КОГДА ТЕБЕ ГРУСТНО ИЛИ ХОЧЕТСЯ ЧЕГО-ТО НОВОГО — ИДИ В МУЗЕЙ!
Выбрались с семьёй в Санкт-Петербург. Очень любим приезжать в этот город в любое время года, погулять по Невскому, по Дворцовой и обязательно посетить какой-нибудь музей или выставку.
Были в Питере много раз, но ещё не успели обойти весь этот удивительный и прекрасный город! В этот раз мы открыли для себя частный музей Фаберже, который расположен во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Этот уникальный музей обладает собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX-XX веков. Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея — 10 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Фаберже, в том числе — первое и последнее из них.
Дворец Нарышкиных-Шуваловых — памятник архитектуры XIX века в Санкт-Петербурге. Находится на углу Набережной реки Фонтанка, дом 21, и Итальянской улицы, дом 39. Торжественное открытие музея состоялось в 2013 году. Свои двери для широкой публики музей открыл в апреле 2014 года. Организация-учредитель музея — культурно-исторический фонд «Связь времён», созданный в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, он на свои деньги сделал ремонт дворца, постарался воссоздать его атмосферу. Музей был создан для коллекционирования, экспонирования и популяризации шедевров русского искусства. Он состоит из рыцарского зала, красной, синей, золотой, белой и голубой гостиных, аванзала, выставочного, готического и бежевого залов и верхней буфетной.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 4000 единиц хранения, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, — фантазийные предметы, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы, а также ювелирные украшения, созданные фирмой Фаберже. Также в коллекции музея — работы современников и соперников Фаберже — фирм «Сазиков», «Овчинников», «И.П. Хлебников», мастерской Ф. Рюкерта и многих других.
Императорские пасхальные яйца — это уникальные творения фирмы Фаберже!
«Курочка»
Первое из императорских яиц — «Курочка» — было изготовлено в 1885 году. Яйцо было заказано императором Александром III как пасхальный подарок для супруги — императрицы Марии Федоровны, в девичестве датской принцессы Дагмары. Александр III обратился к Карлу Густаву Фаберже не случайно: в 1882 году император остался под впечатлением от увиденных им на всероссийской художественно-промышленной выставке работ ювелирного гения.
В процессе создания яйца «Курочка» Фаберже ориентировался на аналогичные европейские ювелирные изделия. В частности, в 1720-е годы в Париже неизвестным мастером были изготовлены три похожих пасхальных яйца. Это яйцо, в настоящее время находящееся в коллекции музея истории искусств в Вене, — золотое яйцо с эмалевым желтком (до 1924 года находилось в Государственном собрании Дрездена) и яйцо герцогини Вильгельмины (ныне хранится в замке Розенборг). С большой долей вероятности можно утверждать, что именно яйцо герцогини Вильгельмины, увиденное Александром III и Марией Федоровной на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, и было выбрано августейшим заказчиком в качестве образца для подражания. Карл Фаберже, по сути, создал собственную версию яйца герцогини Вильгельмины: непрозрачная опаковая эмаль имитирует скорлупу, а желток сделан из матового золота. В желтке находится курочка из разноцветного «мозаичного золота», внутри которой — миниатюрная императорская корона в виде рубинового яйца-кулона. Изготовление заказа курировал великий князь Владимир Александрович, приходившийся императору родным братом. Именно он и снабдил готовое яйцо инструкцией для будущей владелицы. Александр III, правда, переживал, понравится ли подарок его супруге. Но он настолько пришёлся ей по вкусу, что в том же году Карл Фаберже получил звание придворного поставщика, а выполнение высочайшего заказа стало его ежегодной обязанностью.
Яйцо-шкатулка «Ренессанс»
Яйцо «Ренессанс» было изготовлено в 1894 году и является последним пасхальным подарком Александра III его супруге, так как в том же году император скончался.
В процессе создания яйца «Ренессанс» работавший над ним мастер фирмы Фаберже Михаил Перхин ориентировался на шкатулку XVIII века из собраний музея-сокровищницы в Дрездене,
изготовленную голландским мастером Ле Роем. Однако Фаберже превратил овальную шкатулку в расположенное горизонтально пасхальное яйцо, вырезанное из агата. Его оправа изготовлена из золота, частично покрытого полихромной эмалью. Оправу украшают львиные маскароны, а также вкрапления алмазов и рубинов. Дата создания яйца выложена на верхней половине изделия алмазами огранки «роза».
Яйцо с бутоном розы
Традицию вручения яиц, изготовленных фирмой Фаберже, в качестве подарка на Пасху своей супруге продолжил император Николай II. Яйцо с бутоном розы стало подарком императрице Александре Федоровне на Пасху 1895 года. Это первое яйцо, изготовленное мастером Михаилом Перхиным по заказу Николая II. Многими исследователями яйцо с бутоном розы воспринимается как своего рода признанием Николая II в любви к Александре Федоровне. Выполненное в неоклассическом стиле яйцо покрыто прозрачной ярко-красной («земляничной») эмалью на гильошированном фоне и украшено символами верности и любви: венками из золота, лиственными гирляндами и алмазными стрелами. На вершине яйца, под большим плоским алмазом, расположен миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине из слоновой кости. А под расположенным снизу алмазом аналогичного размера размещена дата изготовления подарка. У яйца есть сюрприз — давший ему название бутон чайной розы на небольшом стебле с маленькой кнопкой, при нажатии на которую лепестки розы раскрываются.
«Коронационное»
Яйцо «Коронационное», являющееся символом фонда «Связь времён», — одно из самых известных творений мастера Михаила Перхина и фирмы Фаберже. Оно посвящено торжествам по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны и было подарено императором императрице на Пасху 1897 года. Уникален сюрприз яйца — точная копия коронационной кареты, созданной при Екатерине II. Модель кареты была собрана молодым мастером фирмы Фаберже —
Г. Штейном, в мельчайших деталях воссоздавшим дизайн оригинала. Модель получилась настолько точной, что специалисты Государственного Эрмитажа, занимавшиеся реставрацией коронационной кареты, ориентировались на её миниатюрную копию, содержащуюся в яйце «Коронационное». Модель кареты увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной. Яйцо состоит из двух соединённых шарниром частей. Скорлупа покрыта прозрачной жёлтой эмалью, наложенной на гильошированный фон резных лучей, а накладные эмалевые орлы соединены ветвями из золота. Как и яйцо «Бутон розы», «Коронационное» снизу и сверху украшено двумя алмазами. На верхней части находится алмаз с вензелем императрицы, а сквозь него на нижней части читается дата «1897».
«Ландыши»
Яйцо «Ландыши» было изготовлено в 1898 году мастером Михаилом Перхиным и стало очередным пасхальным подарком императора Николая II супруге. Само яйцо, выполненное из полупрозрачной розовой эмали с гильошированой поверхностью, находится на золотой подставке с четырьмя ножками. На яйцо крепятся ландыши, выполненные из зелёной эмали, золота и жемчуга. При нажатии на боковые жемчужины из верх-ней части выдвигаются три медальона. На верхнем медальоне изображён Николай II в военной форме. На левом медальоне портрет великой княжны Ольги, на правом — Татьяны. Верхний медальон венчает корона, украшенная россыпью бриллиантов и рубином в форме кабошона.
В выставочном зале музея представлены также и живописные произведения Айвазовского, Аммона, Брюллова, Маковского, Поленова, Семирадского и женские портреты Харламова. В верхней буфетной дворца Нарышкиных-Шуваловых вывешены работы Вальта, Горбатова, Коровина, Мартена и Ренуара. В готическом зале дворца экспонируется коллекция русских икон.
Всем рекомендуем побывать в замечательном музее Фаберже!
Диана ГОГОЛЕВА
Фото Юрия ПОПОЛИТОВА