«ЛЮБОВЬ К ТРЁМ АПЕЛЬСИНАМ» И ТЕАТРУ

50 лет назад, в начале февраля 1975 года, в Доме пионеров состоялась премьера спектакля «Любовь к трём апельсинам». Режиссёром выступала выпускница Калининского культпросветучилища Елизавета Паршикова. Мы встретились с Елизаветой Константиновной, а также исполнительницами главных ролей Ириной Ахмедовой (Уткиной), Мариной Столбовой (Субботиной), Мариной Кульневой и попросили вспомнить о событиях полувековой давности.
ДРАМКРУЖОК В НОВОМ ЗДАНИИ
В октябре 1973 года в цент-ре Ржева открылось просторное и удобное здание Дома пионеров и школьников. А вскоре в школах появились объявления о наборе в драмкружок. Желающих оказалось немало, правда, в основном девочки. В их числе — Марина Субботина, Марина Кульнева и Ира Уткина. Руководил коллективом Владимир Ильич…
— Он у нас был недолго, имя запомнилось — как у Ленина, а фамилией мы просто не интересовались, — говорит Марина Кульнева.
Марина Столбова (Субботина) продолжает:
— Владимир Ильич поставил с нами несколько сценок. Но он был военнослужащим и вскоре уехал в связи с переводом.
Однако без руководителя коллектив оставался недолго. Директор ДПШ Анна Гуревич озаботилась поисками режиссёра, и её старания увенчались успехом.
Елизавета Паршикова:
— После окончания училища мы с супругом уехали по распределению в Селижарово. Здесь меня и нашла Анна Иосифовна, будучи в командировке. Спросила, собираюсь ли возвращаться в Ржев. Когда я ответила утвердительно, обрадовалась и сказала, что ждёт меня в качестве руководителя драмкружка. Я уехала из Селижарово раньше срока обязательной отработки, поскольку была в декретном отпуске — в январе 1974-го родился сын Руслан. А 1 октября вышла на работу в Дом пионеров. Помню, мы сидели в кабинете Гуревич, Анна Иосифовна позвала Марину Кульневу и попросила передать кружковцам, что сейчас придёт новый руководитель.
— Я прибежала к девчонкам и говорю: «Там пигалица какая-то, скоро придет знакомиться», — вспоминает Марина Кульнева.
Елизавета Константиновна улыбается:
— Да, я была худенькой, совсем молодой — всего 21 год. Коллектив передо мной предстал большой — около 20 человек от 12 до 16 лет. Все девочки, только один мальчик, Сережа Королёв, но и он вскоре ушёл.
— Я была самой старшей, училась в десятом классе. Первая выпускница Елизаветы Константиновны. А Марина Кульнева после 8-го класса поступила в маштех. Ира Уткина училась в седьмом классе, но все знали, что она самая талантливая, — рассказывает Марина Столбова.
Ирина Ахмедова (Уткина):
— Мы быстро поняли, что у этой «пигалицы» железный характер. Строгая, требовала неукоснительной дисциплины. Она для нас стала непререкаемым авторитетом. Самой большой наградой для меня было заслужить её похвалу.
ПОЧЕМУ «ТРИ АПЕЛЬСИНА»?
— Поскольку мой ребёнок был совсем маленьким, работала я три дня в неделю, по вечерам. Для постановки вы-брала пьесу «Любовь к трём апельсинам», — вспоминает Елизавета Константиновна. — Там много действующих лиц, был задействован почти весь коллектив. Каждая исполнительница имела возможность максимально проявить себя — в спектакле много музыки, нужно было и петь, и танцевать. Хореографию ставила Маргарита Шишелина. Правда, получилось, как в японском театре, только наоборот. У них все роли исполняют мужчины, а у нас — девушки.
Марина Кульнева играла Принца Тарталья, Ирина — Труффальдино, Марина Субботина — Клариче.
— Мы буквально горели, энтузиазм и желание были запредельные, — вспоминает Марина Столбова (Субботина). — Елизавета Паршикова не только ставила сцены, но и обучала нас мастерству. Это было такое мини-театральное училище. Для танцев использовалась музыка Прокофьева, но песни в спектакле исполнялись и под живую музыку. Моя младшая сестра Таня играла на баяне.
— Ира Уткина приступила к репетициям спустя месяц, хотя у неё была центральная роль. Но режиссёр терпеливо её ждала, — продолжает Марина Кульнева. — Потому что все понимали: Ирина — наша «звездочка».
— У меня были строгие родители, считавшие посещение театрального кружка пустым времяпровождением. Им важна была моя репутация, которую, по их мнению, могли испортить занятия в драматической студии. Выручало, что я была отличницей. Только так можно было вырваться из их ежовых рукавиц, — рассказывает «звездочка». — Запомнилось, что репетиции шли на одном дыхании, даже речи не шло о суфлере.
Спектакль — это не только режиссёр и актёры, но и костюмы, декорации, музыкальное оформление (озвучка), грим…
— Костюмы шили в ателье на ул. Алексеева. Озвучкой занималась я лично — музыкальные фрагменты были записаны на бобинный магнитофон, во время спектакля я включала и выключала музыку, — говорит Елизавета Константиновна. — Что касается декораций — помогали и родители, и кружки Дома пионеров. Мама Лены Таракановой (сейчас она Панкратова) работала на заводе, сварила каркасы для половинок апельсинов. Декорации расписывала изостудия ДПШ. Анна Иосифовна очень переживала за нас, поддерживала во всем.
А юные театралы были дружным коллективом, чему способствовала Елизавета Константиновна. Иначе невозможно было подготовить премьеру всего за четыре месяца. У них проходили вечера, огоньки, посвящение в актеры, все вместе отмечали все дни рождения. На новый 1975 год был подготовлен театрализованный огонёк, параллельно с репетициями.
Марина Кульнева:
— Спектакль «Любовь к трём апельсинам» шёл примерно два часа. Это был большой успех! Мы его показывали при аншлагах не менее пяти раз, даже на склад-40 ездили. О нас писали в «Ржевской правде».
ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ?
Елизавета Паршикова:
— В Доме пионеров, который позже стал называться Домом детского творчества, я отработала 37 лет. Наш коллектив назывался «Ритм». Долгое время в ДДТ было два театральных коллектива — «Ритм» и «Цель» Валентины Ивановой. Потом я стала режиссёром народного театра ГДК. Наши спектакли наверняка запомнились ржевскому зрителю: «Аз и Ферт», «Дом, где всё кувырком», «Ужин по-французски», «Богатые и бедные невесты», «Клоп», «Девушки с неба» и другие. Сейчас народный театр занят поисками новой пьесы для постановки.
— У меня в жизни был только один режиссёр, — признается Марина Столбова, — и это Елизавета Паршикова. После школы я поступила в школу-студию МХАТ, но потом прошёл дополнительный отсев, и меня вычеркнули из списков, сославшись на проблемы со зрением, которые могут усугубиться. Всегда любила шить; работая на швейной фабрике, вела там театральный кружок. Работала учителем труда в школе № 9, там тоже делала театральные постановки.
Совсем недавно Марина Столбова отметила бенефисом 50-летие своей творческой деятельности, блистательно отыграв в комедии «Ужин по-французски» на сцене ГДК. По просьбам зрителей спектакль был повторён. Отсчёт же начался как раз с «Трёх апельсинов».
— Я после окончания техникума уехала по распределению в Таганрог, — рассказывает Марина Кульнева. — Занималась в театральной студии при комбайновом заводе. На юбилей А. Чехова любительские театры области представляли на сцене Таганрогского драмтеатра миниатюры по произведениям Антона Павловича. Я играла в сценке «Длинный язык». Вернувшись в Ржев, в театр снова пришла только в 2006 году. Екатерина Лобанова ставила пьесу «Мисс» в ГДК. Мария Васильевна Колпашникова заболела, меня ввели вместо неё, так и осталась. Играла в «Кадрили», которую начала Лобанова, а заканчивала Паршикова.
Мария Кульнева — одна из ведущих актрис театрального коллектива «Улей» при ДК «Железнодорожник». «Улей» в прошлом году отметил десятилетие, во всех подготовленных коллективом под руководством Натальи Андреевой спектаклях играла Кульнева.
— Окончив школу, я уехала учиться в Ленинград, — рассказывает о себе Ирина Ахмедова. — В театральный вуз не стала поступать из-за плохого зрения — я носила очки. Контактных линз тогда, увы, не было. Два года занималась в театральном кружке при своём институте, потом он распался. Больше с театром связана не была. Живу в Санкт-Петербурге, в Ржев приезжаю в гости.
Ирина призналась, что любит посещать театр, благо город на Неве предоставляет для этого богатые возможности. Недавно побывала в БДТ им. Г. Товстоногова на двухчасовом спектакле «Лето одного года», где наслаждалась игрой мэтров сцены Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили. Заворожённый зал, несмолкаемые аплодисменты, море цветов…
Впрочем, и ржевские любители театра не обижены. Театральные коллективы действуют в каждом из культурных учреждений и регулярно радуют премьерами. В том числе с участием героинь нашего материала. Значит, будем с нетерпением ждать, когда нас пригласят на новую постановку!
Андрей СИМОНОВ