эстетического развития и подготовки детей к обучению в детской школе искусств. В настоящее время в школе 600 учащихся.
— Благодаря мастерству и творческой энергии преподавателей школе есть чем гордиться.
— Это действительно так. Свыше 160 выпускников школы продолжили свое образование в престижных ссузах и вузах культуры и искусства, более 1500 учащихся стали лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, региональных, областных конкурсов, фестивалей, выставок, 38 учащихся являются стипендиатами фонда «Молодые дарования Тверского края». В этом году стипендиатом губернатора Тверской области стали ученики Геннадия Левина — Виктория Кукушкина и Алеся Андреева.
— Детская школа искусств № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых известна и своими ансамблями.
— Педагогический коллектив школы много внимания уделяет развитию коллективных форм творчества. В нашей школе созданы и активно действуют ансамбль скрипачей — лауреат открытых фестивалей-конкурсов струнной музыки «Волшебная скрипка» им. Я.И. Гуревича, ансамбль духовых инструментов — лауреат областных открытых конкурсов юных исполнителей духовых и ударных инструментов им. Ю.А. Усова, ансамбль гитаристов «Пилигрим», хореографические ансамбли «Вдохновение», «Движение» — лауреаты международных, всероссийских, региональных конкурсов.
— В школе за долгие годы сложился необыкновенно талантливый педагогический коллектив. Мы уже говорили о том, что в педагогической практике мастерство и творческая энергия преподавателей особенно важны. Давайте расскажем об этих людях.
— Много лет трудятся в ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых Геннадий Львович Левин, Любовь Анатольевна Белова, Наталья Васильевна Иванова, Наталья Сергеевна Челнокова, Наталья Юрьевна Смирнова, Тамара Евгеньевна Шулегина, Наталья Юрьевна Виноградова, Игорь Трофимович Нагорнюк, Маргарита Николаевна Чистякова.
Надо сказать, что администрация школы уделяет большое внимание подбору педагогических кадров и работе с ними. В школе трудятся 28 высокопрофессиональных преподавателей и концертмейстеров, 19 из которых имеют высшую квалификационную категорию, семерым присвоено звание «Почетный работник культуры и искусства Тверской области», большинство преподавателей награждены почетными грамотами губернатора Тверской области, главы Ржевского муниципального округа, министерства культуры Тверской области. Педагогический коллектив школы отличает великолепное мастерство и огромный творческий потенциал. В составе известных не только в Тверской области, но и за её пределами, муниципальных коллективов (камерный ансамбль, ансамбль скрипачей, духовой оркестр, инструментальный ансамбль «Ассорти») играют преподаватели школы.
— Хочу добавить, что интересно проходят в школе ежегодные выставки преподавателя изобразительного искусства, члена Творческого союза художников России Андрея Грица, а также юных художников.
— Мы всегда рады гостям. Совсем скоро, в ноябре, в рамках фестиваля искусств «Ржевская осень» откроется новая выставка Андрея Викторовича «Любовь моя — цвет зеленый».
— Антонина Владимировна, в творческой копилке школы, наверное, немало наград?
— За сотрудничество в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ДШИ № 3 награждена грамотами и дипломами: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, епископа Тверского и Кашинского Виктора, епископа Ржевского и Торопецкого Адриана, патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи. Школа стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая школа искусств», лауреатом всероссийского конкурса «Образовательная организация 21-го века».
— А молодежь приходит в школу?
— Не так давно после окончания Тверского музыкального колледжа им. М.Г. Мусоргского к нам пришел выпускник нашей школы, молодой преподаватель по классу «скрипка» Максим Эдуардович Булискерия. Заслуженным уважением коллег, учеников и родителей пользуются преподаватель отделения ИЗО Карина Сергеевна Балашова и преподаватель по классу «гитара» Анна Сергеевна Федорова.
— А сколько лет Вы у руля школы?
— Уже больше тридцати. Всего мой педагогический стаж — 54 года.
— Как опытный преподаватель что можете посоветовать родителям, которые ещё сомневаются, а надо ли заниматься ребенку творчеством?
— Сомнений быть не может! Конечно, надо. И наилучшее место для творческого развития ребёнка — детская школа искусств, где успешно совмещаются различные направления. Объясню почему. Обучение на музыкальном отделении развивает у детей слух, память, чувство ритма, эмоциональность. Игра на музыкальном инструменте улучшает координацию и мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на развитии мозга. Пение, сольное или в хоре, расширяет возможности дыхательного аппарата, уменьшает количество простудных заболеваний. Ансамблевое музицирование дает практические навыки коллективной деятельности. Также музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, формируют усидчивость.
Обучение на отделении хореографии помогает укрепить мышцы спины, выработать правильную осанку, раскрыть природные физические данные. Занятия приучают детей работать в команде, благотворно влияют на умственное развитие, так как во время изучения хореографических композиций ребёнку постоянно приходится запоминать последовательность движений. Развиваются мышечная память, координация движений, артистичность. Начинает хорошо работать вестибулярный аппарат.
Обучение на художественном отделении вырабатывает точность зрения, развивает наблюдательность. Со временем ребенок видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях. Улучшается визуальная память, понимание окружающего пространства. Рисование дает возможность научиться видеть вещи и предметы с разных сторон, глубже и более детально. Кроме того, рисование развивает фантазию.
Какое бы творческое направление ни выбрал ребенок, главное, что он, знакомясь с миром искусства, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. И даже если ваш ребенок не станет профессиональным музыкантом, художником или танцором, пользу от занятий искусством вы почувствуете, независимо от его профессионального выбора. Наука доказала, что дети, занимающиеся искусством, лучше успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, занятия дисциплинируют, обостряют внимание, не говоря уже о том, что творчество, как всякое интеллектуальное увлечение, отвращает детей от всевозможных опасностей подросткового возраста. И чем раньше начнется развитие творческих способностей, тем лучше они смогут раскрыться.
Детство — это лучшее время для раскрытия талантов и способностей любого человека. Поэтому очень важно не упустить этот период и помочь ребенку раскрыть свой потенциал.
— Спасибо, Антонина Владимировна, за интервью.
Беседовала Елена СООЛЯТТЭ
Фото из архива ДШИ № 3