ПАМЯТЬ МОЕЙ ЗЕМЛИ

Жизнь — это путь. Есть такая древняя восточная пословица: «Тот, кто живёт, видит много. Тот, кто путешествует, видит больше». Когда возвращаешься домой, чувствуешь себя чуть счастливее, а горизонт познаний становится выше и объёмнее. Открывают глаза на мир и расширяют кругозор путешествия и образование. Часто бывая в разных городах и весях, всегда стараюсь почерпнуть новые знания, которые могут быть применимы в изучении ржевского краеведения.
В настоящее время документальные летописные сведения о поселениях Ржевского края известны только с XIII века, когда они принадлежали территории смоленского владения на его пограничье с землями Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Потом в результате множества военных баталий и перемирий ржевские земли не единожды перекраивались: они отходили и к
Великому княжеству Литовскому, и к Новгородчине, и к Замосковью. А уже позже — к южным окраинам тверских владений.
Ржевский уезд, обширные пространства которого простирались от Зубцова, граничащего с московскими поселениями, до смоленских сычёвско-вяземско-бельских лесов и северных осташковских пустыней, принадлежащих где-то псковичам, а где-то и новгородцам, занимал важное место в государственном устроительстве российских территорий.
В XVI веке верхневолжские земли уже крепко приросли к православию. Там, где жили люди, обязательно появлялся храм со священнослужитялями. И особое почитание отводилось Сергию Радонежскому (1314-1392).
Преподобный Сергий всегда поддерживал политический курс московских князей, что, безусловно, повлияло на «сцепление русских земель» и признание лидерства Москвы. Многие ученики Сергия стали основателями обителей, где неугасимой свечой держались его заветы (Звени-город, Коломна, Серпухов, Тверь, Кострома, Вологда и другие). Есть на этой карте и ржевские земли.
Одним из заглавных форпостов ржевской окраины московской Руси был Селижаров монастырь. Как свидетельствуют документы, в Езжинской волости Ржевского уезда монастырь Селижаровской слободы действовал уже в начале XVI века.
В российском государственном архиве древних актов (фонд 1209, книга 70) сохранились уникальные материалы далекого времени конца XVI века по Селижаровскому краю. О том, что ещё в средние века в ржевском крае были монастыри, рассказывает старинный манускрипт — грамота Ивана Грозного, который в 1547 году отправился по святым местам: «7055 года сентября 15 выехал великий князь Иоанн Васильевич с Москвы к Троице (Сергиевой) … и оттоле по монастырям поехал на Волок и на Ржеву…»
Царские особы — Иван IV Грозный, Борис Годунов — придавали весомую значимость территориям Волговерховья.
Патриарх Филарет по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича окончательно закрепляет Ржев и уезд за Патриаршей областью и ее Московской кафедрой.
До 1773 года Селижаровский монастырь находился в ведении Ржевского духовного правления. Его настоятелями (с основания и до 1748 года) были игумены, которые были ставленниками первопрестольной Москвы. Монастырю принадлежали два по-дворья: в Ржеве (оно существовало еще до литовского нашествия) и в Осташковской Иосифовской (Волоцкой) слободе (ныне Осташков, озеро Селигер).
Из Селижаровской обители, что стояла на ржевском поволжье, вышло и выросло много выдающихся пастырей русского государства, для которых наставления Сергия Радонежского были мерилом духовных и гражданских ценностей.
Вследствие величайшего литовского разорения сегодня можно восстановить имена настоятелей Троицкого Селижарова монастыря лишь с 1505 года. Пятым в этом списке значится Гурий Руготин, который, хотя и прожил на тверском Волговерховье чуть меньше года, оставил яркий след в духовном устроительстве России.
Из источников известно, что Григорий Григорьевич Руготин был родом из небогатого дворянства московских земель городка Радонеж (с той же местности, что и преподобный Сергий Радонежский). Он был грамотен, обладал литературным даром, учил детей азбуке. В начале
40-х годов XVI века принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре с именем Гурий. В 1543 году братией этой обители был избран игуменом, управляя ею почти 9 лет, после чего оставил настоятельство обителью и жил два года простым монахом. В 1554-м из братии Волоколамского монастыря Гурий был определён игуменом Селижарова монастыря.
Через год, 3 февраля 1555 года, Гурий был рукоположен в архиепископы новооткрытой Казанской епархии. Пастырь, начинавший свое служение на ржевской земле, был упокоен в казанском Спасо-Преображенском монастыре. А ещё через тридцать с небольшим лет, 4 октября 1595-го были обретены нетленные мощи святителя Гурия. Митрополит Казанский Гермоген (1530-1612), патриарх Московский и всея Руси, присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей.
* * *
Не менее значимой фигурой насельника Селижарова монастыря является учёный монах, писатель, справщик московского печатного двора начала XVII века Арсений Глухой, Селижаровец (около 1580 — после 1635-го). В средневековом русском государстве справщиком называли «книжных людей», занимавшихся редактированием и изданием рукописей церковно-славянской Библии.
На 1595 год Арсений уже выбрал свой страннический путь и был монахом, жил в разных монастырях, где в библиотеках изучал грамматику, латынь и греческие языки. В 10-х годах XVII века он поселился в подмосковном Троице-Сергиевом монастыре. Именно в это время настоятелем обители был Дионисий (светское имя Давид Федорович Зобниновский, 1570/71 (Ржев) — 10.05.1633 (Сергиев Посад) — церковный деятель, служивший ранее архимандритом в Старицком Богородицком монастыре.
Немного сведений о Дионисии. Преемник благих дел и начинаний Сергия Радонежского, преподобный Дионисий родился в Ржеве. Свои «первые университеты» прошёл в Старице при Свято-Успенском монастыре. Здесь же он принял постриг под именем Дионисий.
Его благочестие и большую духовную самореализацию, истинное знание церковной службы, а также деловые природные качества были замечены архимандритом Старицкого монастыря Пименом. Сначала Дионисий был назначен казначеем, а в 1605 году определён настоятелем Старицкого Свято-Успенского монастыря, где служил до 1610 года.
Следующий этап жизненного пути Дионисия связан с московской землей.
Среди учеников и воспитанников Дионисия выросла целая плеяда выдающихся светочей России: Симон Азарьин (около 1600-1665, писатель, церковный деятель), который подготовил в Москве первое печатное издание жития Сергия Радонежского; Иоанн Наседка (около 1575-1660) — богослов, справщик московского печатного двора, ключарь московского кремлевского Успенского собора. Среди соратников Дионисия был и его (и наш) земляк Арсений Глухой (Селижаровец).
Главным гражданским жизненным смыслом архимандрита Дионисия стало его государственное предназначение быть трибуном во время лихих испытаний для вызволения русской земли от недругов в начале ХVII века.
Умение владеть проникновенным словом, логично и безупречно выстраивать мысль и воспитательно контактировать с паствой, обладание ораторскими качествами отличали архимандрита Дионисия как сподвижника национально-освободительной борьбы против польско-литовского нашествия наравне с известными русскими героями: воеводой князем Дмитрием Пожарским, выборным всей земли Кузьмой Мининым, боярином князем Дмитрием Трубецким.
За свою образовательно-просветительскую деятельность архимандрит Дионисий получает благословение церковного священноначалия на редакторский и издательский труд, требовавший не просто грамотности и практических навыков письмотворчества, но и больших знаний в области языковедения, филологии, богословия, истории.
Эта трудоёмкая работа, выполненная Дионисием и его сподвижниками, обнаружила множество разночтений и ошибок, которые кочевали из одного церковного сборника в другой, нарушая правоту первого слово-произношения и истинность толкования мысли первоисточника. Такие коррективы вызвали у его недругов сначала ропот и несогласие с предложенными поправками, а потом сопротивление и полный протест.
На церковном соборе 1618 года мнение оппонентов возобладало: архимандрита Дионисия и его учеников признали еретиками и заточили в Кирилло-Белозерский монастырь, его помощники были брошены в тюрьму. Лишь через год, когда из польского плена вернулся Филарет, избранный Патриархом, — отец царя Михаила Федоровича, первого царя из рода Романовых. На первом же церковном соборе Дионисий был освобождён и вызволен из неволи. Филарет объявил его невиновным и вновь поставил настоятелем Троице-Сергиевого монастыря.
Арсений Глухой (Селижаровец) был тоже оправдан и определён во главе книжной справы Московского печатного двора. Под его непосредственным руководством в первую четверть ХVII века было издано свыше 30 наименований книг. Все они были очень востребованы для нужд православной жизни.
Известно, что позже учёный монах выдающегося интеллекта оставил свою просветительскую деятельность. В 1635 году Арсений уже служил головщиком в кремлёвском Троицком Богоявленском монастыре. Головщик — главный уставщик на клиросе, ведущий певец и руководитель церковного хора, запевала. А ещё позже Арсений уезжает из Москвы, и сведения о нем обрываются.
Ржевская земля являет собой действительно оплот русского православия уже более восьми веков. В ржевской Владимирской церкви с 1860 года был престол во имя преподобного Дионисия Радонежского. Великие имена рождались на Верхневолжье, их подвижнический труд вы-страивал судьбу России.
Ольга КУЗЬМИНА