О СОГЛАШЕНИЯХ С ВУЗАМИ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Ржев сотрудничает уже с несколькими высшими учебными заведениями, недавно подписано ещё одно соглашение. Что даёт это партнёрство?

Перспективы получения высшего образования в Ржеве по-прежнему остаются туманными? Такой вопрос был задан в ходе беседы главы округа Романа Крылова с представителями СМИ 20 ноября. Вот как ответил Роман Сергеевич:

— Мне понятны вопросы от жителей, когда они видят новости о том, что Ржев подписал очередное соглашение с каким-то именитым вузом. Красивая картинка, а что за ней?

То, что с нашим городом устанавливают отношения сотрудничества такие крупные вузы, как университет земле-устройства, Московский архитектурный институт, институт бизнеса и дизайна, это хороший показатель. Мы организуем участие молодёжи Ржева в днях открытых дверей, создаём профильные классы, которые по сути являются подготовительными курсами для поступления в учебные заведения, и тем самым даём нашим школьникам возможность познакомиться с будущей профессией, выбрать специальность, с которой они захотят связать свою дальнейшую жизнь, и уже в зависимости от этого отдавать приоритет изучению тех или иных дисциплин. Педагоги из Ржевского округа, участвуя в совместных мероприятиях с вузовскими преподавателями, узнают для себя новое, обмениваются опытом, повышают свою квалификацию. Университеты более точно и конкретно понимают задачи, которые сегодня ставят перед ними муниципалитеты, по подготовке специалистов.

Старшекурсники и выпускники вузов проходят практику в Ржеве, причём не формально, для получения отметки и штампа в документах, а решая конкретные поставленные перед ними задачи. В частности, работы студентов МАРХИ были отобраны в качестве проектов по развитию Ржевского муниципального округа. Активно действует институт землеустройства, который сегодня является ведущим вузом по выпуску специалистов земельного кадастра и учёта объектов недвижимости. Также у нас выстроены партнёрские отношения с медицинской академией: действует профильный медицинский класс, а выпускники академии, окончив её, возвращаются трудиться в Ржев.

Мы напрямую заинтересованы в том, чтобы эти соглашения были не формальными, а действенными и взаимовыгодными!

В качестве негативного момента я хотел бы отметить, что наши тверские учебные заведения занимают пассивную позицию: всё, что от них исходит, это «дайте нам школьников, будущих студентов»; работают по старинке. Сегодня так нельзя. Учебные заведения должны составлять свой план в зависимости от потребностей конкретных регионов и муниципалитетов, чтобы студенты могли выбирать направление образования, получив которое, они смогут вернуться на малую родину.

Такая пассивная позиция принесёт однозначно негативный результат. Если вспомнить период, когда в Ржеве закрывали успешный филиал Тверского государственного технического университета, руководство этого вуза не встало на его защиту. Была хорошая материальная база, обеспеченная предприятиями города, был сильный преподавательский состав… Но в вузе посчитали, что ничего страшного не случится, студенты просто будут учиться не в Ржеве, а в Твери. Такого не произошло: ребята, которые могли бы учиться здесь, уехали в другие регионы, Тверской технический университет этих студентов не получил. Это была стратегическая ошибка, от которой Ржев тоже сильно пострадал: мы не получаем кадрового потенциала для наших предприятий и мы не даём возможность нашим ребятам учиться в родном городе.

Проект дуального образования, о котором много говорилось некоторое время назад, опробован: сформирован целый класс, который сейчас получает высшее вузовское образование на предприятии «Электромеханика».

Не менее важным вопросом, чем перспективы получения высшего образования в Ржеве, я считаю оптимизацию работы учреждений среднего специального образования, особенно колледжей технической направленности. У нас в этом плане есть хорошие традиции, по уровню подготовки выпускники машиностроительного техникума порой не уступают выпускникам вузов, и зачастую, отучившись здесь, сотни ребят из других городов и районов оставались работать в Ржеве по специальности, составляя тот самый кадровый потенциал для промышленных предприятий округа.

Колледжи нужно сделать современными не только по уровню оснащения, но и по уровню качества подготовки выпускников. Нужно сделать их ориентированными на подготовку именно тех специалистов, в которых нуждаются предприятия, именно с тем уровнем знаний, который будет востребован на конкретном производстве. Что мы видим сейчас? Механизаторов для сельхозпроизводств учат тому, как устроен трактор ДТ-75, давно снятый с производства. А с какой стороны подойти к современной машине, которую на полях Ржевского округа использует предприятие «Агропромкомплектация», этот выпускник не знает. Соответственно, такой специалист пред-приятию не нужен, либо же его нужно учить заново. Вот и получается, что по всему городу висят баннеры о том, что требуются операторы на современные машины для обработки полей, а местный колледж выпускает специалистов вчерашнего дня. На заседании совета директоров от другого колледжа звучит вопрос о том, что на практических занятиях не хватает электродов для сварки. Я задаю встречный: а где вы видели в городе предприятие, на котором используют сварку электродами? Везде уже используется лазерная, плазменная сварка. И такие примеры можно продолжать.

Я бы хотел отметить, что, по моему мнению, следует пересмотреть подход к подготовке специалистов в целом. У меня есть своё видение вопроса, потому что я сам был школьником, выбиравшим для получения образования родной город, потом я был студентом, потом преподавателем вуза, работодателем, который принимал на работу выпускников филиала, сегодня я глава муниципального образования. Я могу на эту проблему посмотреть под разными углами, и вот что хочу сказать.

Согласно сложившейся у нас в стране системе мы побуждаем молодых людей для получения образования уезжать в крупные города, а потом возвращаться (или нет) в промышленные кластеры работать. Как ту же самую задачу много лет решают в других странах? Создают комплексы учебных заведений непосредственно в промышленных агломерациях, с привязкой к конкретной местности. Возможно, нам стоило бы пойти по тому же пути?

— Роман Сергеевич, Вы много общаетесь с коллегами из других городов и регионов. А есть ли вообще прецеденты, когда какому-то городу, такому, как наш, удалось в последние годы создать у себя новый вуз или открыть филиал? Может быть, мы много лет стучим в дверь, которой вообще нет?

— Таких прецедентов нет. Но мы же Ржев, мы во многом первопроходцы. Во всяком случае, я для себя эту проблему с повестки не снимаю.

Записала Светлана АРТЕМЬЕВА

 

  • В 2024 году администрация Ржевского муниципального округа подписала соглашение о сотрудничестве с тремя московскими вузами. 10 июля — с Государственным университетом землеустройства. Для учащихся школ Ржевского муниципального округа
    7 декабря на базе университета будет проведён день открытых дверей, на котором можно познакомиться с факультетами и специальностями вуза.

В созданных агроклассах из обучающихся общеобразовательных школ Ржевского муниципального округа сотрудниками университета будут проводиться занятия. АО «Агро-фирма Дмитрова Гора» готова поучаствовать в ремонте агрокласса. Выпускники общеобразовательных школ при поступлении в данный вуз получат дополнительно
5 баллов к набранным.

  • 19 июля администрация Ржевского муниципального округа и Российский государственный университет имени. А.Н. Косыгина подписали соглашение о сотрудничестве. Этот вуз готовит специалистов для лёгкой и текстильной промышленности.

В рамках соглашения 8 октября прошла профориентационная встреча со старшеклассниками округа. Соглашение обеспечит возможность нашей молодёжи получить дополнительные навыки, знания, компетенции.

  • 31 октября подписано соглашение с МГИМО, призванное создать условия для учёбы школьников округа в одном из лучших вузов страны, а также для прохождения здесь практики студентов МГИМО.
  • Ранее Ржев подписал соглашение с МАРХИ. В музее истории архитектуры Ржева представлены проекты, разработанные студентами архитектурного института и выбранные для дальнейшей реализации на территории Ржевского муниципального округа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *