СУДЬБА СТРАНЫ — СУДЬБА СЕМЬИ
XX век в истории России — великий и трагичный, полный грандиозных событий, кардинально менявших жизнь миллионов людей. Век ушел, но его история живёт в памяти участников событий и их потомков. Так в зеркале семьи настоятеля храма из Итомли, протоиерея Валентина Сергиенко, отразилась история страны.
Мученик за веру
Революция и гражданская война разделила народ единой страны на «своих» и «чужих». Среди «чужих», подлежащих гонениям, оказались и зажиточные крестьяне — «кулаки», и люди верующие — «церковники». Среди предков в семье Сергиенко — прадед Адриан, раскулаченный и пострадавший за веру.
Было крепкое крестьянское хозяйство, большая семья: 10 сыновей и две дочери. Бабушка отца Валентина Ольга была одиннадцатым ребенком. В 20-30-е годы, когда люди массово отходили от церкви, он не только сохранил веру, но и был церковным старостой. В 1929 году был раскулачен, лишён всего имущества, дома, отсидел три года в сталинских лагерях. В начале 1938 года последовал новый арест. Прощаясь с семьей, он благословил каждого и сказал: «Дети, здесь мы уже не увидимся, я буду молиться о вас Богу, не бойтесь».
Более 80 лет о его судьбе ничего не было известно. Уже в 60-х годах одна из соседок, которую заставили под диктовку написать донос, несмотря на преклонный возраст, специально приезжала просить у дочери Адриана, Ольги Сергиенко (Петруниной), прощения и, конечно, получила его. Но только в 2019 году через архивы родные смогли узнать: он был приговорён и расстрелян 12 февраля 1938 года и захоронен в братской могиле в Боброве Воронежской области. До смерти остался верным Богу и церкви и не подписал отречение… Два его внука и правнука, и уже один праправнук стали священниками РПЦ, ещё три правнучки стали жёнами священников.
Герой войны
Война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране. Не исключение и семья отца Валентина, где есть свой герой, его дед, Василий Ананьевич Сергиенко. Он прошёл три войны: финскую, Отечественную и японскую. Был водителем боевой установки, легендарной «Катюши». Гвардии рядовой, награжден медалью «За отвагу» (24 января 1945 года на переправе через реку Прегель под артобстрелом противника бросился в ледяную воду, зацепил тросом провалившуюся в воду машину с боеприпасами и своей установкой вытащил её).
В те годы страна боролась с фашизмом, как и сейчас. История повторяется и в семье Сергиенко. Младший брат отца Валентина, протоиерей Василий, военный священник, сейчас служит у престола Божия в Белгороде под обстрелами и ревом воздушной тревоги, регулярно выезжает на передовую. Сопровождает гуманитарные грузы, собранные прихожанами, но главное, помогает духовной поддержкой, в которой так нуждаются наши бойцы, за что награждён медалью «Участник СВО».
Дети войны
В послевоенные голодные годы многие семьи переезжали в Среднюю Азию, где проблема продовольствия стояла не так остро. В их числе были и семьи будущих супругов Сергиенко — Николая и Валентины (отца и матери нашего батюшки), поселившиеся в городе Алмалык недалеко от Ташкента. Мамы обеих семей были простые женщины, и заложили веру в своих детях, которые познакомились, поженились и родили здесь детей. Но главное, нашли своего духовного отца. Однажды молодые люди зашли в кафедральный собор Ташкента, где встретили великого человека, архимандрита Бориса (Холчева), который полностью перевернул их жизнь. Ученик и духовный наследник оптинского старца Нектария, оставивший научную карьеру ради служения Богу и, как многие в те годы, по-страдавший за свою веру. По воспоминаниям современников, у него был природный дар постижения характера людей. Он умел найти нужные слова, проникающие в душу. Даже случайные посетители после разговора с ним нередко крестились. Под его руководством укреплялась духовная жизнь семьи, а когда в 1965 году у отца семейства Сергиенко резко ухудшилось здоровье, именно он благословил переехать ближе к Троице-Сергиевой Лавре.
Жизнь в Лавре
В Великую Отечественную войну русская церковь с первого дня заняла патриотическую позицию и призвала всех своих чад «на защиту священных границ нашей Родины», но стране потребовалось пережить все ужасы войны, чтобы власти позволили вернуть жизнь в духовное сердце Руси — Троице-Серигиеву лавру. Первое богослужение после 26-летнего перерыва было на Пасху 1946 года, в возрождённую Лавру постепенно стали прибывать иноки и многочисленные верующие. Отец устроился шофёром в лавре, и вся дальнейшая жизнь была связана со святым местом.
На время атеистической пропаганды пришлось детство батюшки, и сам он ещё ребенком испытал, что значит быть верующим в СССР. Валентина долго пытались уговорить вступить в пионеры, а когда не получилось, началась травля: дети с попущения педагогов периодически его избивали. Приходилось учиться давать отпор, помогла секция бокса, в которую он поступил — травившие стали обходить его стороной. Но учителя занижали оценки.
Настоящей отдушиной было чтение. Зная такую любовь к книгам, папа познакомил его с заведующим академической библиотекой семинарии протоиереем Владимиром Кучерявым.
Семья — опора в жизни
Семья батюшки была многодетной. Кстати, его младшая сестра Вера и её муж отец Борис повторили подвиг родителей — у них тоже шесть детей, сейчас уже 13 внуков. Родители воспитывали детей в простоте, труде и молитве.
Несмотря на то, что батюшка Валентин принял священство раньше своего отца, тот всегда был для него непререкаемым авторитетом, укреплял и помогал, говорил, что грех — это самолюбие и эгоизм. Все дети выросли дружными, добрыми, верующими и щедрыми людьми.
Во взрослой жизни испытания за веру не закончились. В армии тоже приходилось отстаивать веру, как ни странно, от русских. А вот мусульмане, напротив, видя крестик, называли будущего батюшку «белый мулла». А он твердо решил для себя стать священником. Была и еще проблема — найти верующую невесту. Однажды к семье священника, жившего по соседству, приехала в гости знакомая из Торопца. И Валентин уехал вслед за ней. Так и живут батюшка и его матушка уже 42 года, и столько же отец Валентин служит Богу в священном сане.
Возрождение церковной жизни
Юбилей Крещения Руси в 1988 году стал поворотным моментом в общественном восприятии церкви. Советские граждане начали заново открывать для себя эту часть своей истории, задумались о ценности христианства, которую ревностно отстаивали и хранили до времени в сердцах такие семьи, как семья нашего батюшки.
В 1985 году отец Валентин, молодой священник, был командирован в Ржев для возрождения приходской жизни. Из двух десятков храмов не было ни одно-го действующего, кроме Покровского: Оковецкий собор был музеем, а Вознесенский лежал в руинах. На праздник Оковецкой Божией Матери литургия и молебен прошли в доме 13 по улице Марата. Сейчас Ржев — центр епархии, в округе строятся и возрождаются храмы, действует множество приходов. В 1998 году в Итомле был открыт молельный дом, а в 2004-м заложен первый камень на строительство храма. Именно сюда и приехал служить в 2015 году протоиерей Валентин Сергиенко.
Год семьи
2024-й — Год семьи. Семейная жизнь в православии — это не совместное проживание, а духовный путь. Люди могут научиться глубже любить, прощать и заботиться друг о друге, углубляя и свою связь с Богом. Такая семья становится малой церковью. И в Итомлю, в храм Покрова Пресвятой Богородицы, к духовному семейному очагу стремятся православные, и семья растет и прибывает новыми членами.
Ираида КОРОЛЬКОВА, учитель Итомлинской средней школы