ХУДОЖНИКИ — ЭТО АНТЕННЫ

Февраль 2024 года. Москва. ВДНХ. Международный фестиваль «Кино на службе Отечеству».
— Здравствуйте, Оля. Рад с Вами познакомиться, я видел Вас в фильме Олеси Шигиной «Отважные. Мамы. Мобилизованные». Спасибо вам и вашим сыновьям, наши русские женщины, — обращается ко мне стоявший несколько минут назад на сцене павильона «Россия — Моя история» Александр Новоселов.
Признаюсь, была в растерянности: художник, чья картина «Благословение матери» стала для меня знаковой, знает меня, обращается по имени.
Светлый, талантливый, искренний, СВОЙ человек подошёл ко мне тогда.
26 февраля этого года в академии художеств имени Репина открылась выставка её выпускника и педагога Александра Новосёлова «Защита Отечества. Единство времен».
Мы приехали. Увиделись с мастером, обнялись с другом.
В зале с его работами были среди СВОИХ. Среди тех, кто не скажет «Когда же это всё закончится?!», не будет причитать и жаловаться на жизнь, раздавать негативные эмоции. На нас смотрели СВОИ. И мы смотрели им в глаза.
Горжусь, что знакома с несколькими героями картин и их родными.
«Позывной «Хамза», «Медведь», «Орёл», «Итальянец», «Хулиган», «Боец с позывным «Разведчик», «Инок Киприан», «Портрет Магомеда Избакиева, Героя России посмертно», «Вера», «Портрет воина Бориса Горобца, позывной «Бритва», «Портрет Айиды — мама Руслана («Самур»)», «Портрет солдата», «Воин», «Аллея славы» из серии «Русское поле»…
— Мы приехали специально на Вашу выставку, Саша, и теперь настоятельно приглашаем Вас в Ржев.
— Ржев! Обязательно приеду! — отвечает художник, и подводит нас к одной из картин. На песчано-солнечном, словно светящимся изнутри фоне, как настоящие, только изображённые в кратном увеличении орден Красной Звезды, пробитая медаль «За Отвагу», эбонитовый опознавательный медальон.
— Это картина «Я убит подо Ржевом». Мне нравится творчество Твардовского. Его произведения навеивают много образов. Одна только строка стихотворения «В тот день, когда окончилась война…» говорит о многом. Поэзия очень изобразительна. Изобразительное искусство сразу предлагает картинку, а через поэтическое слово мы создаём её сами.
Александр — ленинградец, окончил училище имени Рериха и академию художеств имени Репина:
— Всегда хотел быть похожим на солдата. Думал поступать в суворовское училище. Дед по линии отца погиб во время Великой Отечественной. Отец — военный инженер, служил за Полярным кругом, разминировал поля после Великой Отечественной войны.
Останавливаемся у самого большого полотна «Донбасс» — три на четыре метра. На нем больше 50 лиц: ополченцы, шахтёры, пенсионеры, дети… Смотрю и слышу хлопки прилётов, разговоры в подвалах домов, где по несколько дней, не выходя на улицу, прячутся мирные жители, тихое церковное пение…
Над этой картиной Александр Новоселов работал в 2015-2016 годах. Лица жителей Донбасса рисовал с фотографий информагентств, кадров новостных видеосюжетов, по материалам документальных фильмов и репортажей оператора фронтовой хроники Максима Фадеева. Захарченко, «Гиви», «Моторолла» тогда были живы. В левом верхнем углу картины — погибшие в зоне СВО журналисты.
— В 2017 году работа была на выставке в республиканском музее Донецка, её хорошо приняли. С Донбассом меня связывает многое. Там много лет жила моя жена Татьяна, большой творческий опыт я приобрёл, участвуя в росписи кафедрального Спасо-Преображенского собора в Донецке. Я не портретист, но сейчас писать портреты — духовная необходимость. Сердечная необходимость сохранять летопись событий через конкретные лица воинов, время собирательных образов прошло. Предельно важна достоверность, подлинность: это не кто-то, не где-то, а люди нашей страны, русские воины, каждый — конкретный человек, — спокойно, но твердо и уверенно говорит Александр.
О командире батальона «Хулиган», герое ЛНР посмертно Денисе Кудрине я знаю от его жены Татьяны Алиходжиной.
Мы задерживаемся у портрета офицера, погибшего во время боевых действий под Харьковом. 7 марта — день памяти «Хулигана» — одноименный с батальоном позывной был у воина. Совпадение ли: фотография, с которой Александр написал портрет, сделана недалеко от академии художеств имени Репина…
Картина — молитва и оберег — «Благословение матери».
— Мне хотелось передать образ Родины-матери, благословляющей сыновей на защиту Отечества, на ратную работу, и оберегающей в материнской молитве, — рассказывает автор. — Портрет писал со своей Татьяны, многодетной мамы. Художник — антенна, я словно принимаю сигнал. Готовые решения по щелчку даются. Мы пишем, вкладывая смыслы, знаки, а когда картина уходит из мастерской — она начинает жить своей жизнью, у её зрителя возникает свой внутренний диалог, он видит свои смыслы — это здорово.
«Итальянец» — Володя — ещё одна история знакомства. Путь воина света. Я расскажу её позже.
Семь часов общения с творчеством, с истиной, разговор по душам. Искусство служит, пробуждает, раскрывает, спасает.
Александр Новоселов — настоящий солдат. Защитник. В его работах жизнь, они защищают нас от лжи, пробуждают души.
Картины Александра нужно размещать в школьных учебниках по русскому языку, по литературе, истории, обществознанию и говорить с нашими детьми через такие работы. Живой получится диалог поколений, яркий, понятный, и сердца его примут.
Ольга ЖДАНОВА